Всемирный Русский Народный Собор

Тема разделения Русской церкви закрыта: Архиепископия западноевропейских приходов получила грамоты о каноническом присоединении к РПЦ

Большинство западноевропейских приходов русской традиции высказались за воссоединение с Московским патриархатом, рассказал журналистам глава архиепископии митрополит Иоанн. Накануне Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил ему патриаршую и синодальную грамоту о восстановлении единства Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с РПЦ. Этому предшествовала попытка Константинопольского патриархата, в составе которого ранее находилась эта церковная структура, в одностороннем порядке расформировать её. Эксперты отмечают, что возвращение архиепископии в РПЦ свидетельствует о завершении периода разделения Русской церкви, который начался после Октябрьской революции.

Подавляющее большинство общин Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции приняли решение воссоединиться с Московским патриархатом. Об этом рассказал во время пресс-конференции в Москве глава организации митрополит Дубнинский Иоанн (Реннето).

«На сегодняшний день мы сохранили 60 приходов, но есть ещё приходы, которые вернутся к нам. Что касается клириков, священников и дьяконов — около 90 человек остались и утвердились в своём решении жить в архиепископии в общении с Московским патриархатом», — подчеркнул митрополит, отвечая на вопросы журналистов 4 октября.

По словам митрополита Иоанна, из отказавшихся воссоединиться с РПЦ порядка десяти общин приняли решение остаться в Константинопольском патриархате, другие размышляют по поводу своего будущего — кто-то планирует присоединиться к Румынскому патриархату, а кто-то намерен уйти в Русскую православную церковь за границей (РПЦЗ), которая входит в состав РПЦ.

Митрополит пояснил, что Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции войдёт в состав Московского патриархата как самостоятельное юридическое лицо. Уклад организации таков, что каждая её община независима и может уйти по решению пастырского собрания.

Вхождение архиепископии в состав РПЦ не будет простым, так как Вселенский патриархат и митрополит Галльский Эммануил Константинопольского патриархата считают себя «собственниками» европейских приходов русской традиции. Однако архиепископией никто не может владеть, кроме её самой, добавил митрополит Иоанн в беседе с журналистами.

Ранее в ходе воскресной литургии в храме Христа Спасителя Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ]]>вручил]]> архиепископу Дубнинскому Иоанну (Реннето) патриаршую и синодальную грамоту о восстановлении единства Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с Русской православной церковью. 

После передачи грамоты предстоятель РПЦ объявил о возведении архиепископа Иоанна в сан митрополита.

Торжественная передача церковного документа завершила процесс воссоединения Архиепископии западноевропейских приходов с Русской православной церковью. Второй экземпляр грамоты будет храниться в архиве Московской патриархии.

В Москву прибыла делегация Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции. Бывшая ранее частью Константинопольского...

Обращаясь к участникам праздничной службы, патриарх Кирилл отметил, что приходы западноевропейской архиепископии сделали правильный выбор в пользу церковного единства и сохранения традиций.

«Даст Бог, возвращение в Русскую церковь укрепит их и поможет им нести своё служение — как многим тысячам наших соотечественников, проживающих в Западной Европе, так и коренным жителям», — сказал предстоятель РПЦ.

В дар митрополиту Иоанну патриарх Кирилл преподнёс ковчег с мощами Святейшего Патриарха Тихона и икону новомучеников и исповедников Русской церкви, бывших членов Поместного собора 1917—1918 годов.

Предстоятель РПЦ также поблагодарил владыку Иоанна за «решимость и твёрдость, проявленную в непростых обстоятельствах».

Напомним, делегация Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции во главе с митрополитом Иоанном прибыла в Москву 1 ноября и до 4 ноября принимала участие в праздничных мероприятиях в Москве по случаю воссоединения с Русской православной церковью. В делегацию входит порядка ста клириков, не считая приглашённых гостей, среди которых потомки русской эмиграции начала XX века, а также исповедующие православие французы, голландцы, немцы, англичане, шотландцы, румыны, поляки и сербы.

Прекращение разделения

Архиепископия западноевропейских приходов была основана русскими эмигрантами, покинувшими родину после Гражданской войны.

Часть епископов-эмигрантов образовали Русскую православную церковь за границей (РПЦЗ), которая вошла в конфронтацию с Московским патриархатом. В РПЦЗ считали, что Московский патриархат находится под сильным влиянием большевиков. Однако в мае 2007 года каноническое общение между Московским патриархатом и РПЦЗ было восстановлено.

Что касается Архиепископии западноевропейских приходов, то она была основана митрополитом Евлогием (Георгиевским) и верными ему приходами в западноевропейских странах. Изначально архиепископия входила в состав Московского патриархата, но впоследствии перешла в Константинопольский патриархат в статусе экзархата. В середине 1940-х годов митрополит Евлогий выступал с заявлениями о необходимости возвращения под крыло Московского патриархата, однако тогда эта идея не была реализована.

По словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, воссоединение православных приходов русской традиции с РПЦ положит конец разделению Русской церкви.

«Реализация этого прошения (о церковном воссоединении. — RT) закрывает тему разделения Русской церкви за рубежом и разделения русских, живущих за границей. И то, что это произошло в первый день церковного нового года, помогает понять, что это воссоединение — навсегда, на то будущее, которое перед нами лежит», — сказал патриарх 15 сентября во время проповеди в храме Святой Равноапостольной Княгини Ольги в Останкино после получения прошения от архиепископа Иоанна.

