Всемирный Русский Народный Собор

У нас общая почва — православная вера. Или, о чём я хотела сказать на несостоявшемся в Киеве российско-украинском форуме 28 июля

Каждая историческая дата — повод вспомнить, что было в прошлом, проанализировать настоящее и определить, что может быть общим у белорусского, русского и украинского народов в будущем.

Сегодня очевидна значимость исторического выбора нашими общими предками христианства как государственной религии Киевской Руси. При построении централизованной государственности пантеизм не мог конкурировать с христианством, которое стало новым этапом в развитии общественных отношений восточных славян. В Федеральном Законе Российской Федерации о праздновании этой даты, которая приравнена к дням воинской славы, Крещение Руси справедливо названо «важным историческим событием, оказавшим значительное влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России».

Традиция отмечать её имеет давнюю историю. Ежегодно чтит память равноапостольного великого князя Владимира, крестившего Русь в 988 году, Русская Православная Церковь, которая 1 июля 2008 года выделила эту дату в церковном календаре красным цветом. Но в этом году его празднование приобретает особый смысл. И не только потому, что 2012 год объявлен Указом президента РФ Годом истории России. Он знаменателен для нас как важный рубеж отсчёта национальной самоидентификации России и Украины в новых условиях.

Эти условия сложились и в России, и на Украине в 90-е годы в результате распада единого государства с названием СССР. Более 20 лет конца XX века народы бывших союзных республик, обретя самостоятельность и независимость, несмотря на размеры своих территорий, численности их населения, оказались по своему экономическому положению отброшенными назад. Дикий капитализм превратил большинство населения в бедных и нищих людей. Можно продолжать высказывать обвинения в адрес бывших и нынешних руководителей государств, искать врагов, бросать камни в «огород соседа» и отгораживаться друг от друга глухими заборами (границами), а можно и совместно созидать. Для этого есть несколько предпосылок.

Во-первых, у нас есть общая история: Киевская Русь, СССР. Общая православная вера. Христианские традиции. Да и языки очень похожи. Есть общие экономические трудности и беды, которые предстоит ещё долгое время преодолевать. В нынешней России почти не осталось политических партий, общественных организаций, которые не дали бы трезвую оценку случившемуся с нашей страной в 90-е годы, не признали бы, что навязанный нам тип западного общества не пригоден для жизни граждан многонациональной России. Точка зрения об универсальности и неизбежности процессов глобализации, об отмирании национальных интересов и отличий опровергнута самой жизнью.

Попытки интегрировать человечество в единое целое наблюдались в истории и раньше. Примером недавнего прошлого может служить созданная огнём и мечом и рухнувшая во второй половине прошлого века колониальная система, которая была призвана обеспечить сырьём, рынками сбыта и дешёвой рабочей силой страны-метрополии «цивилизованной Европы».

В наши дни под словесной шелухой о преимуществах глобализации скрывается намерение транснациональных корпораций и мировых финансовых спекулянтов установить новый мировой порядок под эгидой США — так называемый «однополярный мир», создать наднациональное управление этим миром с центром в Вашингтоне. Мы все хорошо помним, как в публичных заявлениях официальных лиц России и Украины в 90-х годах постоянно воспроизводился тезис о необходимости для нас стать частью «цивилизованного мира» и ориентироваться на богатый опыт Запада как на эталон строительства и процветания демократии. Но события последних двух десятилетий, среди которых были бомбардировки Белграда, Ирака, Ливии, «цветные революции» на постсоветском пространстве, нарастающий хаос на Ближнем Востоке, начавшийся распад еврозоны позволили по-новому увидеть реальный замысел авторов глобализации.

Сегодня во всём мире усиливается стремление государств, где ещё сохранились национальные правительства, отстоять свой суверенитет, территориальную целостность и собственные национальные интересы. В общественном сознании и в правящей среде растёт понимание того факта, что глобализация под контролем международного капитала несёт в себе непосредственную угрозу территориальной целостности суверенных государств. Надежды на равноправное сотрудничество и партнёрство с США оказались иллюзией. В такой оценке происходящих событий, я думаю, трезвомыслящее население России, Белоруссии и Украины едино. Это второе, что нас объединяет.

