Всемирный Русский Народный Собор

Итоговый документ секций XXI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития»


Участники 8 секций (более 800 человек) на своих заседаниях обсудили различные темы, связанные с повесткой XXI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития».

На секции «Исторические вызовы России: будущее развитие» (Анисимова С.А.) было отмечено, что Россия во все времена испытывала исторические вызовы, ибо её самоидентичность и независимость всегда раздражала противников её национальных интересов. Однако она не только защищала свою цивилизационную честь, но и всегда отстаивала интересы иных государств, восстанавливая нарушенный геополитический порядок.

Современные исторические вызовы имеют совершенно иную природу, основываются на изощренных технологиях, носят часто завуалированный характер, что затрудняет понимание их содержания и смысла. Осознание и опережение этих вызовов является сегодня не только приоритетной целью власти на всех уровнях, но и каждого гражданина Российской Федерации, связывающего свою жизнь с нашей великой державой.

Участники секции поддерживают меры государства, направленные на предотвращение исторических вызовов, способствующие национальной безопасности, независимому социально-экономическому и культурно-духовному развитию России; патриотическую позицию и профессиональную деятельность ученых, деятелей культуры, преподавателей образовательных организаций; огромный вклад Русской Православной Церкви, других традиционных религий и конфессий в развитие России, отстаивание её духовных традиций и базисных ценностей.

В связи с тем, что участники Собора видят нерешённые проблемы, которые влекут за собой угрозу национальным интересам России, её суверенитету и самоидентичности, предлагают Правительству Российской Федерации принять:

«Концепцию социально-политической сплоченности российского народа» с целью сохранения единства народов и народностей РФ, обеспечения национальной безопасности, суверенитета, самоидентичности России в глобальном мире;

«Концепцию развития исторического образования в общеобразовательных организациях» с целью объективного осмысления, уважения отечественной истории, развития патриотизма, недопущения фальсификации истории.

На секции «Геополитическая стратегия развития России в XXI веке» (Панина Е.В.) участники отметили, что важнейшая геополитическая миссия России в XXI веке — это миссия сильного миротворца. Сильного не только своей военной мощью, но и своим авторитетом в мире. Именно авторитетного миротворческого начала не хватает в современной международной политике.

Ни у одной страны в мире, кроме России, нет такого авторитета и потенциала, который мог бы противостоять американским претензиям на всемирную гегемонию, но это не должно быть противодействием, возрождающим холодную войну. Это должна быть широкая коалиция различных стран, объединенных единой целью сохранения мира на планете при авторитетном посредничестве России.

Основа любых внешнеполитических интересов нашей страны сейчас и на годы вперед — это сбережение России и Русского мира. Вызывает тревогу, что мы теряем Русский мир, оказавшийся за пределами собственно России. По миру разъехались миллионы носителей русского языка и русской культуры, однако не делается ничего существенного для того, чтобы эта русская диаспоральная идентичность сохранялась. Наша стратегическая задача духовно объединить разрозненные диаспоры в едином Русском мире на основе любви к единому Отечеству.

Участники секции «Искусство слышать и видеть в современном мире» (руководители Котькало С.И. и Петрова Т.Ю.) выразили обеспокоенность тем, что духовная и культурная ситуация в обществе сегодня достигли критической черты. Современная молодежь практически лишена знаний отечественной культурной традиции, которая с подачи большинства СМИ трактуется как проявление архаики. Идет беззастенчивое искажение базовых смыслов русской культуры под видом нового творческого прочтения и осмысления. Особенно ярко это проявляется в кинематографе и театральном искусстве, поражающих бессодержательностью, пошлостью, механическим калькированием западных культурных образцов. Культура, ранее вдохновлявшая наш народ на великие подвиги и свершения, сегодня умирает под ударом тиражируемой «пошлости», приводящей к утрате национального «лица», обезличиванию и выхолащиванию её гуманистического и духовного содержания.

Такая культура формирует духовно-бессодержательную личность, которую можно без особого труда вывести на антигосударственный майдан, способный уничтожить страну.

