Всемирный Русский Народный Собор

Творческая площадка «Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи» (Часть 2)

СУРОВЦЕВ  А. И. — заведующий информационно-аналитическим сектором Синодального отдела Московского Патриархат по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, доктор философских наук, полковник.

«Вера и молодежь. Вера — как основополагающая база для воспитания патриотизма»

Уважаемые участники Всемирного Русского Народного Собора! Дорогие друзья!

Отрадно видеть в главной военной академии страны столько молодых людей, это бывает не часто. В этом зале обычно собираются люди с огромным профессиональным, жизненным опытом для обсуждения проблем военной и национальной безопасности России. Представляется большим упущением, что государственным мужам довольно редко удается поговорить на серьезную тему с теми, от кого зависит будущее нашего Отечества. Причем поговорить серьезно и откровенно, не приукрашивая действительности и не скрывая трудностей.

Одной из проблем, как мне кажется, заслуживающей вашего внимания, сегодня является проблема соотношения веры и патриотизма в обществе в целом и в молодежной среде в частности. Этот вопрос, несмотря на внешнюю теоретичность, лежит в практической плоскости и актуальность его только возрастает. Об этом говорят факты.

Недавние события, произошедшие на многострадальной Сербской земле, не оставляют сомнений в том, что «империя добра», возглавляемая Соединенными Штатами Америки, начала новый «крестовый поход» против инакомыслящих народов и государств.

Строго говоря, ничего нового и неожиданного в этом нет. В последней четверти прошлого столетия исследователи глобальных проблем, как в России, так и за рубежом, стали обращать внимание на обострение межцивилизационных противоречий. При этом большинство из исследователей решающую роль в межцивилизационном противостоянии отводили религиозному фактору. Новым в нынешней ситуации является то, что мы становимся свидетелями внеправовых, а порой и силовых методов разрешения указанных противоречий.

Все мы становимся непосредственными участниками этой борьбы. Не без оснований данный вид борьбы сегодня все чаще называют информационной, виртуальной, психологической войной. По своей сути это война духовная. На какие объекты направлены основные угрозы этой войны? Во-первых, это духовный мир личности, внутренний мир каждого человека. Во-вторых, это духовные основы взаимодействующих субъектов, в том числе, внутрисемейные отношения, отношения в трудовых, учебных, воинских коллективах, взаимоотношения между поколениями и т. д. В-третьих, на мой взгляд, это главное направление воздействия, это духовная и социокультурная самоидентификация наций, народов суверенных государств.

Теперь давайте посмотрим, какие ресурсы Российская Федерация, может противопоставить духовной агрессии в этой необъявленной войне. В первую очередь это, конечно, патриотизм. Патриотизм иногда называют чувством, и это верно, но несколько упрощенно. В понятие «патриотизм», несомненно, входит и интеллектуальный компонент, и волевой.

Патриотизм, а, говоря русским языком, любовь к Отечеству, воспитывается на идеалах и традициях Отечества. Откуда берутся эти идеалы и традиции? Они возобновляются, воссоздаются, передаются из поколения в поколение. Этим занимаются государственные органы, общественные и религиозные организации, семья и школа.

Например, в недавнем прошлом, в Советском Союзе, этим занимались коммунистическая партия, которая разрабатывала государственную идеологию, комсомол, пионерская и октябрятская организации, воспитывающие молодежь в духе социалистического патриотизма. Опыт свидетельствует, что воспитывать патриотизм можно на хорошо выстроенной идеологии любого содержания. При этом воспитать истинного патриота, человека, преданного конкретным идеям, идеалам, готового отдать за них жизнь.

Мы сейчас говорим о современной России, которая стала восприемницей традиций тысячелетней Руси. Той самой Руси, душой которой всегда было Православие. Наша задача сегодня состоит в том, чтобы понять, как православная вера предшествующих поколений помогла сформировать культуру и государственность России, вывести страну в число великих держав мира.

Для этого необходимо познать тысячелетнюю историю российского государства и Русской Православной Церкви, научиться любить идеалы и ценить идеи, которые всегда были близки русскому человеку, самосознанию русского народа, его душе. Всем нам следует осознать и усвоить традиции, которые складывались и освящались веками. Эти традиции имели высший авторитет и неукоснительно соблюдались. В этом была сила государства, его духовность, его мощь.

И вот теперь мы возвращаемся к святым истинам наших великих предков: православным ценностям, нравственным идеалам, героическим традициям. Особого внимания среди них заслуживают воинские, боевые традиции русского христолюбивого воинства.

Христолюбивое воинство воспитывалось на духовных ценностях Православия, на истории Отечества и армии. Этим вопросам в воспитании патриотов России всегда уделялось первостепенное внимание. Почему же идеалы и традиции, прошедшие проверку временем, полностью соответствующие самосознанию и духу народа, никак не могут занять подобающего им места в системе образования и воспитания воинов и граждан России?

Дело в том, что старшему поколению не посчастливилось изучить этот драгоценный опыт изнутри, духовно прочувствовать его, ощутить его плоды. В прошлом столетии произошло то, что принято называть разрывом связи поколений. Многие уже в зрелом возрасте стали возвращаться к родным истокам. Они с удивлением и радостью узнавали и постигали духовные основы народной жизни. Для людей военных таким откровением стал живоносный источник великой русской военной культуры.

С конца прошлого столетия мы для себя стали открывать имена русских военных мыслителей, которые никогда не переставали быть защитниками данного им Богом Отечества, несмотря на вынужденную эмиграцию после революции 1917 года. И за границей напряженная творческая военная мысль продолжала работать во имя Великой России, размышляя о путях Российского государства и Российской Армии, о дальнейшей их судьбе.

Традиционный русский патриотический дух и русская военная мысль, безусловно, сохранялись не только за границей. В Советской России, например, начальник Военной академии Генерального штаба, в прошлом выпускник этой же Академии, А. Снесарев продолжал эту работу, не покидая пределов Отечества. Как мы понимаем, это был не простой выбор. Он основывался не на смене идеологических ориентиров, а на беззаветной любви и преданности своей Родине, а также на убежденности во временном характере государственной власти, основанной на коммунистических идеях и идеалах.

А. Снесарев фактически сформировал советскую Академию Генерального штаба, при этом он стремился сохранить национальные духовные особенности системы военного образования. Конечно, воссоздать православные ценности в прежнем виде не представлялось возможным. Тем не менее, ему удалось разработать и ввести в программу курс дисциплины «Философия войны». Он писал, что война — это, в первую очередь, дело не «умовое», а «веровое». Такими своеобразными терминами он подчеркивал приоритет духовных сил в вооруженной борьбе над всеми прочими факторами: материальными, интеллектуальными, волевыми.

На эту характерную черту русской военной доктрины обращали внимание отечественные мыслители, отстаивавшие патриотические идеалы России. Изучение их трудов в современных условиях — это один из наиболее продуктивных путей к духовным истокам российского патриотизма.

Наиболее систематизированным и полным собранием сочинений такого рода на сегодняшний день является серия изданий «Российского военного сборника». Одна из последних книг этой серии — второе переработанное и дополненное издание хрестоматийного сборника «Христолюбивое воинство. Православная традиция русской армии».

В нем нашли отражение основные духовно-патриотические начала вооруженной защиты Отечества, примеры участия военного духовенства в обучении и воспитании патриотов России.

Подобные издания должны быть востребованы в современной молодежной среде, ибо они помогают понять веру отцов, пробуждают патриотические чувства и воспитывают важнейшие качества граждан — защитников и созидателей Великой России.

Желаю всем вам серьезного, ответственного отношения к избранному жизненному пути.

Дай вам Бог духовных и физических сил выстоять в борьбе со всеми недругами России, укрепить и преумножить величие и славу нашего богохранимого Отечества!