Воссоединению Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с Русской православной церковью предшествовало прошлогоднее решение Синода в Стамбуле об упразднении русского экзархата. Европейским приходам было предписано влиться в греческие митрополии тех стран, в которых они расположены.

Однако архиепископия отказалась следовать решению константинопольского патриарха, и в сентябре этого года большинством голосов собрания духовенства было принято решение просить о присоединении к Московскому патриархату.

7 октября Священный синод Русской православной церкви высказался за то, чтобы удовлетворить эту просьбу.

«Неоправданная мания величия»

Событиям в Москве предшествовало решение Элладской православной церкви (ЭПЦ) о признании раскольничьей Православной церкви Украины (ПЦУ). Информация об этом появилась на сайте ПЦУ в конце октября. Как уточнялось в сообщении, Архиепископ Афинский и всея Греции Иероним поздравил главу ПЦУ Епифания с признанием религиозного образования.

Ранее Элладская церковь признала право Патриарха Константинопольского Варфоломея предоставлять автокефалию. Об этом 12 октября по окончании Архиерейского собора ]]>заявил]]> митрополит Яннинский Максим. 

Эта новость вызвала негативную реакцию со стороны канонической Украинской православной церкви Московского патриархата, которая заявила, что, войдя в литургическое общение с людьми, которые «не имеют законного рукоположения», Элладская церковь «ставит открытым вопрос о возможности нашего дальнейшего евхаристического общения с ней». 

Уже 2 ноября РПЦ прекратила евхаристическое общение с главой Элладской церкви архиепископом Афинским Иеронимом из-за его решения признать каноничность раскольников из ПЦУ. Об этом журналистам сообщил председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион. Однако общение с теми греческими архиереями, которые не разделяют позицию Иеронима, может быть продолжено, пояснили в РПЦ.

Напомним, ПЦУ была создана в конце 2018 года путём слияния неканонической Украинской автокефальной церкви и раскольничьей УПЦ УП. В объединительном соборе участвовали представители Константинопольского патриархата. Впоследствии Фанар предоставил ПЦУ томос — документ о независимости новой церкви. Однако это решение было ]]>воспринято]]> подавляющим большинством православных церквей как нелегитимное. 

Как пояснил в комментарии RT член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ Роман Силантьев, ЭПЦ ориентируется на Константинополь в силу исторических предпосылок — когда-то это была единая церковь.

Константинопольский патриарх Варфоломей пытается объединить под своим началом все раскольнические движения в мире. Такое предположение...

«Решение ЭПЦ по украинской ситуации в очередной раз продемонстрировало эту зависимость. Нужно отметить, что ЭПЦ довольно долго пыталась сопротивляться давлению Фанара, у неё был выбор — осложнить отношения с Москвой или с константинопольским патриархом Варфоломеем. Последний оказался ей ближе», — пояснил эксперт.

Однако сейчас в ЭПЦ начинают понимать, что Варфоломей создал проблему на пустом месте, а греческая сторона напрасно понесла ущерб, считает Роман Силантьев.

«Варфоломей своим решением создал неприятную ситуацию внутри греческой церкви, спровоцировав конфликт с Москвой и породив проблемы, которых можно было легко избежать. А причина этих решений — неоправданная мания величия и деменция главы Константинопольского патриархата. Разумеется, западноевропейские приходы не захотели подчиниться его решению и войти в ЭПЦ, поскольку посчитали это проявлением самодурства», — пояснил эксперт, добавив, что если бы русские приходы подчинились требованию патриарха Варфоломея, они со временем стали бы греческими или потеряли бы свой национальный колорит.

«Переформатирование в правильном направлении»

По мнению экспертов, восстановление единства Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с Русской православной церковью можно назвать эпохальным событием для русской православной традиции.

«Это означает переформатирование в правильном направлении отношений внутри православных, конец особого положения Константинопольского патриархата и возвращение к равенству церквей», — считает Роман Силантьев.

Похожей точки зрения придерживается и доцент кафедры истории религий и теологии РГПУ им. А. И. Герцена Алексей Гайдуков. По словам эксперта, процесс церковного объединения имеет не только религиозное, но и политическое значение.

«Это событие будет способствовать упрочнению позиций Русской православной церкви за рубежом. Нужно отметить, что РПЦ укрепляет свои позиции, несмотря на сложный политический фон», — пояснил эксперт в комментарии RT.

По мнению заместителя директора Института истории и политики МПГУ Владимира Шаповалова, значение воссоединения западноевропейских православных приходов русской традиции с РПЦ сложно переоценить. 

«Фактически сейчас завершается процесс воссоединения Русской церкви. Западноевропейские православные приходы русской традиции были последней частью русского православия, отколотого после революции и Гражданской войны», — подчеркнул эксперт в беседе с RT. 

Владимир Шаповалов уверен в том, что это событие имеет большое значение не только для религиозной, но и для светской сферы. 

«По сути, можно сказать, что столетний период раскола в русском обществе, вызванный революцией и последующими событиями, завершается. Духовное воссоединение является важной частью исторического, идейного воссоединения людей. Период разобщённости, который наступил после Гражданской войны, с духовной точки зрения сейчас завершён. Это очень важная часть культурного и исторического пути России», — подытожил эксперт.