В связи с такой ситуацией участники секции обратились ко всем субъектам культурной политики с предложением принять Национальную концепцию культурной политики, учитывающую культурное наследие и традиции народов России. В концепции должен быть предусмотрен запрет на искажение базовых смыслов культуры и содержания искусства. Это позволит остановить культурную русофобию, при которой формируется негативный, антиисторический и антихристианский образ русского народа, его дегероизация посредством сознательного искажения облика великих деятелей России и навязывания ложных кумиров псевдокультуры.

На секции «Русская идея в истории и современной литературе» (Ганичев В.Н., Котькало С.И.) было подчеркнуто, что народ обязан отстаивать приоритетное положение русского языка в сложившихся формах употребления, ибо русский язык не только средство общения, но и носитель божественного промысла в объединении народов в Российское государство, выразитель смысла духовной, предметно-бытовой и политической общности граждан России.

Российские писатели считают возможным введение цензурных ограничений в области культуры, направленных на устранение из произведений литературы и искусства безнравственного, богохульного и порочного содержания. Общество может быть здоровым и иметь перспективы возрождения, опираясь на чистые нормы поведения и высоконравственные образцы художественного творчества.

Идея «связи времен», защита целостности культурного достояния должна быть воплощена в поддержке библиотек и музеев, сохранении архивов, сбережении памятников архитектуры, культурных и этнографических заповедников, всемерном развитии исторической науки и искусствознания.

Эта же тема была поднята и на секции «Женщины в историческом процессе XXI века» (Жукова Н.Б., Оситис А.П.). Её участники отметили, что некоторые деятели искусства перестали ощущать глубочайшее воздействие искусства на жизнь государства, высочайший уровень доверия к ним народа и свою ответственность перед обществом.

Искусство и развлечения существенно влияют на жизнь людей, занимая их мысли и чувства, внедряясь в сознание человека, следовательно, они могут или укреплять моральные устои государства или вести к деградации народа.

В условиях всё более открытого информационного пространства, стремительного роста технологий и средств массовых коммуникаций возникла продиктованная временем и обществом необходимость принятия «Кодекса деятелей культуры российского государства» (разработана членом Президиума Всемирного Русского Народного Собора Бурляевым Н.П. для Союзного государства), устанавливающего морально-этические принципы и духовно-нравственную ответственность деятеля культуры перед обществом и подрастающим поколением.

Депутатам Государственной Думы рекомендовано разработать законодательные меры, направленные на ограничение в СМИ пропаганды безнравственного поведения, различных мер насилия, искажения характера межличностных отношений, антиобщественного образа жизни; систему поощрительных мер для авторских коллективов, которые создают творческий продукт, воспитывающий у молодых людей уважительное отношение к материнству и отцовству, базисным ценностям государства.

Женщины-участницы XXI Собора выразили обеспокоенность тем, что в России XXI века продолжается разрушение традиционной иерархии семейных связей, смысловой основы семьи. Все меньше в современном обществе осталось мужчин-глав семей, а женщин-хранительниц семейного очага. Матери в меньшей степени в сравнении с отцами разделяют идеал многодетности. Эмансипация женщин прямо сказалась на снижении репродуктивного потенциала. Семья перестала быть главным образовательным институтом, так как находится в кризисном состоянии, а молодёжь из-за современного образования оказалась неготовой к созданию крепких семей.

Для преодоления кризиса семейных отношений на государственном уровне необходимо в действующем семейном законодательстве легализовать понятие «семья».

Из-за разобщенности правового регулирования в вопросах защиты прав членов семьи, в том числе детей, которая приводит к диссонансу между защитой прав детей, родителей и других членов семьи, в принятых нормах законодательства четко закрепить основания и пределы вмешательства государства в жизнь семьи. Для этого необходимо разработать и принять федеральный закон «О защите прав семьи в Российской Федерации».

