Всемирный Русский Народный Собор

Выступление министра образования Правительства Московской области Л.Н.Антоновой на XIV ВРНС

Уважаемая Светлана Владимировна!
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!
Уважаемые участники
Всемирного Русского Национального Собора! Коллеги!
        
Разрешите мне выразить признательность за предоставленную возможность Министерству образования Московской области на столь значимом мероприятии поделиться опытом, наработанным в области духовно-нравственного образования.
 
Все эти майские дни проходят для нас под знаком великой годовщины — 65-летия Победы в Великой Отечественной войне.  Чествуя наших ветеранов, отдавая дань благодарности героям, остановившим фашизм, мы не можем не задуматься над тем, как же так произошло, что из центра Европы, из Германии пришла к нам эта угроза, поставившая под сомнение само существование человечества?
 
И нас не может не настораживать то, что в нашей стране, стране, победившей фашизм, в эти дни находятся молодые люди, которые носят свастику, называют своими кумирами основателей фашизма. Это значит, что мы не достучались до их душ, до их сердец, это означает, что мы отдаём их во власть зла.
 
Поэтому мы считаем, что содержание работы Собора  - воспитание и новая школа -  крайне актуально сегодня, и не случайно присутствует во всех концептуальных документах, определяющих модернизацию отечественного образования:
  • Концепция духовно-нравственного воспитания  российских школьников «Гражданин и патриот».
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Мы  начинаем реализацию Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», одной из задач которой является создание Новой школы как института, соответствующего целям опережающего развития. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Но технология без духовности и нравственности может привести к крайне плачевным результатам: к выхолащиванию человеческой сущности: отсутствию чувств доброты, любви, порядочности, сопереживания…
 
Каждый из нас понимает, что невозможно этого избежать без формирования нравственного начала в подрастающем поколении и его развитии в молодежи, без приобщения их к национальным и духовным традициям, без сохранения культуры,  а самое главное – без тесного взаимодействия семьи, школы и общественности, благодаря которому закладывается основа качественного образования детей и их успешной социализации.
 
Вот почему мы уже давно не дискутируем, следует ли системе образования решать задачи духовно-нравственного воспитания. Эти задачи являются приоритетом в нашей деятельности.
 
Министерство образования Московской области вышло на комплексное решение этих задач: они адаптированы применительно к региональным особенностям в установочных документах, разработано содержательное и методическое обеспечение. В рамках Областных целевых программ были разработаны предметы регионального компонента: «История Московской области», «Духовное краеведение Подмосковья», «Культура речевого общения» и др.
 
Сегодня мы возвращаем в содержание образования целый культурный пласт знаний, позволяющий  восстановить преемственность культурных традиций, приблизить современных школьников к корневой основе русской культуры – ее духовной культуре. В этом году к традиционному Открытому уроку «Духовные родники Подмосковья» подготовлена по поручению Губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова и по благословению управляющего Московской Епархией Русской Православной церкви митрополита Кутицкого и Коломенского Ювеналия книга «Просветители».
 
Из этой книги школьники узнают, что многие употребляемые нами  выражения, восходят к великому источнику мировой духовной культуры – Библии. В одной из её книг – Евангелии, часто мы встречаем слово «истина». А рядом с ним – слово Свет, написанное с заглавной буквы. Узнают о том, что в словаре славянского языка более 60 слов имеют корень «свет». Все они лучезарны и наполнены добротой: «светлоносец» - носящий в себе свет, «светлоподобник» - сияющий наподобие света, «светонаставление» - указание света, наставление, как ходить во свете».
 
Каждая страна чтит просветителя, осветившего путь и научившего ее народы православной христианской вере. Но все славянские страны особо почитают святых равноапостольных Кирилла и Мефодия — создателей славянской азбуки, письменности, заложивших основание культуры славянских народов. Только с установлением письменности начинается развитие культуры этих народов, развитие мировоззрения, научных знаний, литературы, искусства. Христианская проповедь стала основанием национальных культур разных народов.
 
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая 24 мая 2010 года в Кремле на торжественном мероприятии в честь празднования Дня славянской письменности и культуры, сказал:
 
«Наша обязанность и сегодня сохранять культурный код славянской цивилизации, защищая его от разрушения, подмены и обезличивающей унификации. Как наследники словенских первоучителей мы должны бережно и творчески относиться к своей речи, следить за правильностью выражений и грамотностью письма. Заботясь о чистоте своего языка, мы заботимся о  чистоте своих помыслов. Это стезя не только интеллектуального, но и духовно-нравственного возрастания всякого человека. Пусть же в этом деле по молитвам святых равноапостольных Кирилла и Мефодия нам способствует помощь Божия, дабы мы, благоговейно сохраняя и приумножая культурное наследие прошлого, могли плодотворно служить своему народу и Отечеству».
 
