Всемирный Русский Народный Собор

Судьба русской среднемагистральной авиации под вопросом

3 марта о перспективах развития этого сегмента промышленности сообщил первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации Иван Харченко.

Харченко рассказал, что по поручению Владимира Путина Минпромторгом России сформирован предварительный сводный план консолидированного заказа для государственных нужд на гражданские отечественные воздушные суда. Правда, этот план предусматривает заказ всего-навсего тридцати среднемагистральных самолетов АН-148 на период с 2012 по 2018 годы. Два таких самолета получит МЧС. По самым предварительным оценкам этого недостаточно, для стремительного освоения территорий, находящихся за Уралом.

«Государственные заказчики, в первую очередь Минобороны России, пока не определились с типом легкого военно-транспортного самолета, — сообщил Харченко. — До настоящего времени не открыта опытно-конструкторская работа по модернизации самолета Ан-124 (Руслан), не начаты работы по возобновлению его серийного производства».

Очевидно, что для быстрого и энергоемкого освоения Сибири потребуются самолеты со взлетом-посадкой на грунтовых и временных зимних аэродромах. Информационно-аналитическое издание «Сегодня» провело сравнительный анализ современных самолетов, пригодных для этой цели и пришло к выводу, что летать без проблем в существующих условиях в Зауралье могут только Bombardier Dash8 Q-400, Ан-148, Ан-74ТК200, Ан-140. Это из ближне- и среднемагистральных. Других самолетов такого класса, пригодных для освоения труднодоступных регионов Сибири, в мире просто нет.

Грунтовый аэродром можно соорудить за месяц-полтора. Да и заброшенных грунтовых аэродромов в Зауралье немало с советских времен. Временный зимний аэродром организовывается за 2-3 недели. Организовать отверточную сборку Bombardier Dash8 Q-400 в Ульяновске или Самаре можно. Но нужно ли, если в Воронеже производится Ан-148, а в Самаре освоен Ан-140? О том, что Воронежский авиазавод успешно провел сертификационные испытания самолета Ан-148, предприятие сообщало в конце февраля.

Мировой парк тяжелых транспортных самолетов, способных садиться и взлетать с грунтовых и временных зимних аэродромов, насчитывает всего несколько моделей: это Ан-124, Ан-70 и китайский Yn-20. Россия все мучается — возобновлять ли производство Ан-124 в Ульяновске? Начинать ли производство Ан-70 в Казани? А китайцы к освоению Сибири, Дальнего Востока и Заполярья уже пригодный самолет подготовили. Юнь-20 похож на Ил-76. Грузовая кабина у Юнь-20 шире и выше. Грузоподъемность больше, дальность полета — тоже, пишет издание «Сегодня».

О судьбе тяжелых транспортников, пригодных для освоения Сибири и Дальнего Востока, Харченко сообщил следующее: «В настоящее время выполняются опытно-конструкторские работы по созданию тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А, военно-транспортного самолета укороченного взлета и посадки Ан-70 и, совместно с Индией, среднего военно-транспортного самолета. Кроме того, уже заключен контракт на поставку 39 самолетов Ил-76МД-90А для ВВС России. Окончательное решение о перспективах поставок самолетов Ан-70 будет принято после завершения опытно-конструкторских работ», — обнадежил чиновник.

Отечественные среднемагистальные самолеты были разработаны в СССР и по своим техническим характеристикам значительно опередили зарубежные аналоги. Борьба за технологическое наследие (украинского) Авиационного научно-технического комплекса (АНТК) имени О. К. Антонова велась в 2006-2008 годах. Благодаря проявленной государственной воле это наследие удалось «клонировать» на российской земле. Но неумное отношение к внутреннему рынку и отсутствие стратегии освоения Сибири поставило российский авиапром на грань выживания. России, для того чтобы удержать и развить свои восточные пространства, потребуется производить средние (легкие и тяжелые) транспортники сотнями, а не десятками. А между тем, как свидетельствуют озвученные данные, еще не до конца решена судьба перспективных отечественных моделей.

Однако вселяет оптимизм обещание, что эти вопросы станут приоритетными в работе Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации в 2013 г. Сообщается также, что для координации работ по созданию и серийному производству военно-транспортных самолетов сформирована межведомственная рабочая группа.

По сообщениям «Сделано у нас», «Сегодня»