Всемирный Русский Народный Собор

Глобальный арктический интерес и российский ответ

О том, что во всемирном масштабе наблюдается всё более очевидное желание «приобщить» к мировому обороту ресурсов арктические запасы, одновременно снизив до возможного минимума влияние России в её, можно сказать, исконных землях и водах, говорилось много. Тем более, что деятельность эта не была особо секретной — последнее «арктическое турне» государственного секретаря Хиллари Клинтон, состоявшееся в начале июня, привело к тому, что у обширного приполярного региона под названием «Арктика», попадающего под юрисдикцию нескольких государств одновременно, появилась столица — норвежский город Тромсё, а США оказались «ведущим государством в Арктике».

Причём в ходе многочисленных пресс-конференций, описывавших будущее Арктики при новой столице, распределение полномочий и задач, Россия не была упомянута ни разу, будучи, вместе со своими политическими и экономическими интересами, выведенной «за скобки» по умолчанию. В то время как остальные державы, имеющие доступ к Арктике, будут «интернационализировать» полярные ресурсы, в том числе и чисто русский Северный морской путь. И всё это — в рамках заботы об экологии и «справедливом» доступе к арктическим богатствам.

Спустя месяц, после закончившегося такими интересными сообщениями турне госпожи Клинтон, свой взгляд на будущее Арктики, устами верховного представителя по внешней политике Кэтрин Эштон, выразил Евросоюз. 3 июля были обнародованы «ориентиры более активного внедрения Евросоюза в дела арктического региона». Представленная Еврокомиссией программа действий должна «показать миру решимость выполнять обязательства Евросоюза в отношении арктического региона. Развитие ситуации в Арктике делает еще более неотложной задачу борьбы с климатическими изменениями на мировом уровне, раскрывая ее возрастающее для Европейского союза стратегическое, экономическое и природоохранное значение».

Эта элегантно построенная фраза никак не даёт понимания — кто именно требовал от ЕС брать на себя обязательства по раскрытию значения Арктики для его же целей? Официальная подборка ответов на наиболее часто задаваемые вопросы, опубликованная в дополнение к выступлению Кэтрин Эштон, говорит следующее: «ЕС имеет отношение к Арктике, исходя из исторических, экономических и географических перспектив, а также потому, что является импортёром природных ресурсов».

Как и в США, забота ЕС об экологии в связи с глобальным потеплением не выглядит самоцелью. «Быстрое отступление льдов и технологический прогресс открывают новые перспективы в регионе, в частности для навигации, горной промышленности, производства энергии и рыболовства», — говорится в новой европейской стратегии.

Таким образом, уже два крупных мировых игрока сделали параллельные заявления, позволяющие сделать вывод о том, что в среднесрочной перспективе до сих пор пустынный регион Арктики станет весьма оживлённым местом. Тем более, что не намерен оставаться в стороне и Китай. Примерно за неделю до проведения пресс-конференции ЕС китайские СМИ, в частности, China Daily, начали публиковать посвящённые Арктике аналитические обзоры. Их авторы, как один, уверяли в том, что Китай выше всего уважает суверенные права своих уважаемых европейских и прочих партнёров в Приполярье, но призывает достойных коллег разделять ресурсы локального — и глобального значения, и потому просто обязан, на правах мощной экономики и заинтересованного в ресурсах государства, принять участие в обсуждении арктической повестки дня. Премьер КНР Вэнь Дзябао уже посетил Исландию, где подписал соглашение о совместном исследовании Арктики.

Вряд ли можно питать иллюзии насчёт того, что в нынешней системе мироустройства справедливость распределения любых ценных ресурсов зависит от чего-либо, кроме технологического, военного и политического соотношения сил договаривающихся сторон. И совершенно не кривя душой можно сказать, что Российская Федерация проводит вполне осознанную подготовительную работу, с учётом высокой вероятности, деликатно выражаясь, грядущих международных споров в Арктике.

Ещё в марте 2011 года было сообщено о решении развернуть на Кольском полуострове Специальную мотострелковую бригаду для действий в Арктике, а в июле 2011 г. озвучены планы создания двух армейских бригад для защиты экономических и других российских интересов в Арктике. При этом структура и возможности арктических бригад должны планироваться с учётом возможностей вооруженных сил Финляндии, Норвегии и Швеции. Само усиление русского Северо-Запада проходит в рамках реализации принятых Советом Безопасности России «Основ государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».

29 июня генеральный директор «Атомфлота» Вячеслав Рукша сообщил о том, что в принятом постановлении правительства Российской Федерации №660 детально прописан порядок государственного финансирования строительства стратегического для страны атомного ледокола нового поколения. На строительство головного универсального атомного ледокола мощностью 60 мегаватт выделяется 37 миллиардов рублей, финансирование открывается в текущем 2012 году и будет осуществляться в течение шести лет вплоть до ввода ледокола в эксплуатацию, запланированного на 2017 год. Причины такой спешки названы прямо — «иначе уже в ближайшие годы Россия может лишиться весомого конкурентного преимущества в освоении морских арктических широт, каким не располагает ни одна страна в мире. Принятое постановление позволяет не допустить такого негативного развития событий».

3 июля командующий авиационным объединением Западного военного округа Игорь Макушев сообщил о том, что авиация округа уже этим летом начнет эксплуатировать ряд аэродромов в Арктике, «на Новой Земле, в Нарьян-Маре, на Крайнем Севере», вплоть до Земли Франца-Иосифа. Речь идёт об аэродромах, которые активно использовались в советское время, однако потом были заброшены. МЧС России в этом и следующем годах планирует построить базы в Мурманске, Дудинке, Нарьян-Маре, Архангельске и Надыме. Позже их планируют построить в Воркуте и Тикси, а всего таких центров будет 10.

5 июля на ульяновском заводе «Авиастар-СП» был продемонстрирован самолёт, который, по всей видимости, станет одним из ключевых пользователей восстановленных и построенных аэродромов. Модернизированный Ил-76 в модификации МД-90А представляет собой совершенно уникальный самолёт, одним из главных достоинств которого, наряду с кардинальной переработкой бортовой электроники, двигателей и авионики, называется полная готовность к работе в арктических широтах.

Глобальный интерес к арктическим богатствам вряд ли исчезнет. Однако меры, которые несмотря на все объективные сложности, принимает Россия, позволяют надеяться на то, что интерес этот будет вежливым и сдержанным.

Андрей Полевой