Всемирный Русский Народный Собор

Факт отрицать невозможно — «веру в Бога нам передали предки». Андрей Клишас об исторической поправке в Конституции

Упоминание Бога в Конституции России стало одной из самых обсуждаемых поправок последних недель. Как в контексте одобрения, так и на уровне критики. Предметом споров чаще всего становится неоднозначная интерпретация предложения. В том числе об этом в интервью Царьграду говорил сенатор, сопредседатель рабочей группы по поправкам в Основной закон страны Андрей Клишас.

Текст поправки с упоминанием Бога звучит следующим образом:

Российская Федерация, объединённая тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признаёт исторически сложившееся государственное единство.

От утверждённой формулировки в нашей беседе и отталкивался Андрей Клишас. О чём говорится в тексте поправки? О наших общих предках, передавших нам определённые идеалы и веру в Бога. Сенатор предлагает честно ответить себе на вопрос: были переданы подобные идеалы или нет?

«Какой бы религии мы ни придерживались, к какой бы конфессии себя ни относили, может, мы вообще атеисты. Но когда мы берём в руки произведение Льва Толстого, или Фёдора Достоевского, или других русских классиков, мы понимаем, что это написано с глубокой верой в те идеалы, в том числе с верой в Бога. Без понимания этого понять огромные периоды русской культуры, истории, традиции как русского, так других народов, населяющих нашу страну, просто невозможно. Ведь это факт. Нам передали веру в Бога».

С верой в Бога наши предки строили государство

Как мы в будущем распорядимся идеалами наших предков — дело каждого. Однако глупо было бы отворачиваться от фактов, исторической правды.

«Предложенная поправка в первую очередь имеет отношение к достоверности и правдивости целых пластов истории. Люди передали нам веру в Бога. Как мы распорядимся, как народ или каждый человек в отдельности распорядится тем, что передано предками, это уже личное дело. Мы можем отказаться, мы можем не верить в Бога, можем быть приверженцами той или иной религии или конфессии, но ведь это правда.

Наши предки с этой верой строили государство, они погибали за Отечество с верой в Бога, они создавали выдающиеся произведения мировой культуры, литературы, искусства, и это тоже нужно помнить.

Это нужно ценить».

При закреплении в Конституции веры в Бога никто не отказывается от светского характера государства, и это один из призывов представителей духовенства, вне зависимости от конфессий, подчеркнул Клишас.

«Когда мы обсуждали в том числе с очень известными иерархами церковными, представителями Русской Православной Церкви и представителями нашего исламского духовенства отражение в Конституции веры в Бога, они все обращали внимание на то, что принципы светского государства должны оставаться неизменными. Это в первую очередь говорили нам представители религиозных конфессий, потому что когда государство подавляло религию и Церковь, это были самые страшные периоды в её истории. И то, что государство сегодня светское, то, что государство не вмешивается в дела церковных организаций, это тоже конституционная ценность».

Это предложение, безусловно, учли. Положения статей Конституции о светском характере государства не затрагивали.

Конституция нам говорит о том, что граждане могут исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой. И это положение остаётся неизменным. Но этому положению никак не противоречит то, что наши предки передали нам веру в эти идеалы и веру в Бога. Они жили с этим, строили наше общее государство, создавали эту культуру с пониманием того, что есть определённые идеалы, есть Господь, который так или иначе оценивает их поступки.

Светское государство не исключает принципа уважения к традициям

Вокруг светскости государства и религий России, а теперь и упоминания Бога в Конституции очень много спекуляций, согласился сенатор. Но и здесь критикам придётся взглянуть правде в лицо.

«Что такое светское государство? Это государство, где по основным вопросам, по тем сферам общественных отношений, которые традиционно регулировались церковным или каноническим правом — семейное, например, право, всё, что касается образования и так далее, регулировалось не светскими законами и кодексами, а нормами канонического или церковного права. Разве в России есть такое? Нет».

В России действует светское законодательство во всех перечисленных отраслях, сферах общественных отношений.

«У нас есть кодексы специальные и законы, и, кстати, многие вопросы являются вопросами совместного ведения субъектов Федерации. Субъекты принимают законы с учётом своих особенностей. Поэтому государство у нас светское. Но это не исключает уважения к традиционным религиям и никоим образом не противоречит тому, что в Конституции может быть упомянут Бог, как Бог в общем-то всех религий».

