Всемирный Русский Народный Собор

Резолюция секции «Женская святость и подвижничество на Руси: прошлое и настоящее» XVI ВРНС

Необходимо духовно-нравственное преображение общества, предполагающее возрождение ценностного отношения к материнству

Участники секции, обсудив тему «Женская святость и подвижничество на Руси: прошлое и настоящее», констатируют:

Наши соотечественницы, чьи имена предваряются словом «святая» и чьи лики взирают на нас с православных икон, не только окружены ореолом святости. Мы обращаемся к ним в настоящее время в скорбях и нуждах, учимся быть похожими на них.

Ореолом святости окружались в нашем народе не блестящие и прекрасные дамы, а матери, жены, хозяйки, преданные своим мужьям и их делу, устроительницы дома, храмов и монастырей, подвижницы, мученицы во имя веры во славу своего народа.

О равноапостольной великой княгине Ольге, мудрой и властной правительнице, первой принявшей христианство на Руси, необходимо помнить не только в дни празднования её памяти, но и в повседневной жизни. Она и сегодня подаёт пример верного следования Православию, семье и Отечеству. 

Особая категория наших соотечественниц — святые жены. Более 1000 лет мы возносим им молитвы, просим у них помощи, утешения, заступничества.

Многие канонизированные святые князья Древней Руси вошли в Царство Божие в сопровождении своих жен. Это были жены Константина Муромского, Ярослава Владимирского, Димитрия Заозерского и многих других. Канонизации удостаивались также матери, дочери и сестры православных святых. Мать преподобного Сергия Радонежского Мария, мать святого князя-мученика Михаила Тверского Ксения, мать патриарха Иова Пелагея Ржевская, дочь святого князя Александра Невского Евдокия, сестра святого Артемия Верховского Параскева и другие. Сегодня эти женщины должны являться примером для жён членов правительства России, губернаторов, сенаторов и депутатов законодательных органов всех уровней, вдохновлять их на активные благотворительные дела.

Мало или ничего не написано в школьных учебниках о деяниях святых преподобной Евфросинии Полоцкой, благоверной княгине Анне Кашинской, праведной Иулиании Лазаревской, блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской.

История праведной жизни и верности долгу супружеской четы Петра и Февронии заслуживает большего внимания для творчества современных художников, писателей и кинематографистов, надо создавать о них произведения искусства. А праздник семьи, любви и верности, который начали отмечать в России 4 года назад, к сожалению пока не стал праздником молодых семей российского масштаба.

Смутный и страшный XX век подарил нам образцы женской святости: преподобномученицу великую княгиню Елисавету Феодоровну, святых царственных страстотерпцев. Все они являли собой пример милосердного служения ближним, смирения, кротости и стойкого исповедничества.

На смену «белым платочкам» 1950-70 годов, большинство из которых составляли простые работницы и крестьянки, пришло поколение образованных, обладающих активной жизненной позицией женщин. Принципиально новыми оказались и задачи, вставшие перед ними. Восстановление и строительство новых храмов и монастырей невозможно сегодня без активного участия православных женщин. Они участвуют в созидании общин, выстраивании подлинно христианских отношений между людьми, посещающими храм. Мы видим, как они оказывают помощь жертвам бедности, стихийных бедствий.

Неоценима роль современных женщин в возрождении духовного образования и воспитания, развитии социального служения, издательской деятельности, создании сети православных СМИ. Сегодня женщины по-прежнему составляют большинство паствы Русской Православной Церкви.

Нередко говорят и пишут, что роль благочестивой женщины должна сводиться только к домашним делам, что она должна быть неслышной и незаметной. Образы святых жен Руси — это образы женщин мудрых и сильных, ставших воплощением христианских идеалов правды и милосердия. Обращение к историческому прошлому дает нам исключительно важный и богатый материал, касающийся патриотизма и семейных отношений.

Для многих поколений русских людей жизнь Маргариты Михайловны Тучковой, вдовы героя Отечественной войны 1812 года, героически павшего в Бородинском сражении, была свидетельством того, что верность и вечная любовь существуют. Кто в наше время знает о её судьбе? Для кого из молодых людей она стала образцом, к которому следует стремиться и которому хочется подражать? Недопустимо то, что многие не знают о ней, как и не знают о многих славных и великих событиях нашей истории.

1812 год стал годом расцвета русской благотворительности и милосердия. Огромную роль в этом сыграли русские женщины. Для них испокон веков благотворительность была потребностью и возможностью отдавать свои силы самоотверженному служению Отчизне в виде заботы о детях, стариках, больных и увечных. Женское милосердие выражалось не просто в сострадании, сочувствии страждущим, а в реальной помощи им.

