Всемирный Русский Народный Собор

Учитель с большой буквы

13 марта исполнилось бы 115 лет со дня рождения великого русского педагога Антона Семёновича Макаренко.

Бог не дал Антону Макаренко родных детей. В своей семье он воспитывал двух приёмышей, в том числе — дочь родного брата, белого офицера Виталия Макаренко, ушедшего за границу с армией Врангеля. Огромный, неисчерпанный запас родительской любви Антон Семёнович отдал чужим детям — беспризорникам Гражданской войны. Многие сотни малолетних правонарушителей, вчерашних вокзальных воришек и базарных побирушек, обрели в нём подлинного отца, почувствовали под его началом вкус честной трудовой жизни, выковали в себе крепкий моральный стержень, стали инженерами и лётчиками, сталеварами и геологами, а главное — патриотами великой страны.

Антон Семёнович Макаренко родился 1 (13) марта 1888 года на Украине, в городке Белополье ныне Сумской области. В 1005 году прошёл учительские курсы в городе Кременчуг, а в 1917 году закончил Полтавский педагогический институт. Вся его жизнь отдана образованию и воспитанию детей, преимущественно трудных детей, для которых, как казалось, неизбежным было погружение в трясину криминального мира. В 1920-27 годах Макаренко создал и руководил крупнейшей на Украине трудовой колонией имени А. М. Горького. Этим страницам биографии посвящена «Педагогическая поэма», наиболее известное документально-художественное произведение Антона Семёновича. Принципами, позволившими Макаренко добиться успеха в перевоспитании бывших преступников, стали: ударный творческий труд, самоуправление, коллективный самоконтроль, военизированная дисциплина. «Блатной романтике» криминальной стаи Макаренко противопоставил высокую романтику трудовой общины (коммуны), со своей коллективной гордостью, внутренней спайкой и моральной мотивацией. Притягательная внутренняя сила созданного Антоном Семёновичем коллектива превозмогла грубые соблазны воровской среды, притянула к себе, вырвала из сетей преступного мира сотни подростков.

Макаренко нередко подвергался критике со стороны «гуманистического» направления в педагогике — за жёсткие воспитательные методы и военизированную дисциплину. Так, после разгромного выступления Н. К. Крупской в 1928 году ему пришлось покинуть колонию имени Горького и перейти в новую трудовую колонию имени Дзержинского под Харьковым, построенную на трудовые пожертвования сотрудников украинского ОГПУ. Здесь он работал с 1928 по 1935 год, описав будни вверенных ему подростков в повести «Марш Тридцатого года». О педагогических достижениях Антона Семёновича в колонии им. Дзержинского красноречиво свидетельствует тот замечательный факт, что его подопечные подростки самостоятельно наладили на своей производственной базе массовый выпуск сложнейшей по тем временам техники — фотоаппарата «ФЭД».

В начале 1937 года А. С. Макаренко ушёл из системы НКВД, которой подчинялась сеть трудовых колоний, и посвятил себя публицистической деятельности. Возможно, ему трудно было мириться со сгущавшейся в органах репрессивной атмосферой. Знаменитый педагог умер внезапно, в вагоне пригородного поезда, 1 апреля 1939 года.

При всей внешней суровости воспитательных методов, метод Макаренко отличался удивительной глубиной любви и веры в самых безнадёжных воспитанников. В своих книгах и воспоминаниях он находит светлые стороны даже в отъявленных хулиганах и малолетних блудницах. Макаренко не требовал высоких отметок от тех, кто обделён способностями — но каждому ставил посильные задачи, чтобы каждый ученик ступень за ступенью поднимался вверх. Для любого воспитанника он находил два-три любимых предмета, которым можно посвятить себя с полной самоотдачей — будь-то астрономия или слесарное ремесло, духовой оркестр или возделывание фруктового сада, самодеятельный театр или история Отечества.

Современные православные педагоги считают, что метод Макаренко, сочетающий дисциплину и любовь, самоотвержение учителя и ученика во имя совместных задач, преданность общине (коммуне), высокие моральные требования к воспитателю и воспитаннику — полностью соответствует православной христианской традиции.

Свидетельством высочайшей международной оценки достижений А. С. Макаренко стало принятое в 1988 году решение ЮНЕСКО, выделившее четырёх классиков ХХ века, определивших развитие педагогической науки: Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и наш Антон Макаренко.

Осенью 2011 года памятник А. С. Макаренко в Харькове был демонтирован как «элемент тяжкого советского наследия». Остаётся надеяться, что новые поколения русских и украинцев исправят эту досадную гримасу современной эпохи, воздав должные почести выдающемуся сыну своей страны.

Владимир Тимаков