 

МЕДВЕДЕВ  П. В. — курсант Военного транспортного университета Министерства обороны Российской Федерации, г. Санкт — Петербург.

«К патриотизму — через Веру!»

Хочу начать свое выступление с небольшого стихотворения, который я написал специально к нашему Собору, на тему, которая в той или иной формулировке звучала в каждом выступлении сегодня на нашей Площадке.

Страна моя, родная Русь,
Так много испытала.
Своею Родиной горжусь,
Ведь подвигов у нас не мало.

Ведь сколько нас пытались сокрушить,
Купить, убить и обесчестить,
Как куклу заново сошить,
И новое на ней повесить.

Не оставляли нас в покое,
Топтали, землю оскверняли,
И посягали на святое,
Но люди правду отстояли.

А правда там, где есть любовь,
Где слезы праведные видишь,
Молитвы слышно вновь и вновь,
Раскаяньем живешь и дышишь.

Надежду, веру, на века
Вы для себя, друзья, примите,
От грязи, смрада и греха
Себя подальше оградите.

Стоит столетиями Русь,
Она и плачет и смеется,
А я ей все-таки горжусь
И даст ей Бог, она не шелохнется!

Свое выступление, с вашего позволения, я позволю сделать от своего лица, в виде обращения к вам, сидящим в этом зале, сделать это искренне, с надеждой быть услышанным и, может быть, принести кому-то пользу.

Хочу немного рассказать о себе. Я был в прошлом не верующим человеком. И только, учась в университете, на втором-третьем курсах я пришел к Православной Вере и, придя к ней, все вдруг увидел другими глазами. До этого мне казалось, что живу правильно и делаю по жизни все правильно. Во мне были заложены определенные моральные принципы, какой-то набор определенных качеств, которые, как я считал, были правильно ориентированы в моем отношении к окружающему миру и не выходили за рамки общественных правил. Но только, воцерковившись и начав исповедоваться и причащаться, я увидел окружающий меня мир совершенно другими глазами. Мне вдруг стало неприятной на каждом шагу звучащая вокруг меня брань, стало смущать, а затем и возмущать непристойное поведение людей в, льющихся непрерывной волной с экранов, фильмах, перенесенное потом в реальную жизнь. Раньше я этого старался не замечать и не обращал внимания. А теперь вдруг начал задумываться и задавать себе вопрос: а так ли мы живем и в правильном ли направлении идем. Ответ на эти мучительные для меня вопросы я нашел в Вере. И сразу же стал и морально, и физически чувствовать себя лучше, увереннее в себе, мне стало намного легче на душе, я увидел окружающий меня мир, все происходящее в моей жизни через совершенно иную призму. И, конечно же, тут же задумался о том, что, плохо быть одному с этими переживаниями, сомнениями и мыслями. Мне подумалось: хорошо было бы так, чтобы у меня были единомышленники, надо попробовать со своими ближними, друзьями, братьями поделиться, тем, что ты нашел и к чему пришел, сделать так, чтобы все вокруг тебя люди тоже уверовали.

И постепенно, эта работа в нашем университете началась. Начинали с малого. Вначале, я и ребята — мои единомышленники стали посещать храм, другие, смотря на нас, начали подходить и узнавать, как можно к нам присоединиться. В основном люди подходили, когда что-то у них случалось. И постепенно эта работа стала расширяться и втягивать в себя все большее и большее количество людей. Было нелегко, можно сказать, даже борьба была.

Я и сейчас еще не могу сказать, что все у нас чудесно и прекрасно, что мы собираем много людей, что у нас все хорошо, что все легко получается. Наоборот, у нас и сейчас очень, очень много проблем. Если говорить прямо и честно, в окружающей нас жизни у Христианства, у Веры много врагов, врагов явных и врагов скрытых, которые невидимы внешне. Чтобы получить негативную информацию в средствах массовой информации или что-то недостойное, пошлое, порочное не нужно многого делать и что-то предпринимать. Нужно только включить и посмотреть телевизор, послушать радио или зайти на сайты Интернета. Но чтобы почерпнуть для себя и принять что-то святое, умное (может быть, это громкие слова), полезное — это, конечно, гораздо тяжелее. Для этого нужен титанический труд, нужно много трудиться, принося в жертву множество искушений, окружающих каждого из нас.

И вот поэтому хотелось бы поставить вопрос так. Что мы можем сделать для того, чтобы и молодые, и взрослые люди пришли к Вере, обрели ее. Без нее России нельзя! Вся тысячелетняя история существования России и Православной церкви показывает, что когда Русь падала, только Господь Бог мог вылечить ее, вывести из самой безвыходной ситуации. Только Вера — искренняя, чистая, нежная могла спасти ее.

Хотелось бы еще отметить: несложно собрать людей в храм, выпустить и посвятить этому большие стенгазеты, рассказать о том, как идет активная работа, что все хорошо и прекрасно. Это просто. А сделать так, чтобы человек искренне уверовал, проникся глубиной, святостью Православной Веры, — это намного сложнее. Ведь христианская жизнь — это не только обязательство сходить в храм в воскресенье или прочитать молитву, а потом заняться посторонними делами. Нет, это постоянный труд, это труд 24 часа в сутки. Это труд над собой, это служба Богу. Это действительно очень тяжело. И добиться этого — действительно тяжелая цель.

А как же довести до наших молодых людей и убедить их, что действительно это нужно. Что без веры не будет счастья, потому что без корня дерево не вырастет. Без набора высоких моральных принципов не может быть настоящего человека, не может быть патриота России. И, как сказал, Владыка Кирилл: «Православная вера это та система координат, которая дается человеку, чтобы идти к своему счастью».

И в связи с этим мне хочется вспомнить слова великого старца святой земли русской Серафима Саровского. «Стяжи в себе дух мирен и рядом с тобой спасутся тысячи».

Этот момент я считаю главным. Куда может вести слепой, таких же слепых? Поэтому нужны люди, много людей, которые сами по себе были бы достойны этого — вести людей к Вере.

Поэтому хочется пожелать нам всем удачи в начинаниях и надежды на завтрашний день. Только Вера спасет наш народ, в каком бы состоянии он ни был. Россия, Русь, возродится только Верой во Христа.

 

СЕРЕБРЯКОВ А.В. - слушатель Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, майор.

«Проблемы воспитания патриотизма у российской молодежи в современных условиях»

Прежде всего, необходимо разобраться с терминами – ведь каждый воспринимает патриотизм по-своему. Так в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля читаем: «патриотизм (от греч. patriots – соотечественник, patris – родина, отечество) – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу; привязанность к месту своего рождения, месту жительства».

Нет сомнения в том, что патриотизм является духовным достоянием человека. Такие качества, как любовь к стране, в которой ты родился, неидеологизированное осознание того, что ты связан какими-то корнями с чем-то глубинным, осознание принадлежности и уважения к нравственной и духовной культуре страны и т.д. составляют духовно-нравственную основу личности.

После распада Советского Союза в государстве вопросы патриотизма отошли на второй план. Непрофессиональные, импульсивные  призывы к упразднению советского воспитания (без внедрения нового), попытки «очистить» общественное сознание от советского наследия, противопоставить всему просоветскому, новую систему ценностей, основанных на примате денег, привели к негативному отношению властей к традиционно проводившейся в стране воспитательной работе. Практически прекратился общественный и административный контроль за решением задач воспитания. Пионерские и комсомольские организации в своем большинстве самораспустились. Многие детские и юношеские сообщества, союзы, клубы, ассоциации бездействуют.

