Всемирный Русский Народный Собор

Наследие Ивана Ильина и современные подходы к передаче культурных ценностей, воспитанию и творческому развитию

Выступление статс-секретаря, заместителя министра культуры РФ Г. П. Ивлиева на Международной научной конференции «И. А. Ильин об исторической судьбе русского народа. Духовный смысл права, учение о правосознании, сущность и своеобразие русской культуры».

Дорогие друзья! Позвольте приветствовать Вас от имени Министерства культуры Российской Федерации и объединения выпускников юридического факультета МГУ. Многое в учении Ильина, в его творчестве, в его подходах, совпадает с нашими устремлениями в современной жизни. Исследование его учения, популяризация его идей очень важны. Наша конференция — знаковый этап подобной деятельности.

Для нас сейчас важно решать ту задачу, которую Ильин определил как первоочередную для построения гармонично развитого человека — объяснить людям сущность современной творческой жизни.

При этом речь должна идти о практических решениях. У нас, в системе учебных заведений Министерства культуры, сейчас действуют образовательные программы в сфере культуры и искусства, которые опираются на традиционные ценности и обеспечивают людям возможность для поиска путей в творческой жизни. 100 тыс. студентов, которые учатся по этим программам, проникаются культурными ценностями, которые на протяжении веков были свойственны нашей стране,

Для нас очень важно было закрепить в законодательных нормах то обстоятельство, что художественно-эстетическое воспитание является сущностной деятельностью всех наших институтов — и учреждений образования, и учреждений культуры, и средств массовой информации. Такой подход, который нужно провести в законодательстве, важно закрепить как норму нашей жизни, и он прямо вытекает из того, чему нас учил Иван Ильин.

К примеру, мы подготовили сейчас новую программу для общеобразовательных школ, которая называется «основы музыкальной культуры». Это обстоятельство для нас очень важно, и мы будем просить поддержать подобного рода инициативу министерства, которая имеет стратегические воспитательные цели.

Детям необходимо открывать доступ ко всем видам национального искусства, тогда их души всесторонне раскроются для восприятия того, что впервые дают песни, сказки и поэзия. Программы, которые принимаются сейчас в стране, государственные программы по развитию культуры и искусства, предусматривают новые подходы к творческому развитию. Например, предлагается не просто рассказ о музыке, а личное участие ребёнка в творческом акте — это как раз то, что может повлиять на выстраивание сознания подрастающего человека.

Для нас сохранение системы образования в сфере культуры и искусства — той, которая воспитывает, передаёт традиции, которая позволяет людям творить, имеет первостепенное значение. В процессе проведения реформы образования мы предъявляем более высокие требования к нашим образовательным учреждениям. Для нас важно, чтобы подобная деятельность имела воспитательное значение, имела тот акцент, о котором писал Иван Ильин.

В заключение я хотел бы пожелать участникам конференции успеха. Уверен, что проводимые доклады, обращение к творчеству Ильина, цитирование его идей, которое сейчас имеет место во многих научных исследованиях и статьях, относящихся к практике нашей жизни, будут способствовать реализации этих идей на практике.