Значительность этого подвига российская культура отразила в произведениях литературы и поэзии, живописи, музыке, памятниках зодчества. О многих из них школьники также прочитают в книге «Просветители».
 
С другой стороны, дух христианского учительства — жертвенная любовь, которой были наполнены бесчисленные труды христианских апостолов, просветителей, пастырей, педагогов, стал высоким образцом, идеалом, эталоном профессиональной этики учителя. Профессиональная деятельность учителя — это общественное служение. В этом смысле учитель сегодняшнего дня — прямой продолжатель и наследник просветительской, пастырской, учительской, педагогической христианской традиции. Ведь слово «учитель» означает наставник, путеводитель, педагог. Учить — значит наставлять, то есть — указывать дорогу.
 
Для решения задач духовно-нравственного образования и просвещения в Московской области используются различные формы работы:
а) уроки «Духовное краеведение Подмосковья», «Основы православной культуры»;
б) социально-общественное просвещение (Открытые уроки, Родительское собрание);
в) Внеучебная, внешкольная деятельность (Рождественские чтения, Рождественские, Пасхальные встречи);
г) создание Духовно-просветительских центров. Они выполняют функции обогащения молодежного досуга ценностями молодежной культуры — это центр Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета, центры в Одинцово, Серпухове и другие.
        
Огромное значение в духовно-нравственном воспитании имеет работа на уровне образовательного учреждения. Именно на уровне школьного образования сохраняются традиции в образовании, осуществляется сохранение и передача потомкам идеальных образцов культуры, деятельности человека.
        
Иными словами речь идет о преемственности, об исторической памяти поколений. О том, что такое историческая память школьники старших классов Московской области узнают на уроках предмета «Духовное краеведение Подмосковья».
 
Широкое содержание предмета позволяет школьникам узнать о системе нравственных ценностей, размышлять над самыми важными проблемами жизни человека: о благочестии, любви к Родине, ответственности. Предмет позволяет дать школьникам знания о православной культуре на землях Московского края и о центрах духовной культуры – русских монастырях, о произведениях религиозного искусства (иконе, живописи на религиозные темы, поэзии, музыке, памятниках церковного зодчества), о понимании христианами смысла жизни, о воплощении христианского благочестия в традициях жизни народа. Предмет позволяет легче адаптироваться семьям, переезжающим из других территорий, представителям другой культуры.
 
Учебный курс «Духовное краеведение Подмосковья» позволяет расширить информационное поле учебного знания и ввести в содержание школьного образования исторические материалы, раскрывающие духовную основу русской истории. Маршруты духовного краеведения показывают школьникам примеры святых и героев отечественной истории как образцы нравственного поведения. В историко-культурном контексте школьникам представлен нравственный идеал жизни человека – любовь к Отечеству, а также его понимание в рамках христианского мировоззрения.
 
Изучение истории христианской православной культуры на землях Подмосковья обеспечивает преемственность культурных традиций, связь поколений, сохраняет историческую память. Школьников Подмосковья не назовёшь «иванами, не помнящими родства». Так, например, школьники из пособия узнают, что одним из главных просветителей земель Московского края почитается святой Кукша. Святой Кукша просветил племена вятичей светом Евангелия. За проповедь Евангелия он вместе со своим учеником святым Пименом был убит. На уроках школьники узнают и о том, что христианская православная культура раскрывается в творчестве многих выдающихся деятелей русской культуры, живших в Подмосковье:
  • поэты – Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов. Фёдор Иванович Тютчев, Василий Андреевич Жуковский,
  • писатели – Фёдор Михайлович Достоевский, Николай Васильевич Гоголь, Иван Сергеевич Тургенев, Николай Семёнович Лесков,
  • композиторы – Михаил Иванович Глинка, Петр Ильич Чайковский, Сергей Иванович Танеев,
  • художники – Иван Иванович Шишкин, Исаак Ильич Левитан, Александр Андреевич Иванов, Виктор Михайлович и Аполлинарий Михайлович Васнецовы и многие другие.
Многие православные христиане были прославлены и почитались на Руси как святые. Это иконописец преподобный Андрей Рублев, святые русские князья – страстотерпцы Борис и Глеб, благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский и многие другие. Их жизнь была связана с историей Московского края.
 
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях Московской области курсы духовно-нравственного содержания изучают почти 60 тысяч учащихся всех возрастных категорий в примерно 900 школах Московской области. Знания о духовно-нравственной культуре преподаются либо как обязательная дисциплина, либо факультативно, а также как кружковые занятия и курсы по выбору. Кроме того знания о Православии преподаются еще в примерно 60 учреждениях дополнительного образования и охватывают более 7 тысяч воспитанников.
 
Задача воспитания духовно-нравственной культуры школьников предполагает не только разработку содержательной основы (создание учебных пособий по духовно-нравственной культуре предметов регионального компонента) для различных ступеней системы образования, но и подготовку учителей, владеющих знаниями в новой предметной области. С этой целью была разработана программа подготовки учителей к преподаванию предметов духовно-нравственного содержания «Духовно-нравственная культура».
 
