Всемирный Русский Народный Собор

ВРНС: Торжества в честь юбилея Бородинской битвы в Храме Христа Спасителя станут символом готовности общества защищать национальные святыни

Всемирный Русский Народный Собор поздравляет соотечественников со славным юбилеем Бородинского сражения! Два века назад наши предки проявили достойное подражания мужество, защищая Россию и её первопрестольную столицу Москву. Их подвиг остановил триумфальное шествие Бонапарта к мировому господству и стал прологом к полному сокрушению армии «двудесяти языков».

На Бородинском поле встретились не просто две армии. Отечественная война 1812 года вправе называться войной континентов, столкновением двух цивилизаций. На поле брани сошлись поднявшаяся на защиту своих национальных святынь православная Россия и самоуверенная, вдохновлённая корыстным эгоизмом, атеистическая Европа. В то время как окружение Наполеона отрицало христианские ценности на философском уровне, нижние чины «великой армии» оскверняли и грабили храмы, снимая ризы с икон и вводя лошадей в алтари. Не случайно многими русскими людьми Бонапарт воспринимался как антихрист, а война против его нашествия приобрела характер священной войны. Победа завоевателей означала бы разрушение духовных основ Русского государства, роковой подрыв его жизнеспособности, подобно тому, как шестью веками раньше взятие западноевропейскими крестоносцами Царьграда привело к угасанию и гибели православную Византию.

Однако этому сценарию не суждено было сбыться. Под Бородино армия «двудесяти языков» натолкнулась на неодолимую стойкость русского воинства, против которой оказались бессильны и хвалёный полководческий талант Наполеона, и европейское военное искусство, и мнимое культурное превосходство завоевателей. С этого момента война перестала быть состязанием в мастерстве полководцев и выучке солдат. Вопрос стал о ценностях, за которые люди готовы идти на смерть; на весы истории были положены дух и воля целых народов.

Победа 1812 года опиралась на грандиозный патриотический и религиозный подъём. Символично, что главный храм-памятник, посвящённый этой Победе, носит имя Христа Спасителя. Прошедшие по улицам Парижа триумфаторы не отделяли свой подвиг от Божиего Промысла, не отделяли служение Отечеству от служения Богу и Православной Церкви. Во многих городах и весях России выросли храмы, возведённые по обету, — в драматический период войны наши соотечественники, обращая молитвы к Господу, обещали в случае победы вложить свои состояния в строительство новых церквей (например, подобные обетованные храмы возведены в селе Богучарово Тульской губернии, в селе Любытино Новгородской губернии, в городе Венден Лифляндской губернии, в Риге и т. д.).

1812 год стал новой точкой отсчёта в русской истории. Разгромив армии объединённой Европы, Россия уверилась в своих силах, почувствовала себя не европейской окраиной, а равновеликой Западу цивилизацией. С этого момента в России начинается бурный расцвет самобытной творческой мысли: возникает великая русская литература, создаётся оригинальная философия, делаются смелые научные открытия. Можно утверждать, что Пушкин, Хомяков, Лобачевский в определённом смысле являются духовными детьми 1812 года, наследниками героев Бородинского поля.

Память о подвиге русских воинов, совершенном на Бородинском поле и в последующих сражениях 1812 года, является одной из важнейших скреп национального самосознания и имеет религиозный смысл.

ВРНС призывает всех соотечественников принять участие в общецерковных торжествах 8-9 сентября, посвященных победе России в национально-освободительной войне. При этом особое значение будет иметь присутствие каждого, кто ощущает себя носителем русской идентичности и приверженцем общенациональных базисных ценностей, на богослужении в Храме Христа Спасителя, которое возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (9 сентября, начало в 9:30).

Наше присутствие в Храме Христа Спасителя, построенном в память о подвиге героев войны 1812 года, будет иметь не только духовный, но и общественный смысл, станет символом нашей готовности защищать от поругания национальные святыни и в нынешнем, XXI веке.