В-третьих, можно констатировать, что усиливается осознание общественностью того факта, что глобализация под эгидой США не является безальтернативной на постсоветском пространстве, что национальным интересам нашего региона соответствует не ориентация на абстрактные «общечеловеческие ценности», а обеспечение собственной национальной безопасности и устойчивое развитие. Участие в процессах глобализации перестаёт быть в общественном сознании самоцелью. Евразийский выбор выгоден и Белоруссии, и России, и Украине, поскольку с ним связано и оживление транспортных коридоров, и развитие многих отраслей промышленности.

Можно также сделать вывод, что созданная в 90-е годы либеральная модель общественно-экономического устройства дискредитировала себя в теории и на практике, разделила бывшие республики Советского Союза на два антагонистических лагеря — богатых и бедных. Она проявила себя как «чуждое насаждение» для русских и украинцев (по терминологии Н. Я. Данилевского).

Четвёртое — процесс насильственного подключения России к экономике Запада в качестве сырьевого придатка сопровождается массированной обработкой общественного сознания, и необходимо коллективно думать, как этому противостоять.

Сегодня, когда идёт борьба с главным в человеке — с его духовностью, мы должны, по словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «сознавать наличие у нас общей почвы, в которой главным энергетическим потоком является вера православная». Патриарх неоднократно особо подчёркивал, что нам необходимо, прежде всего, «сохранить в нынешних условиях это ценное культурное единство, чтобы никогда на пространстве всей исторической Руси не было междоусобной брани, разделений и чтобы ныне братские народы, живущие в суверенных государствах, сознавали наличие общего корня».

Мир постоянно требует от трезвомыслящих людей, особенно православных, внимания к собственным поступкам. Мы не имеем право жить так, как будто бы вокруг нас ничего не происходит и нам не надо «служить ближним» повседневным собственным примером. Бесполезно винить во всёх бедах внешние обстоятельства и «вражеские» силы: без нашего попустительства и нашей слабости они не имели бы успеха или их действие не было бы столь разрушительным. Христианский взгляд на мир предполагает стремление к преображению мира совместным усилием человеческой воли и Божьей благодати.

И здесь у нас — непочатый край для работы. По статистике, на каждого православного в России приходится «трое страждущих» (алкоголик — наркоман, сирота — бездомный, больной СПИДом — заключённый). Воссоздание «счастливого общества» надо начинать с собственной «внутренней настройки». По словам же русского философа И. А. Ильина, «духовный оптимизм приобретается в духовном созревании». Исходя из этих соображений, можно со всей определённостью заявить сегодня, что активизация деятельности православных общественных организаций сегодня востребована, как никогда ранее. Здесь уместно вспомнить всем нам слова русского поэта М. Ю. Лермонтова: «Мы долго молча отступали». Сегодня отступать уже некуда.

Сегодня не 1991 год. Население сильно и необратимо повзрослело и отрезвело. Выросло новое поколение молодых людей, которому не удастся навязать очередные и чуждые рецепты «спасения», под каким бы соусом они не подавались.

Осознавая свою ответственность, участники и сторонники Всемирного Русского Народного Собора должны в ближайшее время включиться в процесс разработки общей белорусско-российско-украинской повестки дня, то есть перечня наиболее крупных, острых и актуальных проблем, для единого понимания и разрешения которых необходим жёсткий, но конструктивный диалог. Само наличие подобной, пока отсутствующей, повестки принудит власть в славянских республиках уступить доводам разума добровольно или в режиме общественного давления, даст первый импульс к изменению ситуации, соберёт и сориентирует общественные энергии.

Давайте помнить: лимит времени на выработку новых подходов, на достижение глубоких договорённостей, на определение новых целей и путей их достижения — на пределе. И тогда, идя шаг за шагом, подойдём к духовно-культурным и интеграционным процессам Белоруссии, России и Украины.

Жукова Нина Борисовна, член Бюро Президиума ВРНС, сопредседатель МОО «Союз православных женщин»