Русская революция в 1917 году «освободила человека» от власти Церкви, в 90-е годы прошедшего столетия — от государства, потом — всякой иной социальной принадлежности; упразднились идентификаторы «мужчина» и «женщина», базовые для традиционной модели общества категории добра и зла; исчезло и понятие греха. В связи с такой ситуацией необходимо зарубежному проекту разрушения семьи противопоставить новый проект, в центре которого будет стоять защита традиционных, в том числе, семейных ценностей. Базисные ценности как фактор национальной безопасности должны быть раскрыты в Стратегии национальной безопасности России.

Для реализации Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года необходимо решить сложные совместные задачи государственной системы образования и Русской Православной Церкви:

— отказаться от любых международных программ продвижения гендерного равенства под видом искусства, культуры, спорта, образовательных программ по толерантности;
— запретить любые формы полового просвещения детей через образовательные и медицинские программы;
— проводить активную пропаганду здорового образа жизни среди детей и подростков;
— поддерживать создание и тиражирование фильмов, художественных и литературных произведений, высвечивающих жизнь традиционных счастливых семей.

На секции «Царственные страстотерпцы: пример любви и верности» (сопредседатели: епископ Воскресенский Савва, Белогубова М.Н.) было отмечено, что тема XXI Всемирного Русского Народного Собора «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» обнажает целый пласт философских и нравственных вопросов о соотношении временного и вечного, природы и сути бытия, истории, прогресса. Традиция, укоренённая в развитии — это всегда обновляющаяся жизнь.

В связи с этим участники заседания полагают, что актуальной задачей становится пробуждение интереса к истории нашей страны, её настоящему и будущему, привитие чувства уважения, терпимости к чужому мнению, почтения к предкам, к их делам и труду, бережного отношения к старине и красоте, нетерпимости к вандализму во всех его проявлениях.

Обществу предлагается принять тезис о том, что духовное, культурное и историческое наследие России — это не только далёкое и легендарное прошлое, это и наша современная история, которую мы сами творим в своём каждодневном труде. Но только тогда, когда современные поколения сумеют сохранить и преумножить всё дошедшее из глубины веков, они смогут оставить после себя достойную Россию, а потомки будут бережно сохранять созданные традиции.

Участники секции отметили, что минувшее столетие — это не только время катастроф, но и время духовных побед, высочайших достижений. Не смотря на то, что революционными событиями была надломлена традиция, тем не менее, была сохранена российская государственность, сохранён русский цивилизационный путь развития страны.

В противоположность совершённым преступлениям, история подарила новомученников и страстотерпцев, которые своей жизнью смогли совершить подвиг, соединивший времена и народы.

Особое внимание в работе секции было уделено семье царственных страстотерпцев.

Русская Православная Церковь прославила членов царской семьи как святых, которые исповедовали и защищали православную веру, по-христиански смиренно приняли гонения, ложь, смерть. Пророческими оказались слова Императора Николая II о том, что «то зло, которое сейчас в мире, будет ещё сильнее, но не зло победит зло, а только любовь».

Было отмечено, что споры и измышления, которые с новой силой взыгрались вокруг семьи царственных страстотерпцев, вновь заставляют нас через документы, дневниковые записи, документальные фильмы раскрыть тему любви и верности в великокняжеских и императорских семьях России.

Семья императора Николая II строго следовала тому психологическому вектору, который задавался православной традицией создания семьи — это любовь, верность, исполнение долга, смирение, надёжность, уступчивость, послушание, забота, единство мировосприятия и жизненных ценностей. Царственная семья страстотерпцев до сих пор служит примером высоких духовно-нравственных ориентиров и сохранения социально-психологических традиций русской семьи, на протяжении многих веков воспитывавшая поколения сильных духом и телом людей, способных преодолевать такие исторические, экономические и психологические катаклизмы, которые другим народам были не по силам.

