Всемирный Русский Народный Собор

В Московском Кремле будет выставлен символический фонд Русской цивилизации

Крупнейшие музеи Русского Севера — Кирилло-Белозерский и Вологодский намерены обнародовать реликвии из храмов, датируемые XV-XVI веками. Имя проекта — «Великий князь и государь всея Руси Иван III» , а также место проведения выставки свидетельствуют о новом звучании идей симфонии Церкви и государства.

Задача проекта — визуализация эпохи правления Ивана III, как точки зарождения цивилизационного проекта Москва — Третий Рим, рассказ о роли государя в собирании русских земель вокруг Москвы и укреплении православия.

С 19 марта по 14 июля граждане России смогут увидеть лучшие произведения иконописи, лицевого шитья, искусства книги, палеографии, мелкой пластики и нумизматики. В числе экспонатов будут великие святыни из деревянной церкви Ризоположения села Бородава (икона «Положение ризы и пояса Богоматери»). У ученых нет единой точки зрения, кто мог быть автором икон церкви Ризоположения. Но большинство склоняется к тому, что это — Дионисий с помощниками.

Готовится к поездке в Москву и икона «Богоматерь Знаменье с пророками Давидом и Соломоном» из иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Она написана в 1502 году Дионисием.

Еще одну работу древнего мастера — икону «Димитрий Прилуцкий в житии» отправит в Москву Вологодский государственный музей-заповедник. Согласно легенде, великий князь Иван III брал ее в поход на Казань, после чего в 1503 году передал святыню в Спасо-Прилуцкий монастырь близ города Вологды. В начале 1920-х годов икона поступила на хранение в Вологодский музей.

Икона «Димитрий Прилуцкий в житии» является самым «выездным» предметом из фондов Вологодского музея-заповедника: за последние 25 лет она принимала участие в нескольких престижных всероссийских и европейских выставочных проектах в Москве, Франкфурте-на-Майне, Лондоне, Бильбао, Лувре, Санкт-Петербурге.

Вместе с «Димитрием Прилуцким» в Москву отправится еще одна реликвия из фондов Вологодского музея — выносной запрестольный «Киликиевский крест», изготовленный неизвестным мастером в первой трети XVI века. По преданию, эту святыню брал с собой в военные походы Иван Грозный.

По свидетельству многих современных исследователей, в том числе и тех, кто представляет либеральный фланг традиционной общественной мысли (например, Аркадия Малера): «Идея Третьего Рима — это единственная идея, обосновывающая суверенитет и могущество России с точки зрения религиозных универсалий: в этой идее снимается вечная оппозиция вселенского и национального, духовного и политического, церковного и имперского».

По сообщению портала pravoslavie.ru