15 декабря 2012 года исполняется 200 лет со дня создания Императорского Женского Патриотического Общества. Среди его членов было много представительниц различных социальных, «должностных» слоев, прославившихся огромными пожертвованиями: великая княгиня Елизавета Федоровна, княгини Мария Нарышкина, Наталия Плещеева и многие другие. Созданное в 1812 году общество вело активную работу, направленную на поддержку наиболее нуждающихся граждан, вплоть до 1917 года.

Цели созданного 200 лет тому назад Общества: выделение разоренным в результате войны денежных пособий на первые необходимые потребности, помещение бедных, слабых и увечных людей в казённые и частные больницы; предоставление разорённым ремесленникам средств для возобновления работ, забота о сиротах, оставшихся после убитых, раненых и разорённых родителей — остаются по-прежнему актуальными. Сейчас свёрнуто и урезано много благотворительных программ. Тем ценнее оставшиеся и тем выше мы сегодня должны ценить и поддерживать тех, кто находит ресурсы для помощи одиноким детям и старикам, тем, кто нуждается в поддержке.

Современное российское общество переживает острый кризис распада традиционной системы ценностей. Из употребления стремительно уходят такие культурообразующие понятия, как труд, порядочность, честь, целомудрие. На смену браку приходит сожительство. В связи с этим Международной общественной организации «Союз православных женщин» и другим женским общественным организациям необходимо усилить пропаганду базисных православных ценностей, считать их основой для сохранения российской государственности.

По инициативе Международной общественной организации «Союз православных женщин» стали проводиться православные праздники: Рождество Господа нашего Иисуса Христа, дни памяти жен-мироносиц, Петра и Февронии. Но мы ещё не научились по-настоящему популяризовать жития святых, формировать традиции празднования, писать увлекательные статьи и книги. Довести до сознания наших современных женщин память о российских мученицах, раскрыть их подвиги, как образцы для подражания детям. Пишущим женщинам — потрудиться и создать художественные произведения на основе «Жития православных святых женщин».

Министерству образования и науки следовало бы включить в программу обязательного гуманитарного предмета средних школ и высших учебных заведений курс: «Женская святость и подвижничество на Руси».

Участники секции призывают СМИ обратить внимание на организацию публикаций и программ, способствующих созданию образа целомудренной, высоконравственной женщины, хранительницы домашнего очага, занимающей активную позицию в различных сферах жизни современной России, способствующей духовно-нравственному, патриотическому развитию и воспитанию подрастающего поколения, приобщению его к культурному и историческому наследию России.

Весной и летом 2012 года активизировались антицерковные силы, произошла череда актов вандализма и осквернения храмов, участились в СМИ нападки на Святейшего Патриарха Кирилла. Мы обеспокоены тем, что во многих провокациях, направленных против церкви, участвуют молодые женщины, движение Femen. В этих условиях нам — православным — важно сохранять единомыслие, не поддаваться на ложь и провокации.

Мы разделяем точку зрения Его Святейшества, «что идет агрессия не против Православной Церкви, а против нашего культурного ядра, против нашего цивилизационного кода». Научимся давать отпор таким провокациям, использовать все информационные возможности для изложения своего видения происходящего в обществе. Будем твердо свидетельствовать о своей православной вере во всех областях жизни, занимать активную христианскую позицию.

Для преодоления кризисных явлений необходим целый комплекс мер государственно-правового, информационного, медико-социального характера, помогающих преодолеть господство феминистического типа материнства.

Необходимо духовно-нравственное преображение общества, предполагающее возрождение национальных традиций, ценностного отношения к материнству, которое невозможно без государственной поддержки, предусматривающей активную деятельность по созданию и реализации специальных государственных проектов, включающих как социальную, экономическую, медицинскую поддержку матерей, так и формирование в обществе уважительного отношения к статусу матери.

Слова, сказанные Святейшим Патриархом на I Форуме православных женщин в декабре 2009 года, являются для нас — православных женщин — по-прежнему руководством к действию. «Церковь, Отечество, не побоюсь сказать, весь мир ожидают сегодня активных действий верующих женщин, от которых зависит, найдет ли общество те духовные и нравственные основы, на которых только и возможна мирная и процветающая жизнь, или скатиться на путь греха и саморазрушения. Пусть же будут для всех вас внятны слова Господа: «Дерзай, дщерь!».