Сложившаяся критическая ситуация подтолкнула руководство страны, деятелей науки, культуры, образования к поиску общенациональной, общероссийской объединительной идеи. В ходе ее публичного обсуждения сталкиваются самые различные, порой противоположные позиции. Объединяющей основой одни признают полузабытые ценностные ориентиры (монархизм, соборность и т.д.), другие предлагают решать проблемы федерации военным путем.

Ряд общественно-политических движений предъявляют друг другу обвинения в развале «великой мировой державы», разрушении «дружбы народов великой страны». Спекулируя на ностальгии по прошлому, они призывают граждан «объединить народы и восстановить Советский Союз на основе идеи державного патриотизма и религиозных ценностей». Возникли две угрозы: справа – ультрапатриотизм, перерастающий в фашизм, слева – военный коммунизм. Все это приводит к оживлению различных мировоззрений националистического и шовинистического толка. Допускается самое противоположное толкование понятий «отечество», «гражданство», «патриотизм», «интернационализм», «национализм», «шовинизм».

В последнее время многие государственные и общественные деятели, ученые, служащие религиозных конфессий основной идеей, способной сплотить российское общество, укрепить единство и целостность федеративного государства, считают идею российского патриотизма и дружбы народов.

Еще, не будучи президентом, Владимир Владимирович Путин с сожалением говорил о том, что слово патриотизм, «подчас, используется в ироническом и даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способного на великие свершения».

Можно констатировать, что в наши дни «в сфере реализации государственной молодежной политики» главенствуют следующие установки: здоровый образ жизни, патриотическое движение, нравственное воспитание. Слова хорошие, но методы внедрения их в реальность вызывают глубокие сомнения. Безнравственность, алкоголизм, эгоизм, русофобия – этими понятиями просто пропитаны российские средства массовой информации. А на арене выступают «лимоновцы», «бри тоголовые» и скинхеды -  называя себя истинными патриотами России.

Патриотическое воспитание молодежи в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма, интернационализма в процессе обучения и воспитания в образовательных учебных учреждениях всех типов, в том числе и в высших учебных заведениях.

Патриотическое воспитание направлено на формирование патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины в мирное и в военное время. Содержание патриотического воспитания включает культурно-исторический, социально-политический, психолого-педагогический, духовно-нравственный, военно-технический и физический компоненты. Приоритетными направлениями патриотического воспитания является возрождение у граждан России традиционного чувства гражданской гордости, воспитание патриотизма, интернационализма, дружбы, веротерпимости, уважения к другим народам и формирование готовности к созиданию на благо Отечества, к его защите.

С сожалением приходится констатировать, что события последнего времени (распад бывшего Советского Союза, экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей, падение нравственных устоев молодежи, дезертирство, уклонение от призыва в армию, дедовщина, искажение истории прошлого) резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства, спорта и образования, как важнейших факторов формирования патриотизма, а также дружбы между народами разных национальностей и этносов. Это оказало негативное влияние на патриотическое воспитание молодежи. Все эти объективные и субъективные процессы обострили национальный вопрос.

Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено значение патриотизма и интернационализма. Молодежь стала равнодушной, безразличной, агрессивной, неуважительной к старшему поколению, историческому прошлому. Наблюдается устойчивая тенденция падения нравственности, духовности, престижа военной и государственной службы.

Между тем, работники школ, вузов, педагогическая общественность с тревогой отмечают запущенность воспитательной работы, полагая, что самой острой для семьи, школы, общества и государства стала проблема воспитания новых поколений россиян. В Программе  воспитания в системе образования России говорится о том, что главной проблемой сегодняшнего дня является отсутствие государственной стратегии в вопросах воспитания детей и молодежи. В ней подчеркивается, что гражданское и патриотическое воспитание составляет одно из важнейших направлений государственной политики в области образования.

Сегодня требуются новые подходы к разработке методологии  воспитания, определению концептуально ориентированной перспективы, которая позволила бы осознать, какого гражданина следует воспитывать, какие качества необходимо у него формировать. Думается, основным препятствием на пути  выполнения учебными заведениями, учреждениями культуры, средствами массовой информации социального заказа федеративного государства по воспитанию детей и молодежи в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости является отсутствие научной  теории, разработанной с учетом перемен, происходящих в стране в последние годы.

Для создания такой теории необходимо интегрировать знания, накопленные философией, социологией, этнологией, языкознанием, социальной и общей психологией о формировании личности, межнациональных, межконфессиональных и межличностных отношениях, этнической и межэтнической социализации, формировании национальных, гражданско-патриотических и общечеловеческих чувств и сознания. Педагогическая интеграция знаний этих наук, анализ отечественного и зарубежного опыта воспитания людей разных наций и конфессий в духе взаимоуважения позволят исследовать проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости, создать логически взаимосвязанную, целостную систему знаний.

Специфика межэтнической и этнической социализации людей в условиях многонациональной, многоконфессиональной России заключается в том, что совместное проживание множества народов на территории единого государства, общность их жизненных интересов и исторических судеб сформировали много общего в их духовной жизни, культуре, психологии. В силу этого граждане страны (не только русские)  воспринимают Россию как общую для всех родину. Они считают ее, прежде всего, союзом народов, который образовался вокруг Руси. Ее также рассматривают как страну мирного сосуществования православия, ислама, буддизма, иудаизма. Такие этносоциальные условия формируют у людей чувства и сознание россиянина. Однако резкий переход общества из одного состояния в другое обострил межэтнические конфликты в ряде регионов, спровоцировал вооруженные столкновения на межнациональной почве. Так, попытка волевого решения возникшей проблемы привела к вводу в Чечню федеральных войск и войне, результатом которой стали человеческие жертвы и разрушения.

В этносоциальных условиях национальных республик, областей, округов особое значение имеет разъяснение детям и молодежи положения о том, что духовное единство и дружба народов России во многом зависят от национального самочувствия русского народа – опоры российской государственности. Благодаря его объединяющей роли, в России сложился союз различных этносов, сформировалось их духовное единство. Возрождение и развитие народов России обусловлено возрождением и развитием русского народа как интегрирующей основы многонациональной  страны.

Раскрытие сущности и содержания воспитания культуры многонационального общения сегодня стало насущной необходимостью, поскольку в ходе реформаторских преобразований оказалась разрушенной отечественная система патриотического и интернационального воспитания, которая была духовной опорой сплочения граждан союзного государства. В условиях идеологической неопределенности были пересмотрены сложившиеся в обществе социально-психологические и морально-этические ценности, что крайне осложнило процесс воспитания.

Определенная государством общая цель воспитания дифференцируется в системе реально выполняемых (семьей, учебными заведениями, учреждениями культуры, СМИ, общественными организациями) конкретных задач воспитания: любви к Отечеству и ее многонациональному народу, то есть - российского патриотизма, в котором общероссийское чувство гражданина (готовность служить Родине, защищать ее) сочетается с его любовью к малой родине; чувств и сознания дружбы народов нашей страны, уважительного отношения к их традициям, языкам, культурам; любви к родному языку, культуре и истории своего народа; формирование национальных чувств и сознания, которые сочетаются с чувствами и сознанием гражданина-патриота России; уважительного отношения к русскому народу, к русскому языку – важнейшему средству межнационального общения и взаимосближения народов.

Дружба народов и российский патриотизм  взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, ибо в многонациональном государстве национальное, присущее отдельным народам, и гражданско-патриотическое, присущее всей федерации, сочетаются как общее и особенноее. Патриотизм в этих условиях не разъединяет, не обособляет нации страны, а сближает их, объединяет в единую федерацию, укрепляет связи с народами и СНГ, и зарубежных стран.

