Всемирный Русский Народный Собор

Россия оформила свое право на Арктику

В середине мая заработает администрация Северного морского пути. Центральный офис этого федерального казённого учреждения откроется в Москве при Федеральном агентстве морского и речного судоходства.

Наш СМП выгоден для связи Европы с Азией: от северных европейских до северных азиатских портов суда идут заметно быстрее, чем через Суэц, а затраты на топливо снижаются более, чем в два раза.

Американские учёные утверждают, что к середине нашего столетия СМП будет доступен вообще для всех судов, а не только для ледового класса (сегодня их соотношение в мировом флоте составляет 99 к 1). Это можно назвать историческим изменением в структуре мировой торговли, сообщает аналитическое исследование «Однако».

До полного открытия СМП по разным прикидкам остаётся ещё около 10 лет. За это время Россия должна успеть переоснастить ледокольный флот, ввести в строй новые танкеры, приспособленные для высоких широт, восстановить инфраструктуру портов, вдохнуть новую жизнь в города, оборудовать спасательные службы и прочая, и прочая. В частности, здесь планируется создать 10 центров МЧС, развернуть спутниковую группировку, сформировать местные органы администрации СМП.

А для того, чтобы расширить своё присутствие в Арктике, невозможно придумать ничего лучше, чем полновесную функционирующую торговую магистраль с развитой инфраструктурой под российским контролем. Для этой задачи и создаётся администрация СМП. Её функции недвусмысленны: выдача разрешений на проход судов, согласование гидрографических и иных работ в акватории СМП, комплексный мониторинг обстановки на СМП, управление поисково-спасательными мероприятиями, информационное сопровождение судов.

Администрация будет следить за тем, чтобы все суда на СМП были технически приспособлены к плаваниям в высоких широтах. Это означает право высаживать российскую инспекционную команду на любое судно, которое заявляет о намерении пройти СМП.

Также администрация будет контролировать наличие у судоперевозчика страховки, способной покрыть убытки от возможной аварии и разлива нефтепродуктов. Понятно, что в Арктике разлив нефти причинил бы невероятный ущерб. На уровне ООН этот регион относится к категории «постоянно покрытых льдами» и потому обладает крайне ограниченной способностью восстановления. К тому же у России довольно много заповедников вдоль линии побережья Северного ледовитого океана.

Поскольку даже летом отдельные льдины и ледяные поля встречаются на протяжении всего СМП, судам будет предоставляться ледокольное сопровождение на обязательной основе. Размер платы за проводку судна в акватории СМП определяется в соответствии с законодательством о естественных монополиях.

Но самое важное, по мнению автора исследования: учреждённая администрация — это орган управления некоей территорией, обозначенной как «акватория СМП». С востока она ограничена линией разграничения морских пространств с США и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада — меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин шар, Карские ворота и Югорский шар. Российская заявка на хребет Ломоносова и его ресурсы, то есть на дно Северного ледовитого океана, пока находится в стадии согласования в ООН и встречает сопротивление США, Дании и Норвегии. А вот акватория над этим дном — от берега и до льда уже де-юре подконтрольна России.

Юридически Северный морской путь теперь однозначно и законодательно поименован как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике». То есть Россия на бумаге уже приватизировала одну из самых перспективных судоходных артерий XXI века целиком, и никаких попыток пройти СМП без российского контроля быть не может, сколько бы льды не таяли.

По сообщению журнала «Однако»