Всемирный Русский Народный Собор

ИГИЛ и «Орёл»

На заседании расширенного Президиума ДСМР 19 февраля в Москве мы обсудили важнейшие для наших единоверцев вопросы. Это и «Экспертный доклад по вопросам соблюдения прав мусульман в России», и «Стратегия развития Ислама и мусульманских организаций в России до 2035 года» и самое главное Обращение ко всем религиозным организациям России с призывом реального объединения. Нас все поддержали кроме, как нам стало известно ДУМ РФ. Вместо того, что бы хотя бы для видимости отреагировать, что они за объединение господин Д.Мухетдинов написал истерическую статью с переходом на личности.

Этот его шаг даёт мне моральное право, как одному из старейших муфтиев, ответить Мухетдинову. С немалым интересом я ознакомился со статьей первого заместителя председателя ДУМ РФ Дамира Мухетдинова, который также именует себя мухтасибом Мухетдином и профессором СПбГУ, посвященной выступлению на съезде исторического общества «Двуглавый орел» Главы ДСМР. Называется она грозно — «Аксиология предательства» и обвиняет муфтия Альбир хазрата в предательстве интересов Совета муфтиев России, в который он никогда не входил. Впрочем, организация Мухетдинова в выражениях обычно не стесняется, поэтому и уважаемого председателя ЦДУМ Талгата Таджуддина от Ислама они отлучали, когда он посмел осудить американскую агрессию против Ирака, и даже турецких чиновников в вероломстве упрекали, после того как те обиделись на популяризацию муфтием Гайнутдином книг пресловутого Гюлена.

Рассмотрим же основные обвинения. Чем у нас известно общество «Двуглавый орел»? Погромами евреев и мусульман? Нет. Призывами к насильственному свержению конституционного строя? Тоже нет. До начала этого года данная организация занималась преимущественно историческим просвещением, а в январе ее лидер К. Малофеев предложил пакет поправок в Конституцию России, которые были одобрены нашим Президентом и всеми традиционными духовными лидерами России, включая, кстати, и руководство организации г-на Мухетдинова. Вот такие зловещие черносотенцы.

Напомню, также у К.Малофеева мама казанская татарка Раиса Зиннуровна, а сам он заместитель Патриарха по ВРНС. На заседаниях Всемирного русского народного собора постоянно принимают участие муфтии России, кроме ДУМ РФ!…

Интересен пассаж о том, что «Орел», оказывается, продвигает идею превращения России в мононациональное и монорелигиозное государство. Видимо, именно поэтому в совет данной организации позвали мусульман и муфтия А.Крганова, и главу Общественной палаты Чеченской Республики Исмаила Денильханова и других представителей Кавказа. Не хочет ли г-н Мухетдинов обвинить в предательстве интересов Уммы соратников Рамзана Кадырова или же ему достаточно памятной «истории с бусиками», когда он перепутал с женским украшением фамильные четки-оберег главы Чеченской Республики нашего дорогого брата Ахмад Хаджи с которым мы вместе учились в Бухаре? Тогда Мухетдинов своей неосторожностью оскорбил всех нас выпускников Мир Араб. Оберег ему, как мне известно, передал уважаемый шейх, он с ним не расставался.

Удивительна ненависть г-на Мухетдинова к близкому другу нашего последнего императора муфтию Мухаммаду-Сафе Баязитову. Оказывается, он мракобесно с революцией боролся и патриотически настроенных мусульман объединял. Вот муфтий Фахреддинов, который активно дружил с советской властью и деятельно продвигал ее интересы на Ближнем Востоке (хоть и посмертно объявлен японским шпионом), был хороший, а расстрелянный в 1937 году после двадцати лет травли муфтий Баязитов, конечно, жалкий неудачник. Откроем Мухетдинову один исторический секрет — видного джадида муфтия Галимжана Баруди тоже считали черносотенцем и он тоже совместно с православными пытался предотвратить революцию. Это был правильный джадид, а вот оказавшиеся в большинстве неправильные джадиды революцию горячо поддержали, за что поплатились жизнями или эмиграцией. А самые рьяные из них даже влились в ряды ОГПУ-НКВД, где приняли самое деятельное участие в уничтожении духовной элиты татар, башкир и других народов. Посмотрите спектакль «Үлеп яратты» про женщину-казыя Мухлису Буби, он как раз про это.

Кроме того, как заметил уважаемый исламовед Ренат Беккин, заимствовать чужие тексты без ссылок и перевирать их нехорошо, что у него, что у астраханского исламоведа Андрея Сызранова. Не стоит здесь уподобляться предшественнику Мухетдинова на посту ректора МИИ Дамиру Хайретдинову, который в свою неудачно защищенную диссертацию включил целую энциклопедическую статью.

Касательно памятников спорным историческим личностям. Да, у нас их хватает, как с точки зрения татар, так и с точки зрения русских и других народов страны. Варианта тут видится два — или мы сносим все спорное, включая изваяния Петра Первого, Салавату Юлаева и Ленина, или же начинаем договариваться и искать компромиссы. Я бы придерживался последнего. Думаю, что следует умерить споры на эти темы, а то ведь наиболее рьяные разоблачители потом сталкиваются с проблемами строительства мечетей в преимущественно русских городах. Как известно согласно исламской доктрине не принято строить изваяния живым существам. Мы это объясняем верующим. Поскольку затрагивается конкретная тема г. Астрахани скажу, что муфтий А. Крганов не мог и не говорил о поддержке памятника Ивану Грозному. Не пытайтесь обмануть татар, и играть на их исторических чувствах. Не получится.

Вообще же возникает резонный вопрос: каких взглядов придерживается сам г-н Мухетдинов? И на него есть четкий ответ, который содержится в его докторской диссертации по исламской теологии, давно выложенной на сайте СПбГУ и пока почему-то не защищенной (]]>«Исламское обновленческое движение конца XX — начала XXI века: идеи и перспективы»]]>). В ней Мухетдинов пытается обосновать создание новой исламской школы ультраобновленческого характера, которую оригинальным образом противопоставляет традиционалистам. «Фактически исламизм является квинтэссенцией шариатски ориентированной парадигмы. Именно поэтому мы всегда подчеркиваем, что феномен Талибана* и ДАИШ* — это не отклонение от мейнстрима традиции, а доведение принципов традиции до логического конца, пусть и радикального», например, пишет он на с. 375. Террористы, конечно, с такой апологией своих взглядов радостно согласятся, но лично мне она не близка и вызывают подозрение в том, что ДУМ РФ у нас реформируется не в том направлении.

Пользуясь случаем, кстати, спрошу — законно ли г-н Мухетдинов занимает пост ректора Московского исламского института и подписывается профессором СПбГУ, хотя не имеет звания доцента и степени доктора наук? Обязательно попрошу прояснить этот вопрос настоящего лидера мусульман «северной столицы» достойного сына своего отца муфтия Равиля Панчеева.

В заключение хочу сказать, что традиционные мусульмане, согласно Священного Корана, видят православных своими добрыми соседями и друзьями, а не коварными оппонентами и не намерены им вредить по каждому поводу, как это делают, увы, некоторые несознательные личности. Именно этих древних ценностей дружбы народов придерживались наши предки, и мы следуем их пути.

Муфтий Астраханской области, председатель ЦРО АРДУМ(1992—2016 гг., член Совета Улемов ДСМР Назымбек хазрат Ильязов

*запрещенная в России организация.