Российский патриотизм воспринимается гражданами многонациональной, многоконфессиональной страны как ценностный стержень, как смысл жизни. В нем сочетается личное, присущее каждому гражданину (независимо от национальной и религиозной принадлежности), и общественное, связанное с развитием могущества страны, ее прогрессом, укреплением федерации.

Система государственно-общественного воспитания молодежи, несомненно должна опираться и на принципы современного международного права: мирное сосуществование государств, сотрудничество народов и государств, неприменение силы и угрозы силой в международных отношениях, равноправие и самоопределение наций и народов, уважение прав человека и основных свобод, ответственность за агрессию и другие международные преступления (геноцид, расовую дискриминацию, апартеид и т.д.), суверенитет и равенство государств, нерушимость границ, территориальная целостность государств, невмешательство во внутренние дела друг друга, добросовестное выполнение международных обязательств и др.

Ведущей функцией правовой воспитательной системы государства должно быть сплочение различных социальных слоев населения, наций и религиозных конфессий. Разумно направленное воспитание и повышение уровня правовой и общей культуры населения государства способствуют социальному и межнациональному согласию и установлению гражданского мира. Соблюдение норм правовых актов (в отличие от других нормативных систем, регулирующих отношения людей: морали, религии, национальных традиций, сложившихся стереотипов поведения) обеспечивается через механизм власти и правосудия. Эти нормы обязательны для населения данного государства. Право, по существу, выступает носителем ведущих социальных ценностей общества, берет под свою защиту основные моральные ценности.

При этом, значительно возрастает значение правильно организованной и целенаправленной работы по патриотическому воспитанию современной российской молодежи очевидна неотложность решения на государственном уровне ее острейших проблем.

В связи с этим целесообразно говорить о системе государственных мер по формированию патриотизма у молодежи, особенно системе мер по поддержке средств массовой информации, участвующих в его пропаганде. А именно: активное противодействие фактам искажения и фальсификации истории Отечества, создание информационной базы в сети Интернет по проблемам развития  патриотического воспитания, организация постоянно действующих рубрик о патриотическом воспитании граждан в телевизионных и радиовещательных программах и в печати и пр.

В конечном итоге активно действующая система воспитания патриотизма должна привести к духовному и культурному подъему, укреплению государства и его обороноспособности, достижению социальной и экономической стабильности.

В последние годы руководство страны много внимания уделяет вопросам воспитания патриотизма у российских граждан. Есть в этом направлении значительные успехи, однако, остается еще много неразрешенных проблем, много еще предстоит сделать.

В настоящее время главными проблемами патриотического воспитания современной российской молодежи, применительно к военной сфере, являются следующие:

- несовершенство законодательной базы государственно-патриотической работы и отсутствие необходимых нормативно-правовых актов организации патриотического воспитания граждан РФ;

- отсутствие единой государственной системы патриотического воспитания, которая охватывала бы все ступени воспитания и образования от  дошкольных  учреждений до высших учебных заведений, а также отсутствие должного взаимодействия органов государственной власти, средств массовой информации, учреждений культуры в целях патриотического воспитания молодежи;

- не совершенство довузовской подготовки молодежи к военной службе. В настоящее время ощущается острая нехватка специализированных учебных классов, стрелковых тиров,  учебной литературы и наглядных пособий по военной подготовке;

- недостаточная организация работы с группой риска в детской и молодежной среде. Это и беспризорность, и подрастковая преступность, и наркомания, и пр. (сегодня около 500 беспризорных детей являются воспитанниками воинских частей);

- разобщенность ветеранских организаций и их слабое влияние на развитие патриотического воспитания молодежи на примерах героизма советского народа и его армии в годы Великой Отечественной войны;

- отсутствие единой системы  проведения военно-шефской работы (шефство над общеобразовательными заведениями, военно-патриотическими клубами; работа по увековечению памяти защитников Родины через сохранение памятников, мемориальных комплексов и т.д.) и ряд других.

В целях формирования у граждан Российской Федерации чувства патриотизма и высокой гражданственности разработана и утверждена программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 г.г.», где конкретно определены цели, задачи, содержание и система мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи.

Среди многообразных средств, форм и методов, формирующих патриотическое сознание, воспитывающих патриотизм, чувство гордости и ответственности, любви к Родине, укрепляющих дружбу между народами разных национальностей, важную роль играют занятия физической культурой и спортом. В физической культуре и спорте имеются большие возможности для воспитания патриотизма, формирования патриотического сознания, воспитания культуры межнационального общения. В спортивной деятельности наиболее ярко проявляются чувства патриотизма, дружбы и формируются межличностные отношения между тренерами и спортсменами различных стран, республик, городов и районов, представителями которых  являются люди разных национальностей и народностей. Учебно-тренировочные занятия и спортивные состязания создают благоприятные предпосылки для воспитания ценных нравственных качеств (дружбы, товарищества, взаимопомощи, взаимоподдержки, ответственности, самостоятельности, коллективизма).

Считаю, что наиболее эффективными средствами и формами патриотического воспитания молодежи, являются:

- использование государственной символики (гимна, флага, герба России) при организации и проведении соревнований и спартакиад по военно-прикладным и техническим видам спорта с приглашением выдающихся спортсменов, ветеранов спорта, заслуженных работников и тренеров по видам спорта;

- военизированные игры «Орленок», «Зарница», «Патриот»;

- экскурсии и походы по местам боевой славы; спартакиады призывников;

- товарищеские встречи, показательные выступления и соревнования по авиационным, техническим и военно-прикладным видам, посвященные выдающимся личностям России.

Работу в этом направлении необходимо проводить целенаправленно на всех уровнях государственного управления с учетом использования опыта, накопленного в советские годы, что позволит значительно консолидировать российское общество, создать единую государственную идею, позволит занять России достойное место в мировой системе ХХI века.

 

Диакон Андрей КЛИМОВ - преподаватель Московского педагогического государственного университета, кандидат исторических наук.

Реализация проекта «Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях и войсковых частях ВС РФ по инициативе и непосредственном участии Русской Православной  Церкви»

В современной России все более заметна необходимость возрождения утраченного традиционного российского патриотического сознания. Ухудшение морально-психологического климата в обществе и его микросоциумах (семья,  школа и т.п.) резонансом отзывается в подростковой среде. Процветают равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Детская преступность, наркомания, алкоголизм, проституция и другие проявления «свободного образа жизни» достигли таких размеров, что поневоле заставляют задуматься, есть ли будущее у подрастающего поколения, и есть ли будущее у нашей страны.

Особую тревогу вызывают юноши – будущие защитники Родины. Результаты призыва на военную службу говорят об обесценивании основных показателей моральной зрелости человека, которыми издавна считались любовь к своей отчизне, готовность и способность самоотверженно защищать Отечество:

- каждый второй считает, что такие понятия, как воинская честь, доблесть ушли в прошлое и лишены смысла;

- количество призывников, уклоняющихся от отправки на военную службу при всей реформе призыва не уменьшается;

- в связи с ростом наркомании увеличилось количество призывников, привлекающихся к уголовной ответственности.

Обеспокоенность вызывает и значительно снизившееся состояние здоровья молодого поколения: только 52 процента призывников признаны годными к военной службе; в 1,8 раза увеличилось количество призывников ограниченно годных к военной службе; 39,3 процента – больны наркоманией.

Отмечая нынешнее состояние постепенного укрепления России на международной арене и вхождение в новый этап развития по инициативе Правительства как внутри государства, так и во вне, все же надо признать, что этот процесс нелегок и осуществить его быстрым скачком не удается. Многое уже упущено и для возрождения былой мощи русского государства потребуется некоторое время. Однако это не повод для инертного ожидания, что кто-то это сделает, необходимо четко осознать, что именно мы должны принять активное участие в возрождении всего утраченного, что придавало духовные и физические силы человеку и нации в целом. Именно здесь Церковь несет свое высокое служение на благо своего народа и Отечества. В связи с этим мне хочется представить несколько позиций проекта, начавшего свою реализацию с сентября 2006 года и имеющего название «Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях и войсковых частях  ВС РФ по инициативе и непосредственном участии Русской Православной Церкви».

