Всемирный Русский Народный Собор

В Москве состоялся круглый стол «Восточнославянская цивилизация: история и перспективы», посвященный памяти Валерия Ганичева

Год назад завершил свой земной путь Валерий Николаевич Ганичев — писатель, заме­ститель Главы Всемирного Русского Народного Собора, доктор исторических наук. В своей общественной деятельности он немало сил отдал укреплению единства братских славянских народов. До последней минуты сердечной болью для него оставалась Ук­раина. О себе он писал: «Я русский человек, окончил украинскую школу, Киевский университет, работал почти десять лет на Украине и многие беды, недовольства, слёзы мне ясны изнутри».

18 июля 2019 года по инициативе Всемирного Русского Народного Собора в Союзе писателей России провели Круглый стол «Восточнославянская цивилизация: история и перспективы», посвященный памяти Валерия Николаевича Ганичева, но не в казенном, протокольном стиле, а в форме естественного диалога всех участников, людей из разных сфер жизнедеятельности.

Это был скорее открытый разговор единомышленников, сподвижников В.Н. Ганичева, писавшего:

«Можно сказать, что Россия, её идеологи, её спецслужбы, естественно, как и украинс­кие, «прозевали» или, по крайней мере, недооценили её. А галичане захватили власть в центре, овладели ми­нистерствами, создали новые учебники, философские исто­рические школы, исказили факты, на их место постави­ли другие. Ненависть к Рос­сии стала подлинной страс­тью, заразила молодое поко­ление.

Надо всем миром рабо­тать на украинском направле­нии:

– публикации книг и статей (надо «выработать» пополне­ние искренних публицистов, очеркистов, как было во вре­мя Великой Отечественной войны, ныне поколение пишу­щих оказалось скорее в ста­не либералов и демократов, противников страны, которых поддерживает власть);

– проведение круглых сто­лов, конференций;

– публикации портретов, карт.

Надо вбивать клинья в поли­тику, которая исполняет роль «подсадной утки» среди укра­инцев, и поддерживать истин­ную Украину — полтавско-­черкасскую, сельскую киев­скую, её обычаи, песни, сло­ва.

Надо составить особые от­крытые и необъявленные меры по защите русского языка, русской культуры, рус­ской литературы, их пропаган­де. Изыскать средства для книг на русском языке, осо­бенно для жителей юго-вос­точных районов Украины.

Надо всерьёз, с большой тревогой, ввести телевизион­ные и радийные дискуссии об Украине (не устраивая поли­тические шоу). Неуместны ехидные шуточки и издева­тельские замечания по пово­ду Украины и украинцев. Надо проявлять больше сочувствия и тревоги по поводу нынеш­ней ситуации, положения лю­дей всех национальностей на Украине…»

И глава славянской академии, профессор Сергей Бабурин как бы продолжал свой разговор с В.Н. Ганичевым, говорил не дежурные слова о славянском мире или «пел» дифирамбы по случаю, а размышлял над тем, что стало с нами, славянами, куда девалась удаль Георгия Черного, куда выветрился дух Тараса Бульбы, что мы с такой легкостью предаем наше единство Веры? Как это случилось, что в Черногории и Украине раздирают Христову церковь? Что в самой России с презрением отвергается строительство храмов, что на центральных каналах ТВ по-прежнему глумятся над Победой в Великой Отечественной войне, где наш народ противостоял всей Европе… На чьей стороне были братушки-болгары, православные Моравии, откуда началась просветительская Миссия равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия…

Пронзительно звучало любимое Валерием Ганичевым стихотворение Константина Скворцова «Славяне»:

Солнце встаёт на краю разоренной эпохи.

Празднует мир Воскресенье и Господа славит.

Налиты чаши Байкала и озера Охрид,

Что ж вы столы не сдвигаете, братья славяне?

 

Или латиница цепью сковала нам ноги?

Или уже не отцы нам Кирилл и Мефодий?

Мы песняров растеряли на долгой дороге.

Нам не услышать в застолье напевных мелодий.

 

И не поднимется конница наша из пыли,

Пыли веков, где не знали мы в битвах позора.