Государь и государыня требовали от своих детей уважения и внимания к нуждам любого человека даже в мелочах, из которых складывается целое. В Царской семье это было не просто принципом, это было образом жизни. Государыня была убеждена, что дети должны учиться самоотречению. Царица прививала детям такие черты характера, как доброта, честность, простота, кротость, всепрощение, сочувствие, чрезвычайная скромность. В императрице не было родительского эгоизма. Огромная любовь к детям, которой жила Александра Федоровна, не перешла в превозношение детей, что часто происходит в современной жизни. Она требовала от своих детей обязательного послушания. В письме к старшей дочери Ольге государыня пишет: «Учись послушанию, пока ты еще мала, и ты приучишься слушаться Бога, когда станешь старше».

Николай и Александра считали, что долг родителей — подготовить детей к любым испытаниям. Царские дети видели не только красоту, но и горечь жизни, при этом их воспитывали в целомудрии, оберегали от всего непотребного. Их окружал мир, полный роскоши и разврата, но ничто грязное и жестокое не затронуло детские души, даже в заключении, когда караульные пошлыми высказываниями и картинками на стенах изо всех сил старались оскорбить чистоту юных девушек.

Именно Александра Фёдоровна стала целью и мишенью для разрушения православного царства, именно на нее обрушились грязные потоки лжи. Благочестивые царь и царица вызывали раздражение в обществе, больше всего их ненавидели за простоту и скромность. Религиозная жизнь Царской семьи была немым укором для общества, которое следовать их примеру не хотело.

Царская семья прошла до конца свой крестный путь, совершив нравственный подвиг, претерпев предательство окружения, злословие общества, хулу, множество унижений и жестокое убиение.

Горячее слово, сказанное в защиту этой оклеветанной семьи, разъяснение и продвижение в российское общество традиционных духовно-нравственных ценностей смогут остановить и повернуть вспять сегодняшние негативные тенденции.

Участники заседания обратились с предложением глубокого изучения и продвижения в общественном мнении примера целомудренного воспитания детей, любви и верности в семье царственных страстотерпцев, создания в 2018 г. «Музея Царской семьи в Тобольске» и «Императорского маршрута памяти Царственных страстотерпцев».

На заседании секции был рассмотрен и вопрос о роли кадетского образования в становлении подрастающих поколений. В истории своего существования вплоть до октября 1917 года и далее до расформирования в 1956 г. последнего, пребывающего в эмиграции российского кадетского корпуса, данные учреждения принципиально отличались от европейских в том, что юношей в них готовили не только к сугубо военной карьере, но и к государевой службе на гражданском поприще.

Сегодня приоритетами кадетского образования являются воспитание личности, создание среды, насыщенной общенациональными базисными ценностями, религиозными и нравственными идеалами. Кадетские корпуса — это не специализированные военные школы, а школы для подготовки высокообразованных граждан, которые помогают выбрать как военное поприще, так и любую другую службу на благо государства и общества.

При этом в настоящее время в Российской Федерации образовалась сложная ситуация, связанная: с одной стороны — с объективной потребностью государства и общества в кадетском образовании как системе начальной профессиональной подготовки национальных кадров государственной гражданской и военной службы; с другой — с отсутствием его правовых и организационных основ.

Участники заседания секции поддерживают проект Концепции кадетского образования России, а также Дорожной карты развития кадетского образования, предложенных Общероссийским союзом кадетских объединений и Московским содружеством суворовцев, нахимовцев, кадет и рекомендуют его рассмотрение в Правительстве Российской Федерации.

На секции «Экогуманизм: сбережение природы и культуры в контексте задач цивилизационного развития» (Лаковский С.Г., Рудаков А.Б., Посадский А.В.) было отмечено, что в течение всего текущего года, объявленного в РФ годом экологии, в обществе шла оживленная дискуссия по вопросам экологической безопасности и развития экологической ответственности всех слоев общества. По мнению участников секции, важным итогом таких дискуссий стала платформа экогуманизма, совместно представленная на секции Экспертным центром ВРНС и Центром развития гуманистической экологии и культуры.

