Всемирный Русский Народный Собор

Фильм «Понизовая вольница» — первая страница российского кино

Исполняется 105 лет российскому кино: 28 октября 1908 года одновременно в московском театре «Аквариум», Летнем театре и в Санкт-Петербургском театре «Колизей» прошла семиминутная премьера короткометражного немого игрового фильма «Понизовая вольница» (другие названия — «Стенька Разин», «Стенька Разин и княжна») по сюжету известной песни Д. Садовникова «Из-за острова на стрежень», ознаменовавшая рождение отечественного кинематографа.

Сюжет фильма (и песни) прост. Степан Разин с отрядом одержал победу над персами и взял в полон красавицу-княжну. Атаман полюбил ее. Из-за разгрома разинцами Царицына и Астрахани отряд Разина преследуют стрельцы. Степан Разин ведет отряд на Дон, но из-за постоянных загулов, делает остановку за остановкой. Есаулы пытаются вразумить атамана, но безуспешно. Тогда, напоив Степана, вождю подбрасывают поддельное письмо, из которого становится ясно, что княжна не верна, она изменяет Стеньке с каким-то «принцем Хасаном». Степан в порыве ревности бросает княжну в набежавшую волну. Такой сюжет сценария написал В. М. Гончаров (он же автор одноименной пьесы).

Откуда все-таки взялась эта притча о гибели княжны? Очевидцем был голландец-путешественник XVII века Ян Янсен Стрейс, писавший в книге «Три путешествия»: «...Разин пребывал на судне с тем, чтобы повеселиться, пил, бражничал и неистовствовал со своими старшинами. При нём была персидская княжна... Придя в неистовство и запьянев, он совершил следующую необдуманную жестокость, и, обратившись к Волге, сказал: «Ты прекрасна, река, от тебя получил я так много золота, серебра и драгоценностей, ты — отец и мать моей чести, славы, и тьфу на меня за то, что я до сих пор не принес ничего в жертву тебе. Ну, хорошо, я не хочу быть более неблагодарным!». Вслед за тем схватил он несчастную княжну одной рукой за шею, другой за ноги и бросил в реку. На ней были одежды, затканные золотом и серебром, и она была убрана жемчугом, алмазами и другими драгоценными камнями, как королева. Она была весьма красивой и приветливой девушкой, нравилась ему и во всем пришлась ему по нраву. Она тоже полюбила его из страха перед его жестокостью и чтобы забыть своё горе, а все-таки должна была погибнуть таким ужасным и неслыханным образом от этого бешеного зверя». Нет оснований не доверять этому свидетельству, тем более, что его в целом подтверждает другой иностранец — Людвиг Фабрициус.

Фильм «Понизовая вольница» появился на свет стараниями продюсера Александра Осиповича Дранкова. Операторами фильма были Александр Дранков и Николай Козловский. «Историческая былина» была смонтирована Дранковым из шести немых фрагментов, снятых на озере Разлив в стиле «де-арт» с массовкой в исторических костюмах с клееными бородами. При съемках фильма впервые в мировой кинопрактике был применен «наезд» камеры. Камера «наехала» на Стеньку, ревнующего княжну к придуманному Гончаровым принцу Гасану. Для кинофильма по заказу Дранкова была написана специальная музыка. Ее сочинил директор Московской консерватории, известный композитор М. М. Ипполитов-Иванов. Это была увертюра, предполагавшая дальнейшее, по ходу фильма, исполнение песни «Вниз по матушке по Волге».

В специальном циркуляре, который заранее разослали прокатчикам еще до выхода фильма на экраны, Дранков писал: «По преданию всем нам знакомая и родная песня «Вниз по матушке по Волге» сложена товарищами Стеньки Разина. Прошло с той поры два столетия, и эта песня стала народной и тесно связалась с именем волжского ушкуйника. Песню эту знает всякий русский человек, ее поют в концертах, бомонде и в бедной семье крестьянина». Дранков справедливо написал в вышеупомянутом циркуляре, что в России «нет того человека, который бы не читал об удалом атамане Стеньке Разине или не слыхал бы об этом разбойнике, вошедшем в историю».

Режиссером фильма выступил В. Ф. Ромашков. Степана Разина сыграл Е. А. Петров-Краевский. Артисты труппы Петербургского народного дома исполняли все роли в этом фильме, включая и три важнейшие — Разина, есаула и княжны. В съемках фильма принимали участие 150 человек массовки. Ателье А. Дранкова потом продавало 224 метра кинопленки копии за 120 рублей.

Советский журналист Николай Дмитриевич Анощенко, вспоминая рождение русского игрового кино, писал: «Фильм «Стенька Разин — Понизовая вольница» демонстрировался на огромном экране-великане, натянутом поперек манежа. Прикидывая сейчас по памяти его размеры, я думаю, что он был не меньше того «Гигантского кинематографа», который демонстрировался Люмьером на Парижской Всемирной выставке с целью показать одно из главнейших достоинств изобретенного им синематографа — массовость потребления его продукции, то есть кинозрелища. Показ фильма сопровождался мощным исполнением популярной народной песни «Стенька Разин», которую пел большой синодальный хор в сопровождении специально написанной для этого случая музыки композитора Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова, который сам дирижировал и хором, и оркестром во время этого запомнившегося мне киносеанса в Манеже, когда впервые в Москве, да, вероятно, и в России, кинокартину смогли одновременно смотреть несколько сот человек. Успех был потрясающим. Вероятно, именно поэтому память об этом фильме, воздействие которого на зрителей было чрезвычайно усилено пением большого хора с музыкой, и сохранилось у меня на всю жизнь. Однако когда через много лет мне снова пришлось увидеть эту картину на экране учебного просмотрового зала ВГИКа, то ничего, кроме искреннего хохота над ее наивностью и псевдоисторичностью, а также над нелепой ходульностью игры актеров, этот «шедевр» вызвать не мог ни у меня, ни у моих студентов».

Сейчас в России снимается много кинофильмов, гораздо более совершенных, чем «Понизовая вольница». Только не будем забывать тех, кто был первопроходцем отечественного кино.

Алла Ерошкина