Всемирный Русский Народный Собор

Комитет пространственного развития и местного самоуправления ВРНС провёл второе заседание

В ходе заседания Комитета пространственного развития и местного самоуправления Всемирного русского народного Собора (далее — ВРНС) были заслушаны доклады Заместителя Главы Всемирного русского народного Собора Малофеева К.В., Председателя Комитета пространственного развития и местного самоуправления ВРНС, Губернатора Белгородской области Савченко Е.С., а также ведущих экспертов в области муниципального развития, местного самоуправления и муниципальных финансов, главного научного сотрудника Института системного анализа РАН доктора экономических наук, профессора Лексина В.Н., и Главного научного сотрудника Института системного анализа РАН, доктора экономических наук, профессора кафедры экономической и социальной географии России МГУ им. М.В. Ломоносова Кузнецовой О.В., а также выступления в ходе дискуссии других членов Комитета пространственного развития и местного самоуправления ВРНС.

В ходе доклада Заместителя Главы Всемирного русского народного Собора Малофеева К.В. «Русская Мечта — 2050» была отмечена важность комплексного долгосрочного стратегического подхода к развитию. Опыт Китая, объединенной Европы, арабских стран, сплачивающихся вокруг Саудовской Аравии, свидетельствует о том, что стратегирование в этих странах и группах стран носит долгосрочный характер (на десятки лет вперед). Кроме того, стратегическое планирование является комплексным и включает в себя демографический, социальный, экономический, геополитический и другие аспекты. Представляется важным и для России и ее народа разработать комплексную стратегию на десятки лет вперед, учитывая ее природные богатства и размеры. Представляется первоочередным отразить в этой стратегии необходимость сбережения и умножения народа.

В докладе Главного научного сотрудника ИСИ РАН, доктора экономических наук, профессора Лексина В.Н. было рассказано о ключевых проблемах муниципального развития и местного самоуправления. На сегодня крупной проблемой местного самоуправления является дисбаланс расходных обязательств муниципальных образований и их финансового обеспечения. Дефицит финансовых ресурсов порождает дальнейшую деградацию социальной, транспортной, жилищной инфраструктуры муниципальных образований. В целях увеличения финансовых ресурсов идет процесс перехода городских и сельских поселений в городские округа, не имеющие местного самоуправления, что лишает возможности для принятия решений по многим вопросам на местном уровне. Таким образом, в первую очередь необходимо существенное увеличение финансового обеспечения на муниципальном уровне. Лексин В.Н. также отмечает необходимость увеличения доходов населения в целях повышения их самоорганизации и соборности.

Доклад Главного научного сотрудника ИСИ РАН, доктора экономических наук, профессора кафедры экономической и социальной географии России МГУ им. М.В. Ломоносова был посвящен вопросам муниципальных финансов в России. В докладе были отмечены ключевые проблемы системы межбюджетных отношений в России: низкая прозрачность расходования средств бюджетов всех уровней, низкая доходная база бюджетов муниципальных образований, их высокая дотационность, а также высокий уровень бюрократизации при оформлении прав собственности, вступление в права собственности на имущество, на землю, на недвижимость в России. В целях увеличения доходной базы бюджетов муниципальных образований, помимо развития экономики, предложено:

1. Перераспределить зачисление налога на доходы физических лиц не только по месту работы гражданина, но и по месту его жительства, поскольку муниципальное образование, в котором гражданин проживает, несет существенную часть расходов по поддержанию жилищной, транспортной, социальной инфраструктуры, которой гражданин пользуется.

2. Повысить долю муниципальных образований в налоговых доходах. Необходимо увеличение доли зачисляемых в муниципалитет налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость с федерального и (или) регионального уровней. Это приведет к снижению дотационности многих муниципальных образований в России, поскольку на сегодня более 60% из них дотационны. Указанная мера позволит заинтересовать муниципалитеты развивать производство, бизнес, экономику на своей территории, а не рассчитывать преимущественно на межбюджетные трансферты с вышестоящих уровней.

3. Необходимо усовершенствовать, упростить систему межбюджетных трансфертов в России. В этой связи интересен опыт Германии, где трансферты распределяются не пропорционально численности населения административных единиц, а равномерно.

4. Необходима ликвидация бюрократических барьеров в России при оформлении прав собственности на недвижимость, на землю. Представляется избыточным требование обязательного геодезического межевания малых земельных участков. Трудности оформления права собственности приводят к тому, что даже имеющийся в муниципальном образовании ресурс не может приносить доход.

Указанные предложения были поддержаны Заместителем Губернатора Калужской области Мазуром В.В. Он напомнил, что в России недофинансируется 40-50% полномочий муниципальных образований. Мазур В.В. предложил обратить внимание на поддержку чистоты воды в муниципальных образованиях.

Губернатор Белгородской области Савченко Е.С. в своем докладе «Местное самоуправление как основа русской соборности» подчеркнул важность создания Советов общин, в который должны быть выбраны наиболее квалифицированные, духовные и активные представители различных профессий и сословий (духовенство, предпринимательство, казачество, молодежь и т.д.) Совет общины выбирает председателя и заключает договор с управляющим общиной. Ключевыми приоритетами для местного самоуправления в России должны стать: безопасность, доступное здравоохранение, образование, система мировых судей, финансовое благополучие, для которого должен быть смотритель за финансами всех уровней (федеральных, региональных, местных и естественных монополий). Приоритетом должна стать малоэтажная, усадебная Россия. Кроме того, предложено переименовать низший административный уровень в России из поселения, например, в Волости.

Депутат Государственной Думы РФ Нилов О.А. сообщил о разрабатываемой с участием Правительства Российской Федерации программе, в которой указано, что ипотечный кредит в сельской местности должен содержать процентную ставку в размере 0,1-0,2%, а размер его, например, в Ленинградской области составит 3 млн рублей, а в арктических территориях — 5 млн рублей. Необходимо отследить претворение в жизнь этих инициатив.

Епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков указал на необходимость ведения активной духовной жизни, регулярного ежевоскресного посещения Божественной Литургии для правильного решения в том числе вопросов развития местного самоуправления. Кроме того, Преосвященный Владыка заявил о необходимости прочтения следующих книг: Яковенко (об экономической структуре Византии), Раковского, Солоневича И.Л. «Народная монархия», а также «Денежная держава». Выражение «Мечта» Владыка предлагает заменить на более соответствующее святоотеческому наследию «Возрождение Святой Руси».

Директор Института демографии, миграции и регионального развития Крупнов Ю. В. предложил выделить в особый приоритет развитие регионов Нечерноземья, как колыбели русской истории. Кроме того, было указано на сверхцентрализацию, чрезмерный рост столичной агломерации, возможный перенос столичных функций.

В конечном заявлении Заместителя Главы Всемирного русского народного Собора Малофеева К.В. было обозначено, что ключевой темой Воззвания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в 2019 году станет «Народосбережение», а в следующем году — проект «России — 2050». Высказана необходимость проведения заседаний по региональной тематике (Дальний Восток, Арктические территории и т.д.).