Данный проект органично вызрел из деятельности Воскресной школы, созданной вашим покорным слугой в сентябре 2004 года на еще не освоенной территории для Русской Православной Церкви – микрорайон Филевская пойма, где предполагается строительство храмового комплекса в честь «Всех Святых» и на сегодняшний день установлен деревянный храм в честь преподобного Серафима Саровского. Для данного микрорайона этот храм явился новым веянием в жизни его жителей, открыл возможность для духовно-нравственного возрождения и начат процесс создания здоровой нравственной атмосферы в данном месте.

Должен отметить, что Образовательный проект изначально имел одну из своих задач построение не только деловых, но и добрых, дружественных отношений Воскресной школы с государственными образовательными учреждениями, что и произошло в течение первого года с ГОУ СОШ № 1114 и МОУ СОШ № 696, а также с Санаторным домом-интернатом № 23, расположенным в этом микрорайоне. Также было налажено сотрудничество с местной Муниципальной районной газетой «Филевский парк», где ежемесячно выходит страница «Верую» с православным календарем, расписанием богослужений и статьями священнослужителей. Цель сотрудничества – информационная поддержка и духовное просвещение населения микрорайона.

Другой частью эффективной работы по созданию здоровой духовно-нравственной среды микрорайона была задача выстроить деловые и дружественные отношения с представителями муниципальной власти всех уровней, начиная от Управы района,  заканчивая Самоуправлением микрорайона. Положительную роль в данном деле сыграло воодушевление и поддержка настоятеля храма.

Анализ деятельности и результатов 2004/2005 учебного года Воскресной школы, а также открывающиеся перспективы сотрудничества с двумя государственными общеобразовательными школами, побудил к созданию и разработке проекта по военно-патриотическому воспитанию молодежи. В связи с этим, опираясь на добрососедские отношения со стороны Общеобразовательных школ микрорайона, в МОУ СОШ № 696 был выделен класс с присутственным временем директора Воскресной школы (среда  с 14.00 до 16.00) с задачей на дальнейшее развитие деловых отношений и преподавание предмета «Основы Православной культуры». Кабинет получил название «Пасхальной радости» (№ 30). Идеей создания данного класса является провозвещение победы добра над злом в духовной сфере бытия, и, как отражение данной темы в земной истории – духа воинской доблести. На базе класса проводится постоянно действующий цикл школьных мероприятий совместно с войсковой частью, Советом ветеранов и органами местного самоуправления, в которых последовательно представлены героические страницы истории в различные периоды существования Российского государства.

Также начались регулярные встречи (один раз в месяц) с военнослужащими ВС РФ филиала автомобильной базы № 37, расположенной на территории микрорайона по разработанному плану.

Для данного прихода это был скачок вперед. За короткий срок своего существования, когда жители микрорайона с искренним сердцем приходили на богослужения и принимали участие в организовываемых мероприятиях, они ощущали себя своими на данной территории. Благодаря духовной работе священников, первоначальное направление по созданию здоровой духовно-нравственной среды стала реальностью. Даже сектанты (в основном представители религиозной организации «Свидетели Иеговы») почувствовали свою бесполезность и бессилие на данной территории, ибо изначально стратегия борьбы с сектантами была изложена автором проекта в мирном, неагрессивном направлении. Суть данной стратегии была не в борьбе с сектантами и их представителями, а активной и живой деятельности прихода и, как основной его части – Воскресной школы, что в конечном итоге, привело к утраченным национальным чертам и характеру своей жизни. Сектанты, таким образом, не получили сочувствия нигде, вплоть до простого населения. Выразилось это в том, что они сами пришли в храм для беседы (март 2006 г.).

К сентябрю 2006/2007 учебного года, опираясь на государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», целью которой является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирования у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, был видоизменен первоначальный проект и получил название, озвученное в начале моего выступления. В его содержание вошли элементы Образовательного проекта, предусматривавшие участие в нем студентов ВУЗов, учащихся Общеобразовательных школ, военнослужащих ВС РФ и ветеранов ВОВ с привлечением местной администрации района.

Задачей проекта является духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся общеобразовательных учреждений и военнослужащих ВС РФ через обращение к исторической правде и развитие нравственной мотивации служения Отечеству, великое служение народу, Отечеству, Богу – Служения с большой буквы, несущего в себе основы воинского подвига, возрождения утраченных традиций Русской Армии.

Реализация данного проекта была начата в нескольких направлениях и охватила следующие учебные заведения и войсковые части:

- Московский Педагогический Государственный Университет;

- Военную академию Генерального Штаба ВС РФ;

- Среднюю Общеобразовательную школу № 696;

- Среднюю Общеобразовательную школу № 1114;

- Военную автобазу № 37 ГРУ Министерства обороны ВС РФ и ее филиал;

- Дороховскую Общеобразовательную школу в Подмосковье;

- артиллерийскую войсковую часть  (пос. Мишинка в Подмосковье).

Осенью 2007 года свою заинтересованность в данном проекте проявило руководство Пограничного института ФСБ.

Уже с июня месяца 2006 года по благословению настоятеля храма Михаила Архангела при ВАГШ ВС РФ иерея Андрея Галухина и одобрения руководства ВАГШ ВС РФ данный проект начал свою реализацию в данных стенах.

За весь период реализации проекта с сентября 2006 года и по сей день организуются ежемесячные встречи-беседы с военнослужащими срочной службы на темы, разработанные в рамках проекта, проведятся массовые мероприятия в школах микрорайона Филевская пойма и Подмосковья с привлечением военнослужащих, организуются выезды на святые и исторические места, тесно связанные с героической историей прошлого нашего Отечества.

С сентября 2007 года данный проект был запущен в Подмосковье – пос. Дорохово, с некоторой «пробуксовкой» в его реализации из-за полного равнодушия и неучастия местных властей.

Не занимая много времени вашего внимания, ознакомлю вкратце с выводами по анализу  реализации данного проекта:

- данный проект является крайне актуальным в современной политико-идеологической обстановке России. Испытывая некоторые трудности в воплощении только еще созревающей национальной идеи, государственная власть может через Русскую Церковь, как хранительницу исторической правды и высоконравственного отношения к своему Отечеству, эффективно и действенно решать вопрос по патриотическому воспитанию молодежи и граждан страны;

- как показала практика, проект является универсальным и может реализовываться в любой местности на любом уровне, учитывая специфику местности, ее населения и историю. Даже, если его реализацию проводить в каком-либо отдельно взятом районе города или поселении, то уже через 2-3 года проект способен выйти на региональный уровень;

- одним из немаловажных факторов в процессе возрождения России как мощного уникального государства проект является мощным катализатором выявления асоциального элемента общества;

- проект тесно связывает все структуры, задействованные в нем: представителей государственной власти, Вооруженные Силы, школы, Русскую Церковь и население, и сбой в одной из составляющих (например, отстранение и равнодушие представителей государственных властей в ходе реализации проекта) отражается на всех в нем участвующих, и в таком случае, обещает быть малоэффективным;

- активная работа принесла немало положительных результатов. В войсковых частях, начиная от офицерского состава, заканчивая солдатами срочной службы,  еще более укрепилось уважительное отношение к своей службе, осознанность ее необходимости, установилось почтительное отношение к Русской Православной Церкви, мотивацией которой в своей деятельности является любовь к своей Родине и ее истории. Офицеры и солдаты увидели и поняли, что именно Русская Церковь является активным участником возрождения уважительного отношения к Отечеству и военной службе, что у нас есть общие цели и задачи;

- что касается местной власти, то ее реакция не всегда и не везде была однозначной, начиная от небольшой поддержки и частичного участия, заканчивая полным равнодушием и незаинтересованностью. Причины данного отношения видятся в нездоровой идеологической атмосфере в процессе яркой капитализации современной России. Однако равнодушие властей в реализации данного проекта приводило к ответной реакции по отношению к ним со стороны населения района, где проходила данная работа. Население здесь выступает как чуткий барометр: оно явственно чувствует, что власть перестала поддерживать проект, однако, осознавая необходимость и полезность последнего, прежде всего для своих детей и пожилых людей – само включается в работу. Например, многие вещи (рамки для портретов в класс, фотографии и небольшие подарки для солдат и ветеранов) приобретались буквально на добровольные пожертвования жителей микрорайона.