В центре платформы экогуманизма находится идея человека как творческого носителя всей полноты культурно-исторической и космической жизни, и поэтому экогуманизм предполагает сбережение природы и преемственности исторического накопления духовного опыта. Он означает сохранение природного и культурного окружения человека как его целостного дома. Отвергая формулы: «Человек - опасное и вредное звено в эволюции мира» и «Человек - преходящее временное звено в эволюции мира», экогуманизм постулирует формулу: «Человек - центральное звено в развитии мироздания».

По мнению участников секции, экогуманизм мог бы стать проектом, имеющим глобальное звучание, именно потому, что отвечает на самый серьезный вызов современности — дегуманизацию, когда технологии развития, которые выглядят модернизационными, но по своей сути, фактически, являются технологиями «расчеловечивания». При этом экогуманизм, как всестороннее мировоззрение, позволяет реализовать идеи сохранения природы и культуры и в практических проектах — в первую очередь в сфере градостроения, транспорта, туризма.

В рамках мероприятия участники также обсудили проект Договора о запрете ядерного оружия (ДЗЯО), который активно обсуждается сегодня на международных площадках. По мнению участников призыв к отказу от ядерного оружия в пользу «обычных» видов вооружений не решает проблему построения мира без войн и насилия. Напротив, это стимулирует лишь рост насилия, «легализуя» развитие не менее жестоких военных технологий, применение которых предлагается считать «нормальным», в отличие от ядерного оружия, во многом удерживающего сегодня мир от масштабных мировых войн.

***

На всех секциях XXI ВРНС отмечалось, что один из самых реальных путей вывода России из системного кризиса — максимальное и скорейшее развитие сферы науки и образования, которые в результате способны превратить нашу страну в ведущую мировую державу. Наука и образование — это отрасли стратегического значения для народа и Российского государства в XXI веке.

Российская система образования (даже в нынешнем её состоянии) обладает специфическими чертами, свойствами и особенностями, которых нет в образовании других стран. Эта специфика российского образования является следствием неких глубинных черт национального характера, выработанных в ходе тысячелетней истории русского народа.

Для того чтобы Россия смогла осуществить прорыв в области науки и наукоемких технологий, необходимо не просто сохранить, но развить и приумножить национальные особенности российской системы образования. Важно сохранить доступность, всеобщность, обязательность, многопрофильность и максимальную государственную поддержку, которые стали завоеванием не одного столетия развития отечественного образования.

Сегодня необходимо разработать новую философию образования, которая должна основываться на базовых, выработанных тысячелетней историей развития России, ценностях. Членом Бюро Президиума ВРНС Перевезенцевым С.В. были предложены главные принципы новой философии образования: православное миросозерцание, как методологическая основа системы образования и педагогики, как науки; патриотизм, любовь и служение Отечеству; идеал свободной, нравственно ответственной личности, которая понимает пределы своей свободы.

Для возрождения семейно-ориентированного образования необходимо внедрить практику семьеведческих дисциплин, в первую очередь в старших классах общеобразовательных школ, колледжах, училищах и вузах преподавание предмета «Нравственные основы семейной жизни».

Разработанный Молодёжным центром Всемирного Русского Народного Собора (А. Л. Мальцан и иерей Фёдор Лукьянов) проект «Формирование в студенческой среде положительного восприятия базовых семейных ценностей: рождение, брака и многодетной семьи» участники Собора считают возможным поддержать и способствовать его реализации в вузах всех субъектов Российской Федерации. Отметим также, что всем участникам секций была представлена концепция кадетского образования в России, о важности продвижения и реализации которой неоднократно говорили участники соборных дискуссий.

***

Участники XXI ВРНС видят будущее России и людей, ее населяющих, в сильном единстве многогранной культуры, науки, образования, ясно и всесторонне выражающем весь исторический опыт духовного созидания. Но сила и дух великого исторического и духовного наследия предков должны быть дополнены современным опытом жизни в положительном и созидательном смысле её содержания.

Из событий 100-летней давности живущим сегодня в России людям следует сделать духовно-нравственные выводы, не повторять ошибок революционного поколения, зная, что сегодняшняя жизнь со временем тоже станет историей.