Всемирный Русский Народный Собор

Лаборатория демографических исследований Экспертного центра ВРНС «О поправках к пенсионной реформе и обращении Президента РФ»

Сознавая неизбежность повышения пенсионного возраста, продиктованную демографическими обстоятельствами, сложившимися за многие предшествующие десятилетия, мы убеждены, что этот непопулярный шаг должен сопровождаться пакетом смягчающих социальных мер. Поэтому коррективы, предложенные Президентом к пенсионной реформе, являются правильными и своевременными.

Справедливым и верным является повышение пенсий для ветеранов сельского хозяйства. В нашей истории были длительные периоды, когда сельские труженики в старости получали меньшие выплаты, чем городские, и были вынуждены рассчитывать на личное подсобное хозяйство до конца жизни,- даже тогда, когда сил на такой труд уже не оставалось. А ведь жизнь на селе требует больших затрат, чем в городе,- чего стоят только транспортные расходы для получения необходимых услуг (например, для посещения районных или областных медицинских учреждений)! Впервые в нашей истории эта несправедливость исправляется, и ветераны аграрной отрасли могут получить заслуженные льготы.

Наиболее важным пунктом в предложениях Президента мы считаем снижение пенсионного возраста для многодетных матерей, зависящее от числа рождённых детей. Экспертный центр ВРНС неоднократно подчёркивал, что при назначении пенсий должен учитываться не только трудовой, но и родительский вклад каждого человека. Рождение и воспитание детей, — не менее, а в определённой степени и более важный труд, чем создание материальных ценностей. Его огромное значение для общества должно полноценно вознаграждаться. Это особенно очевидно при назначении пенсий, ведь пополнение пенсионного фонда происходит как раз за счёт отчислений с фонда зарплаты тех самых выросших детей.

В ходе обсуждения пенсионной реформы Экспертным центром был представлен развёрнутый доклад о значении родительского вклада в общественное достояние и о возможных способах его вознаграждения при исчислении пенсий. Согласование пенсионного обеспечения с числом рождённых и выращенных детей — не только справедливый гуманитарный акт по отношению к состарившимся родителям. Мы также целиком убеждены, что в условиях глобального демографического спада те народы, что первыми начнут применять вознаграждение родительского вклада, получат важные конкурентные преимущества в развитии человеческого потенциала.

Предложения Президента о снижении пенсионного возраста для женщин, родивших троих и четверых детей, заслуживают всецелой поддержки. Они являются важным шагом на пути к справедливой оценке родительского труда при назначении пенсий.
Мы сознаём, что полномасштабное включение родительского вклада, наряду с трудовым, в исчисление пенсионного вознаграждения, не может быть осуществлено в короткие сроки. Обществу ещё требуется осознать справедливость и оправданность этой меры, и нам предстоит длительная публичная дискуссия, прежде чем философия родительского вклада будет положена в основу законодательных актов. Вместе с тем, мы считаем, что уже сегодня необходимо внести ряд поправок, развивающих инициативу Президента.

Бесспорно, материнский вклад в создание нового поколения больше, чем отцовский. Однако мы считаем недостаточным вести льготы по пенсионному возрасту только для многодетных матерей. Родительский труд многодетных отцов (при условии, что они жили вместе со своими детьми и принимали полноценное участие в их воспитании) также заслуживает социального вознаграждения. По меньшей мере, те многодетные отцы, что в силу обстоятельств остались без своих спутниц жизни и в одиночку содержали семью, должны получить те же льготы при назначении пенсии, что многодетные мамы.

Необходимо отметить и родительский труд матерей-одиночек. Если женщина одна, без помощи супруга, растила двоих детей — её фактический вклад в будущее поколение равен вкладу матери четверых детей в полной семье. В таких случаях матери-одиночки с двумя детьми также достойны льгот при выходе на пенсию.

Эксперты Всемирного Русского Народного Собора высоко оценивают те меры, которые, начиная с 2006 года, были предприняты Президентом России в сфере демографического развития. Их позитивные последствия не имеют прецедентов в отечественной, а во многих аспектах — даже в мировой практике. Однако, учитывая масштабы демографических потерь, понесённых Россией в ХХ веке, эти меры до сих пор остаются недостаточными для сохранения нашего народа. Мы рассчитываем на новые инициативы Президента, правительства, государственных деятелей и общественности, направленные на поддержку рождаемости и повышение социального статуса родителей (как матерей, так и отцов) в нашем Отечестве. Надеемся, что благодаря совместным усилиям мы сможем дать достойный ответ на демографические вызовы, перед которыми стоит Россия.