Действия власти подорвали доверие населения к ней, что очень печально;

- директора школ убедились в необходимости данного проекта, так как он гармонично вписывается в работу школы (как интеллектуально, так и воспитательно) и его можно использовать как один из эффективных компонентов учебно-воспитательной работы;

- учащиеся школ с пониманием относились ко всем действиям, охотно принимали участие в реализуемых мероприятиях. Встречи с ветеранами формировали у них чувство уважения к ним не на словах, а на деле: они сами вручали подарки своими руками, придя к пожилым людям домой, видели слезы их искренней радости за заботу и понимание, что они не забыты. Данные мероприятия являются наиболее эффективным воспитательным действием  на душу молодого человека. Общение с живой историей (чаепитие с ветеранами) рождает интерес к прошлому, акцент на патриотическую основу в подаче исторических событий приводит к правильному пониманию истории, формируют уважительное отношение к прошлому своей страны и ориентирует на такое же отношение в дальнейшем;

- организация совместных чаепитий военнослужащих, ветеранов и учащихся также несло в себе цель формирования и развития уважения к прошлому, исторической правде. Неформальное общение позволяло действенно и эффективно (не на словах и не официально) реализовывать связь поколений, живое участие в развитии у молодого человека любви к своей Родине и ее истории;

- непосредственный контакт учащихся с военнослужащими, а также посещение войсковой части, служит основой трезвого взгляда на военную службу в современной России, эффективно воздействует на процесс снятия с них психологического барьера по отношению к военной службе, навязываемого со стороны СМИ;

- проект показал свою необходимость в современном обществе, так как он разрушает атомизированное мышление, навязываемое Западом, и является мощным оружием в борьбе с негативной информацией в СМИ, оказывает консолидирующее и цементирующее начало в формировании молодого поколения и развития общества в дальнейшем на чувствах патриотизма и любви к Родине. Конечным результатом является формирование правильного, устойчивого и положительного мировоззрения и построения жизни в целом.

И все же, при всех положительных результатах, существует огромная проблема в реализации данного проекта, а именно – отсутствие государственной поддержки и необходимого финансирования. Поэтому прошу всех здесь присутствующих не остаться равнодушными к данному делу и Соборно поддержать данную инициативу с предложением вывести проект на Федеральный уровень.

 

РЕШЕТОВ Р.В. - слушатель Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, подполковник.

«Средства массовой информации и пропаганда патриотизма. Значение, роль и реальность»

Отличительной чертой нашего времени является огромное количество информации, поступающей извне и оказывающей воздействие на человека. Человечество вступило в информационную эпоху.

Справедливо замечает Н.С.Леонов: «…когда была обнаружена восприимчивость человеческой психики и настрою человека на определенную деятельность, пропаганда и агитация стали главным рычагом управления людьми». Психологами также было установлено, что процесс распространения пропаганды является особым информационным процессом и обращается к эмоциональным переживаниям. В психологическом контексте данной проблематики следует говорить о массовых коммуникациях. Массовые коммуникации – систематическое распространение через печать, радио, телевидение и другие каналы информации среди аудиторий с целью информирования и оказания идеологического, политического, психологического воздействия на оценки, установки, стереотипы, мнения и в дальнейшем на поведение людей.

По мнению ученых, правильная, соответствующая всем законам функционирования психики человека, пропаганда, направлена на формирование новых установок, на усилие, а иногда и ослабление уже существующих установок. Установка – это определенный прообраз, определенная готовность человека к той или иной деятельности, выражающая целостную структуру личности с «постоянным набором характеристик». Существует установка политическая, социальная, патриотическая и другие.

Что же является главным орудием пропаганды?

Представим, что вчера было создано новое оружие, и нас попросили оценить степень его опасности, а также предложить меры борьбы с ним. Вот его характеристики:

- действия, сопоставимые с ядерным и бактериологическим, с его помощью можно наносить вред психическому и физическому здоровью, убивать миллионы людей и уничтожать целые армии;

- побочные эффекты для применяющей стороны равны нулю;

- его производство относительно дешево;

- доказать его применение и найти источники распространения в некоторых случаях практически невозможно.

Простой ответ на этот вопрос: этим оружием являются средства массовой информации.

Огромный поток негативной информации, поток, несущий насилие, искаженные факты о событиях в стране на фоне социально-экономического кризиса в 90-х годах, привел к девальвации патриотических ценностей. И в этой особо сложной обстановке произошел отход граждан России от прежнего советского патриотизма и формирования у них российского патриотизма. Это крайне отрицательно сказалось на положении армии. Распространение антиармейских настроений в обществе потенциально ставили под угрозу обороноспособность страны. А отсутствие идеологической определенности привели к распаду сложившейся в стране системы патриотического воспитания. И, наконец, алгоритм информационной войны «великого старика» Даллеса, начальника ЦРУ США, направленный на разрушение «самого непокоренного народа», был практически реализован.

Что же в противовес  всему этому предлагают нам сегодня средства массовой информации для пропаганды патриотизма?

Газеты и журналы, в основном, заполнены новостной и развлекательной информацией. Деловой и  научно-популярный стиль публикаций, порой, сменяется на разговорно-жаргонный. Телевидение демонстрирует коммерческие шоу, дешевые сериалы, перегружает зрителей негативной информацией, связанной с криминализацией общества. Русский язык, как часть нашей культуры, в статьях не блещет культурой речи, полон американизмов.

Культ насилия, жестокости, порнографии, пропагандируемый в СМИ, печатных изданиях, а также  в компьютерных играх, ведет к неосознаваемому порой, желанию подростков и молодежи подражать этому, способствует закреплению таких стереотипов поведения в их собственных привычках,  образе жизни, снижает уровень правовых ограничений, правовых запретов, что, наряду с другими условиями, открывает путь для многих из них и ведет к правонарушениям.

К сожалению, реалии сегодняшнего дня говорят о том, что пропаганда патриотизма в СМИ практически отсутствует.

Что же тогда у нас есть?

Не все так плохо и некоторые подвижки есть. Положительный резонанс в обществе вызвал показ сериала «Офицеры», герои которого представили положительный образ российского офицера. Сериал стал самым популярным  телевизионным проектом года и вошел в тройку финалистов «ТЭФИ-2007».

В феврале этого года в Московском доме кино рябило в глазах от погон. Молоденькие солдаты, суворовцы, генералы прибыли на премьеру художественного фильма «Второе дыхание», снятого по заказу Министерства обороны. Это впервые за 20 лет. На создание положительного образа  армии ушло 120 миллионов рублей, заказчики результатом довольны. Они уверены, что люди посмотрят на современную армию по-новому.

Нельзя не сказать и о развитии телеканала «Звезда», рейтинг которого неуклонно растет, вещание телеканала «Звезда» распространяется уже на 71 регион, это 803 города. Аудитория телеканала уже составляет теперь около 50 миллионов человек.