Мы на одном из пиров незаметно испили

Чашу запретную, черную чашу Раздора.

 

Что ж вы в глаза не глядите друг другу, славяне,

Память ли нам, дорогие браты, изменила?

Может быть, все же мы словом достойным вспомянем

Стяги на Шипке и флаги в камнях Измаила.

 

Это не мы поделили народы на расы.

Славы сыны мы сегодня, славяне, бесславны.

Все мы в плену,

Мы в темнице из собственных распрей.

И не стихает столетия плач Ярославны.

 

Празднует мир Воскресенье распятой эпохи.

Нами поруганных Веры,

                                         Любви

                                                      и Надежды.

Налиты чаши Байкала и озера Охрид.

Сдвинем столы и обнимемся, братья, как прежде.

Высокий и статный, заслуженный боевой генерал, член бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора Владимир Шатохин в своем коротком слове отмечал, что если мы не одумаемся, если не вспомним в каких условиях рождался Собор, какие силы он поднял, когда страны уже почти и не было, и дым Отчества был совсем тогда не сладок, но народ встрепенулся от призыва Патриархов Алексия I, Митрополита Кирилла, ныне здравствующего Патриарха Московского и всея Руси, и Валерия Ганичева, выпрямился… Всемирный Народный Собор тогда собрал всех наших единоверцев от Почаева до самых до окраин и мы двинулись, стали нащупывать пути к единению… Но затем тучи разошлись, прояснилось и мы успокоились, себя возлюбили больше, чем Бога, чем ближнего, предали Милошевича, отвернулись от Украины, и получили пятилетнюю братоубийственную бойню на Донбассе, тогда как Ганичев до последнего взывал не оставаться в стороне от братнего лиха…

И действительно, Валерий Николаевич в своей работе «Общественный пунктир» писал: «Как бы ни закончились ны­нешние политические события на Украине, какие бы столк­новения в общественной жиз­ни они не вызывали — всё рав­но государственным, обще­ственным, культурным и на­учным силам России (и разу­меется, здоровым силам Ук­раины) надо искать и находить кратковременные и долговре­менные пути соединения на­ших народов. Искать понима­ние того исторического еди­нения, без которого Украина не сможет быть самостоя­тельным субъектом истории, политики, цивилизации…»

Здесь уместно вспомнить слова дочери В.Н. Ганичева Марины о том, как он, как историк, искал для себя ответ, почему мы победили в Великой Отечественной войне? – пока однажды не обозначил для себя простой и ясной формулой: «Мы победили, потому что любили!»

Видимо, по формуле Любви писатель и ученый Ганичев искал пути к единству славян.

Юрий Лощиц, напомнив участникам о создании первой общественной организации по защите духовных скреп в еще далекие 60-е годы прошлого века Всероссийского обществ охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК): «Непосредственными инициаторами её создания были председатель Совмина РСФСР Вячеслав Кочемасов, художники Илья Глазунов, Павел Корин, Николай Пластов, академики Игорь Петрянов-Соколов и Борис Рыбаков,  композитор Георгий Свиридов, архитектор Пётр Барановский, писатели Леонид Максимович Леонов, Олег Волков, Дмитрий Жуков и ныне поминаемый наш незабвенный Валерий Николаевич, и еще многие-многие наши товарищи… Буквально из небытия, из пепла возрождались фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском… Это при той-то власти, а что сегодня творится в нашей глубинке: гибнут остатки церковных строений, полностью вымирает деревенская жизнь… Русский человек исчезает на родной земле, он растворяется в железо-бетонной урбанической мясорубке. Родная земля исчезает из его сознания. Крестьянская культура исчезает, а, следовательно, и мы исчезаем…»

Важным дополнением к дискуссии Круглова стола было представление версии одной из серий документального фильма «Россия, песня и душа» о Валерии Ганичеве – выдающемся общественном деятеле, писателе, докторе исторических наук и просто – замечательном человеке редкой души.

Валерий Ганичев прожил долгую жизнь, пережил смену формаций, и во всех обстоятельствах оставался честным и верным любви к Отечеству.

