Всемирный Русский Народный Собор

Выступление митрополита Московского и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилия на XIV ВРНС

Уважаемые участники XIV Всемирного Русского Народного Собора! 
 
Духовное образование является одной из основных забот Русской Православной Старообрядческой Церкви. Важность ее на сегодняшний день еще более возрастает, поскольку в ближайшее время в общеобразовательных школах вводится по инициативе Президента РФ курс «духовно-нравственного воспитания». На Освященном Соборе 2009 г. мы выразили нашу точку зрения по вопросу введения преподавания «духовно-нравственного воспитания» в школе и постановили: «одобрить участие представителей Русской Православной Старообрядческой Церкви в разработке курса «Основы духовной культуры». В Министерстве Образования была создана комиссия для подготовки учебника по духовно-нравственному обучению, в работе которой принимали участие и представители старообрядческой Церкви. Мы предложили свой вариант учебника по духовно-нравственному обучению, а также внесли замечания в проект учебника отца диакона Андрея Кураева. Хочется надеяться, что в новом учебнике будут учтены и замечания старообрядцев.
 
Церковь, семья и школа призваны давать человеку духовные ориентиры, пробуждающие любовь к Богу и ближнему. Человеку с детства необходимо прививать понятие о нравственности, грехе и его последствиях. Конечно, в таком важном вопросе как духовное воспитание недопустима поспешность, принуждение или равнодушие, которые могут иметь опасные последствия.
 
Те, кто сегодня радеет о духовном воспитании своих соотечественников - не первопроходцы. В старообрядчестве выработались традиции домашнего образования, в общинах организовывались приходские школы, в Москве действовал богословский институт.
 
В настоящее время нравственного, духовного и экономического кризиса в России расшатывается традиционный семейный уклад. И поэтому может быть весьма полезным опыт домашней педагогики старообрядческой семьи. Эти воспитательные традиции подрастающего поколения складывались в эпоху Святой Руси, когда святость была идеалом жизни русского народа.
 
Сегодня в нашей стране заметен разрыв в преемственности духовных и нравственных традиций, что порождает разобщенность и взаимное непонимание между родителями и детьми. Часто дело, начатое родителями, не поддерживается детьми и не продолжается ими. Но этого не должно быть в семье, живущей единством взглядов на православные традиции, которые объединяют семьи, воспитывают нравственные ценности в подрастающих поколениях.
 
Святой Иоанн Златоуст, обращаясь к родителям, призывает их: «Дом твой сделай церковью: ты подлежишь ответственности за спасение детей и домочадцев». Только семья, с прочно устоявшимися духовными традициями, в состоянии воспитать человека твердых убеждений, который может различать добро и зло, жить по правде, по-божески. Ни школа, ни высшее заведение не заменят ребенку добрых, глубоко верующих бабушек, хотя те порой бывают и малограмотными.
 
В старообрядчестве свято соблюдаются основы христианской семьи, так как для верующих родителей дорога духовная и телесная чистота детей. Русская Православная Старообрядческая Церковь разделяет обеспокоенность других традиционных конфессий в связи с информацией о планах по введению в нашей стране ювенальной юстиции. Крепкая, духовно и физически здравая семья, основанная на авторитете старшего поколения, была и остается краеугольным камнем христианского общества, школой воспитания людей с высокой нравственностью, настоящих патриотов Отечества. Напротив, расшатывание семейных устоев ведет к деградации, в конечном счете - к вымиранию населения страны, где происходит подобное. Апостол Павел учит: «дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол.3;20-21).
 
В апреле сего года наша Церковь направила от имени Совета Митрополии обращение к Президенту РФ Д.А. Медведеву, в котором мы просим его принять меры, дабы многовековая традиция семейного воспитания в духе почитания к старшим не оказалась под угрозой уничтожения.
 
Семья с православными устоями способна спасти юношество от растлевающего, чуждого православию влияния. Конечно, в образовании ныне большую роль играет школа, где познаются основы науки и искусства. Обучение грамоте в православной старообрядческой среде всегда было неразрывно связано с передачей опыта предыдущих поколений. В нем преобладали религиозные мотивы, что давало столь необходимые молодым зиждительные силы.
 
После церковного раскола XVII века, когда жизнь русского народа была потрясена религиозными нововведениями - перед старообрядцами встала задача сохранить незыблемой чистоту веры и православной жизни. Многим пришлось уйти с обжитых мест в леса и болота, на далекие окраины, а то и за границу, где они сохраняли традиции православной Руси. Старообрядцев упрекали за буквоедство, оторванность от прогрессирующей цивилизации, но они при этом сохраняли черты русского уклада жизни, которые теперь выделяют старообрядцев из среды людей, теряющих русское обличие и культуру.
 
В книге мыслителя начала XX в. И.А. Кирилова «Правда старой веры» написано: «старообрядчество сохранило то малое горчичное зерно света Христова, из которого разовьется, если суждено Высшим промыслом, истинное христианское просвещение. Если суждено быть великой и свободной России - она будет, но вырастет она под лучами просвещения, принесенного из далекого прошлого».