Ещё один предмет спекуляций — уточнение, о каком именно Боге идёт речь. Подобные рассуждения остаются даже после совместного заявления представителей всех основных конфессий России о необходимости упоминания Бога в Конституции. Андрей Клишас полагает, что переход в эту плоскость критики относится к желанию не дискутировать, а просто чему-нибудь противоречить.

«Давайте посмотрим с вами заявление наших выдающихся лидеров — религиозных, в том числе исламских. Мы увидим, что Бог значится везде — на русском языке, а язык Конституции именно русский, это звучит так. То, что мы называем Бог, это и Аллах, и Всевышний, как говорят наши братья мусульмане, и Яхве, и так далее. Мы можем много имён Бога ещё вспомнить из религиозных текстов. Но по-русски мы говорим Бог, и все понимают, о чём мы говорим. А те, кто относит себя к атеистам, начинают спорить с нами по поводу того, что Бог — это православный Бог, а у евреев или мусульман это называется каким-то другим словом, знаете, это всё, в общем, недобросовестные спекуляции».

Удивительно, но те, кто не верит в Бога, пытаются верующих людей учить тому, как следует его называть, продолжил Клишас.

«Это и смешно, и досадно очень. Потому что нам всё-таки необходимо, наверное, так предметно и конструктивно обсуждать Основной закон страны. Тем более, я подчеркну, ведь эти все предложения исходят от людей. Предложение в том числе закрепить традицию, культуру и закрепить Бога — это тоже предложение, которое исходит от людей», — подчеркнул Андрей Клишас.

Отметим, об отклике экспертов и народа в общей своей массе на самые разные поправки в Конституцию России — в том числе с упоминанием Бога, Царьград говорит в специальном разделе. Поправка о Боге прозвучала и в призыве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а ранее и в серии поправок учредителя Царьграда Константина Малофеева. Поддерживали эту поправку политические деятели, люди искусства, политологи, экономисты и социологи. Наконец, она безусловно находит отклик у большинства верующих, вне зависимости от конфессий, о чём мы также рассказывали ранее.

Позиция верующих

В ходе заседания Межрелигиозного совета России и Христианского межконфессионального консультативного комитета представители всех крупнейших религиозных конфессий в России поддержали поправку Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла об упоминании Бога в Конституции России.

Обозначив себя — «мы, участники объединённого заседания Межрелигиозного совета России и Христианского межконфессионального консультативного комитета, представляющие христианские, исламские, иудейские и буддийские общины России», собравшиеся приняли коммюнике, содержащее пять пунктов. Царьград приводит текст полностью:

1. С удовлетворением отмечаем участие российского общества, в том числе верующих наших религий, в обсуждении Конституции Российской Федерации и внесении поправок в неё, рассматриваем это как свидетельство гражданской зрелости и ответственности за судьбы Отечества.

2. Утверждая мир в многонациональной и многоконфессиональной стране, поддерживаем предложение о внесении упоминания Бога в текст обновлённой Конституции, рассматриваем это как закрепление ценности религиозных убеждений народов нашей страны, исторически и культурно связанных с представляемыми нами религиями, а также духовной преемственности по отношению к нашим предкам.

3. Считаем важными конституционные поправки, закрепляющие представление о браке как о союзе мужчины и женщины, нормы, направленные на защиту традиционных семейных ценностей, в том числе права родителей обеспечивать такое образование и обучение детей, которое соответствует их религиозным и философским убеждениям, на защиту истории и культуры нашей страны, статуса русского языка, на поддержку соотечественников, сохранение памяти защитников Отечества.

4. Напоминаем о том, что поддержка семьи, как следует из позиции Межрелигиозного совета России и Христианского межконфессионального консультативного комитета, является непременным условием того, чтобы наша страна была процветающей, нравственно крепкой и духовно богатой.

5. Приветствуем те изменения в Конституции, которые создадут дополнительные условия для обеспечения социально-экономического благополучия и единства Российской Федерации.

«Это должно быть в Конституции — вера в Бога, добро и справедливость», — заявил заместитель главы ВРНС Константин Малофеев. Почему веру в Бога замглавы ВРНС поставил на первое место? Потому что «веру в добро и справедливость нам передали предки, но вера…в этимологии…бывает в Бога», — вот такое пояснение дал он сам.