Валерий Ганичев – основатель Всемирного Русского Собора, биограф и инициатор канонизации адмирала Федора Ушакова, автор десятков книг.

Имя Валерия Ганичева осталось во многих сердцах и навечно вписано в историю России.

Горячо и сердечно говорили политолог Александр Цыпко, Герой Советского Союза и Герой России Артур Чилингаров, Валентина Токмань, Тамара Цыб, Татьяна Максимова, Маргарита Осипова, священники Александр Шумский и Игорь Филонеко, модельер Виктория Андриянова и поэт Алексей Грибанков, писатели Лариса Баранова-Гонченко, Николай Иванов, Игорь Янин, Виктор Гуминский, Виталий Носков и Владимир Шигин, Валентин Зубков и Сергей Куличкин, атаман Московского областного казачьего округа Виктор Криулин, режиссеры Сергей Зайцев, Николай Раужин, Сергей Роженцев…

Особенно интересно было слушать молодёжь, потому что за ними будущее, – а их на встрече было больше половины участников, в их числе и ушаковцы, продолжатели дела В.Н. Ганичева.  Андрей Грушко, студент из Липецка завершил свое выступление словами Валерия Ганичева из его последней работы о значении песни в жизни славян: «Всякая война и выстрелы в конце концов прекратятся, и тогда мы расставим столы, расстелем на них скатерти с яствами, которыми так богата наша земля, помянем погибших и, как положено, «За победу по полной осушим, за друзей добавим ещё». Затянем «Роспрягайте, хлопци, кони», вздохнём «Где же вы теперь, друзья-однополчане, боевые спутники мои», поплывёт над нашими просторами «Рэвэ та стогнэ Днiпр широкый» и «Волга-Волга — мать родная, Волга — русская река». И конечно, споём про тех, кто нас породил «Ридна маты моя, ты ночей нэ доспала» и «Ты надень, дорогая, на плечи оренбургский пуховый платок». Ох, сколько их, сердечных, грустных и душевных, соединяющих нас, русских, украинских и белорусских песен, песен народов сегодняшней России и Украины, которые не позволят разлучить наших людей, наши народы. Впереди дальние, нелёгкие, но вдохновляющие пути. «Споёмте, друзья, ведь завтра в поход…»

Итак, споёмте, друзья, ведь завтра в поход в наше будущее!»

И ребята, не сговариваясь, хором запели русские и украинские песни…

И, конечно, нельзя не вспомнить добрым словом участие поэта Владимира Кострова, его стихотворение, что прочитал он, посвятив своему поколению:

Мы – последние этого века,

Мы великой надеждой больны.

Мы – подснежники. Мы из-под снега,

Сумасшедшего снега войны.

 

Доверяя словам и молитвам

И не требуя блага взамен,

Мы по битвам прошли, как по бритвам,

Так, что ноги в рубцах до колен.

 

И в конце прохрипим не проклятья –

О любви разговор поведём.

Мы последние века. Мы братья

По ладони, пробитой гвоздём.

 

Время быстро идёт по маршруту,

Бьют часы, отбивая года.

И встречаемся мы на минуту

И прощаемся мы навсегда.

 

Так обнимемся. Путь наш недолог.

На виду у судьбы и страны.

Мы – подснежники. Мы из-под ёлок,

Мы – последняя нежность войны.

Дочь Валерия Ганичева Марина подарила только что изданную издательством «Книга» (Краснодар) книгу отца «Державница: исторические портреты и размышления», где каждая статья – возвращение памяти о великих людях прошлого: Александре Невском и Дмитрии Донском, Сергии Радонежском и адмирале Фёдоре Ушакове... С любовью описано время Императрицы Екатерины II, время неудержимых походов полководца Суворова и флотоводца Ушакова, время возвышения Ломоносова, Потёмкина и Державина, Татищева и Болотова, прославивших Россию своими делами…

При всей академичности заявленной темы Круглого стола, мы выходили из зала в каком-то одухотворенном состоянии, чувствовалась сердечная умиротворенность, что давал нам незримо из Небесного далека Валерий Николаевич Ганичев.

Сергей Котькало