Какие проекты в сфере патриотического воспитания посредством СМИ представляет сегодня политическая элита? Что нужно делать для более уверенного движения в развитии российского патриотизма?

Во-первых, первоочередной задачей Президента РФ представляется  разработка общегосударственной объединяющей патриотической идеи,  направленной на восстановление потенциала нации.

Во-вторых, в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» предусматривается  система мер по поддержке средств массовой информации, участвующих в пропаганде патриотизма, в том числе:

- разработка программ, циклов и конкретных рекомендаций по усилению патриотической направленности телерадиовещания;

- формирование программы вещания на Россию в интересах обеспечения объективности изложения исторических и текущих событий;

- активное противодействие фактам искажения и фальсификации истории Отечества;

- создание информационной базы  сети Интернет по проблемам развития патриотического воспитания;

- организация постоянно действующих рубрик о патриотическом воспитании граждан в телевизионных и радиовещательных программах и в печати с привлечением к обсуждению проблем патриотического воспитания ученых, видных государственных и общественных деятелей, представителей культуры и искусства, педагогов, воспитателей, ветеранов войны, военной службы и труда.

В рамках этой Программы во многих регионах страны проводится Всероссийский конкурс «Патриот России» на лучшее освещение в средствах массовой информации темы патриотического воспитания. Основными задачами конкурса являются:

- содействие созданию условий для активного участия средств массовой информации в реализации государственной программы патриотического воспитания граждан России;

- содействие созданию системы государственного и общественного стимулирования средств массовой информации в подготовке и распространении социально значимых телевизионных и радиопередач, интернет-проектов, газетных и журнальных публикаций патриотической направленности.

На мой взгляд, российским политикам следует признать факт продолжения против России геополитической информационно-психологической экспансии и в противовес ей принимать экстренные меры эффективного противодействия. Очевидно, что целесообразно не только создавать условия для восстановления системы патриотического воспитания граждан в стране, но и системы защиты граждан от негативного информационно-психологического воздействия. Защита граждан – святая обязанность государства. К сожалению, защитная функция в этой сфере значительно ослаблена. Давно назрела необходимость разработки государством как национального законодательства, так и норм международного права,  направленных на защиту психики человека от неосознаваемых деструктивных информационных воздействий. Это требует наряду с совершенствованием существующих сегодня отдельных положений законов и подзаконных нормативных актов (в том числе, «О средствах массовой информации», «О рекламе», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «Основы  законодательства РФ об охране здоровья граждан» и др.) принятия специального Федерального закона  «Об информационно-психологической безопасности». Такой законопроект обсуждался в двух составах Государственной Думы РФ (первоначально в 1999 году), но по сей день не принят.

Проблема защиты населения от информационно-психологического воздействия давно волнует ученых и ими ведутся разработки в направлении, так называемой экспертизы, СМИ. Основными темами таких разработок могут  являться:

- роль и место СМИ в формировании общественного сознания;

- СМИ как средство скрытого перепрограммирования общества;

- место СМИ в формировании целевых установок и образа жизни современного человека;

- характер информационно-психологического воздействия СМИ, пути прохождения информации;

- повторяющиеся информационно-психологические воздействия и их отражение на поведенческом и душевном состоянии человека;

- выработка требований к специалистам, способным проводить экспертизы информационно-психологического воздействия информационных материалов;

- требования к инструментальным средствам для проведения экспертиз информационно-психологического воздействия информационных материалов;

- предложения законодательного характера о легализации экспертиз информационно-психологического воздействия информационных материалов;

- предложения по подготовке специалистов в области ведения экспертиз информационно-психологического воздействия информационных материалов.

Сегодня можно с полной уверенностью заявить, что власть пытается найти пути для восстановления и утверждения в обществе, в сознании и чувствах граждан  социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений к культурному и историческому прошлому России, традициям, повышения престижа государственной и, особенно, военной службы. Власть должна понять, что СМИ, как орудие пропаганды, может не только оказывать разрушающее воздействие на установки, но и созидать, сохранять нравственные и духовные ценности нации, тем более, что прошлый век показал, что безграничные интеллектуальные и духовные возможности у нашего народа есть.

 

Протоиерей Димитрий СМИРНОВ - Председатель Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.

Дорогие товарищи и друзья!

Есть такое духовное понятие, идущее из древней аскетики, которое называется «трезвение». Оно будет нам вполне понятно, потому что в русском языке тоже есть похожее слово: «трезвость». Что такое трезвение? Это реальное восприятие действительности - такой, какая она есть. Но в жизни очень много людей пребывает в разных иллюзиях: в исторических, национальных или еще каких-то, которые им внушается со стороны. И это иллюзорное состояние сознания, которое называется мифологическим, очень сильно влияет на человека. Вначале создается некий миф, потом он внедряется в сознание, и люди начинают действовать в соответствии и согласии с этим мифом.

Трезвение связано с трезвостью, потому что пьяный человек вообще плохо осознает реальность. Яркий пример этому - почему человеку в пьяном виде запрещено под страхом теперь уже даже тюремного заключения садиться за руль? Потому, что пьяный человек нереально оценивает ситуацию на дороге и представляет собой огромную опасность для самого себя  и, самое страшное - для окружающих его людей.

Это преамбула, а теперь то, о чем я хочу сказать. Понимаете ли реально вы, присутствующие здесь в зале, что вопрос о существовании нашего государства - это вопрос 20 будущих лет? Есть ли у вас это осознание? Дело в том, что сейчас единственным воспитателем в нашей стране осталось телевидение. А вторым, направленным исключительно на молодежь,- является эстрада. Наше сегодняшнее общение собрало какое-то число людей. А представляете себе, если бы мы сейчас организовали рок-концерт, сколько бы пришло молодежи? Вот эффективность нашей работы. Разве может конференция сравниться по воздействию на душу человека с рок-концертом? Никак и никогда! Разве может какая-то самая интересная, захватывающая лекция сравниться с телевидением, с той программой, которую делают профессионалы высочайшего уровня с большими зарплатами, очень талантливые люди, прошедшие жестокий многолетний отбор?! Разумеется, нет.

Поэтому единственная возможность патриотического, семейного, еще какого-то воспитания может осуществиться только одним способом. Покажу его на маленьком примере. Вот взять агрономию: я хочу вырастить урожай. У меня есть семена помидоров, самые лучшие, допустим из Австралии, и я взял самую хорошую тамбовскую или воронежскую землю. И что, будет у меня урожай? Нет. А чего же не хватает? Не хватает борьбы с сорняками и вредителями. Без этого на этой тамбовской и воронежской земле (которую немцы вывозили во время войны в вагонах к себе Германию, потому что в Германии нет такой земли) вырастут шикарные сорняки, лебеда вот такой толщины, а никакой помидор расти не будет.

Пока мы не уничтожим этот сорняк, эту заразу в средствах массовой информации, пока власть имущие не озаботятся духовным воспитанием народа и не поставят барьер существующей пропаганде развала семьи, всяческому разврату, насилию, которые средства массовой информации разносят по всей стране, у нас ничего не получится. Я уже не говорю о компьютерных играх. Правительство озабочено, чтобы до каждой деревни довести Интернет; у нас в Московской области газа нет, а Интернет скоро будет в каждом доме. Но нигде не сказано - я еще не слышал ни в официальных высказываниях, ни в законодательном порядке - ни одного слова о том фильтре, который там должен стоять. А без него - этот Интернет станет дополнительным орудием развратителей нашего народа. После этой пропаганды, когда мальчики и девочки с утра до вечера будут сидеть в порносайтах, получим ли мы вообще какую-то семью, какую-то молодежь? Нет, у нас будут только «стрелялки» и секс. Всё!