Особенностью программы для подготовки учителей к преподаванию «Духовного краеведения Подмосковья» является обеспечение преемственности духовно-нравственного образования на уровне трех звеньев системы образования – школьного, высшего и последипломного. Интегрирующим компонентом профессиональной подготовки учителя духовной культуры является содержание учебных пособий, которые используются на ступени школьного образования. Данная программа подготовки учителя духовно-нравственной культуры ориентирует учителя на учебные пособия по духовно-нравственному воспитанию, на основе которых он будет работать в школе.
 
Базовыми учебными учреждениями высшего профессионального образования Московской области, в которых через курсы повышения квалификации ведётся работа по подготовке педагогических кадров данной специализации являются:
  • Московский государственный областной университет,
  • Педагогическая академия последипломного образования,
  • Московский государственный областной социально-гуманитарный институт (г. Коломна).
Учреждениями разработаны программы подготовки учителей курсов повышения квалификации:
  • «Духовно-нравственная культура» (История и культура религий. Православие), которая стала победителем конкурса «За нравственный подвиг учителя» в  ЦФО в 2009 году  в номинации «Педагоги высшей школы – средней школе»;
  • «Духовные основы русской культуры» (ПАПО);
  • «Духовно-нравственное воспитание: философский и мировоззренческий аспект» (ПАПО);
  • «Духовность и нравственность в воспитании гражданина России, патриота своей Родины» (ПАПО);
  • «Основы православной культуры» (МГОСГИ).
 
В этом году разрабатываются программы по повышению квалификации для педагогов СПО и НПО.
 
Все программы курсовой подготовки учителей, изучения предметов культурологического цикла в школе, учебные пособия, муниципальные программы рассмотрены на заседаниях экспертной группы, созданной в рамках сетевого взаимодействия системы повышения квалификации Московской области, с целью рецензирования новых образовательных программ и учебных пособий по духовно-нравственной культуре.
 
Курсы повышения квалификации на базе областных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования проходят все учителя Московской области, ведущие преподавание предмета «Духовное краеведение Подмосковья», а также – предмета «Основы православной культуры».
 
В настоящее время подготовку прошли более 1600 педагогов (начинали мы с 50 педагогов  в 2004 году):
   – Московский государственный областной социально-гуманитарный институт  (г. Коломна) обучено 133 человека,                 
   – Московский государственный областной университет –  654 человека,
   – Педагогическая академия последипломного образования –  859 человек.
 
В настоящее время проводится мониторинг по определению эффективности преподавания предметов культурологического цикла.
 
Просветительская работа ведется и во внеучебных формах.
 
Это ежегодные Рождественские чтения, областные родительские собрания, традиционные встречи митрополита Крутицкого и Коломенского с руководителями муниципальных органов управления образованием, педагогами образовательных учреждений, Рождественские ёлки.
Одной из наиболее интересных форм, которая вошла в практику работы по духовно-нравственному воспитанию является областное мероприятие «Духовные родники Подмосковья».
 
По форме —  это театрализованный открытый урок, на котором обычно присутствуют около 5 тысяч детей изо всех муниципальных образования Московской области. Впервые такой урок был проведен в 2007 г. в Коломне, когда этот город был столицей всероссийского празднования Дня славянской письменности и культуры. В минувшем году открытый урок, также в Коломне, посетил Святейший Патриарх Кирилл и обратился к аудитории с первосвятительским словом.
 
Дети, присутствующие на уроке, получают в подарок специально издаваемую книгу, представляющую собой иллюстрированную хрестоматию для назидательного чтения на заданную тему. Уже были изданы книги «История родного слова», «Отчий дом», «Наследие веков живое». Их содержание позволяет расширить знания как детей, так и родителей в области Православной культуры и включает отрывки из Священного Писания, описание событий Священной истории, стихи и рассказы классиков детской литературы, знакомит с произведениями иконописи и светской живописи.
 
Очередной открытый урок на тему: «Идите, просветите все народы…» состоялся 21 мая в Люберцах и стал очередным важнейшим событием на пути возрождения народной культуры.
 
Уважаемые коллеги! В 1783 году была издана «Книга о должностях человека и гражданина». Автором книги считают саму императрицу Екатерину Великую. В книге говорилось: «Во всяком звании можно быть благополучным. Благость Божия ни единого человека не исключила от благополучия». Прошло больше 200 лет и для нас уже не кажется революционной мысль о том, что каждый человек может и должен быть счастлив. Но до сих пор мы работаем над тем, чтобы каждый ребёнок и каждый родитель знали — мысль для благополучия, для счастья, нужна Благость Божия — то есть Свет знания, Свет просвещения, Добра и Любви. В этой мысли  — духовное наследие святых отцов нашей русской культуры, наследие, которое необходимо для формирования целостной личности.