Вот собрались мы за столом: два-три ветерана и 15 мальчиков и девочек. Выпили чайку, поговорили о наших героях,  а потом дети сели за компьютер и начали  стрелять, убивать и заниматься виртуальным сексом. Представляете, что у них будет в голове? Поэтому вся наша экономика, вся газификация всей Европы, все эти замечательные слова по повышению офицерам зарплаты - слава Богу, это очень хорошо. Особенно хорошо, когда за миллион долларов поставят кювет, в котором будут недоношенного мальчика или девочку спасать от неминуемой смерти, и все это для того, чтобы потом его подключить к Интернету и констатировать полную духовную смерть и неспособность ни на что: ни на любовь к Родине, ни на создание семьи, ни на верность. Представим себе также воина, который на протяжении пяти лет изменял собственной жене - а потом он идет на войну и проливает за нее кровь. Как это вообще возможно?!

Говорят: мы воюем за детей, за жен. А за каких жен? За номер один, номер два, номер три? А еще между второй и третьей была гражданская жена. За какую из них он проливает кровь? Но Ксения Собчак уже рассказала всем, как надо «жить в шоколаде». Лолита Милявская подтвердила это собственной жизнью. А Анфиса Чехова показала, как надо это делать. Вот они, сегодняшние подлинные «воспитатели и воспитательницы» нашего народа. Плюс - вся эстрада. И все это происходит по попустительству высшей государственной власти! Одно ее слово – и это все прекратится. Но этого слова нет. А почему? По одной простой причине: потому что мы по-прежнему (нас так воспитала наша родина за 70 лет советской власти) стадо послушных баранов, которых приготовили для того, чтобы сожрать. Мы безмолвны. Мы боимся, хотя нам реально ничего не угрожает. А вот Ксюшка не боится. Анфиска не боится. Они не боятся! А мы боимся. Очень интересно.

И пока это будет продолжаться, мы так и будем вымирать по миллиону в год, пока наше вымирание не дойдет до некой критической точки, когда умные люди из европейского командования НАТО (а наша страна уже пять лет как включена в зону ответственности этой могущественной организации) и Пентагона поймут: ну вот и дождались, берем голыми руками. Потому что все население страны, хотя мы много говорим о Православии, о патриотизме, реально озабочено и поклоняется только одному богу – этого бога зовут «евро». И уже практически любого можно купить. Ну, если не любого, тогда большинство. Замечательная война  была в Ираке: немножко побомбили, затем купили генералов Хусейна – и  всё. Потом ввели войска, а дальше уже пошел управляемый хаос, который приведет, естественно, к раздроблению страны. Сценарий один и тот же, с 1917 года и по сегодняшний день. Как будто одно и то же существо управляет этим миром.

Почему те, кто разрабатывал план создания СССР, разделил и страну на какие-то республики? И даже сейчас мы все, как попугаи, продолжаем повторять: Российская Федерация? Якобы есть ряд государств, которые решили создать федерацию, создать единое государство, многонациональное, многоконфессиональное. Но разве когда-то было на карте мира государство Башкортостан? Ничего подобного не было. Была единая Россия – от Польши до Аляски. Но тогда это задумали, чтобы в сознание народа вошел миф о союзе государств. Даже в ООН были представлены и Белоруссия, и Украина как самостоятельные государства, которыми они никогда в жизни не были. Для чего? Для того, чтобы миф  вошел в сознание народа. А почему сегодня Россия - именно федерация? Да потому, что это - те же самые границы, по которым, как и Советский Союз, ее можно будет потом разделить и разбить, как стекло.

Поэтому либо мы дети неразумные, ничего не понимающие в принципе, либо нам на всё наплевать. К людям старшего поколения, таким как я, обращаться уже бесполезно. Поэтому я обращаюсь к молодым. Подумайте над этим. Один мой знакомый профессор, руководитель кафедры МГУ демографии и социологии Антонов, сказал, что 250 тыс. рублей выдавать маме за рождение второго ребенка - это, конечно, замечательный проект. А знаете ли вы с точки зрения математической статистики, что нам нужно предпринять, чтобы популяция россиян сохранилась до 140 миллионов до конца этого века? Для этого нам нужно, чтобы каждая оставшаяся нормальная семья родила восьмого ребенка. Только тогда мы сохраним наши 140 миллионов. Спрашивается, такая задача реальна? Думаю, нет. Я настоятель одного из самых крупных приходов не только в России, но и за рубежом, в десятке самых крупных. И потому знаю точно - у нас нет ни одной восьмидетной семьи. Три семидетных. Шестидетных побольше - полтора десятка. Пятидетных еще больше, но на восемь детей просто нет биологических ресурсов ни у пап, ни у мам, хотя понятно, что православная семья абортов не делает. Просто уже сам организм людей, живущих в Москве, не способен к такому большому числу детей.

Дмитрий Иванович Менделеев, когда проводилась перепись населения 1913 года, говорил, что средняя россиянка рожает пять-семь детей. Поэтому он подсчитал, что в конце ХХ века русских будет 600 миллионов. Но он же не учитывал, что придут большевики. По его данным нас должно было бы быть больше полумиллиарда, но этого нет. Поэтому в данной ситуации, когда народ вымирает,  нам надо ее трезво оценить и определить, что мы можем сделать, потому что все дальше и дальше, мы – как народ, отодвигаемся в этом вопросе на задний план. Даже такие небольшие по территории государства, как Пакистан, уже имеет гораздо больше населения, чем мы. Нас скоро превзойдет и Япония.

Мы стали великим народом благодаря плодовитости, а не благодаря нефти и газу. Мы стали великим народом, потому что наши предки на лошадях колонизовали шестую часть суши в нечеловеческих климатических условиях. Это наша природа выковала такой характер, при котором люди способны жить в условиях и полярной ночи, и среднегодовой низкой температуры, и абсолютно негарантированного сельского хозяйства. И в этих условиях они создали прекрасные по своей сути и живопись, и литературу, и науку, и архитектуру, и военное дело. И нет такого достижения мировой цивилизации, в которой бы русские не достигли самых больших высот.

Ну а сейчас к чему мы пришли? Нам надо четко понять, что этот процесс самоуничтожения продолжается. Продолжают женщины убивать в утробе своих детей. Продолжают мужья бросать своих жен вместе с детьми, то есть идет настоящее предательство, причем это делают люди, которые с трибун говорят высокие слова о патриотизме. Потрясающе, наши миллионеры, а у нас их сто тысяч человек в стране, они не рожают детей. Одна жена миллионера позвонила на радиостанцию, где я веду еженедельную передачу, и сказала, что ее муж настаивает на том, чтобы она сделала аборт (она беременна пятым ребенком). Причина: муж не хочет нищету разводить. Хотя у них две кухарки, две няньки, несколько человек охраны, но муж говорит: хватит нищету разводить. А разве наши губернаторы не могли бы усыновить каждый по пять детей? Разве их первые заместители не могли бы усыновить хотя бы по два ребенка? Разве наши министры не могли бы усыновить детей и тем дать пример народу?

Нам надо трезво понимать ситуацию и каждому на своем месте делать все во имя и во благо России. Но нужно, прежде всего,  постараться повлиять на тех людей, которые в нашей стране принимают решения. И это реально, поскольку у нас теперь нет руководящей силы партии, источником власти является сам народ, и он может влиять на любую ситуацию.

Нас призывают голосовать за будущее России. Вот вы – будущее, вы и думайте. Мы вам оставили очень трудную ситуацию, но это не по нашей вине, это наша беда. Советская власть, которая приехала к нам из Швейцарии, уничтожила все лучшее, я имею ввиду – лучших людей.