Всемирный Русский Народный Собор

Выступление Первого заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Л. К. Слиски на IX ВРНС

Ваше Святейшество! Уважаемое собрание!

Вот уже четвертый раз я с благодарностью принимаю высокую честь участия в работе Всемирного Русского Народного Собора. Велика роль этого ежегодного собрания священнослужителей, военных, ученых, богословов, государственных деятелей, дипломатов и людей творчества в осмыслении места и миссии России, а также всего православного мира в условиях глобализации. Самые важные и значимые вопросы современности выносит Собор на обсуждение широких слоев российского общества.

И справедливо, что в пятый год третьего тысячелетия от Рождества Христова IX Всемирный Русский Народный Собор приурочен к празднованию 60-й годовщины Великой Победы нашего народа над фашизмом — Победы, спасшей цивилизацию и определившей послевоенный ход мировой истории.

Но за прошедшие десятилетия неузнаваемо изменилась жизнь на планете, и вновь православный мир ищет пути спасения человечества от новых вызовов и угроз, связанных с эскалацией экстремистских религиозных течений и международного терроризма. Так я понимаю девиз настоящего форума: «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом».

И именно для разрушения этого единства давно развязана информационно-психологическая война против нашей страны — победителя фашизма. Цель ее — внедрить в жизнь многонациональной России разрушительный дух антиисторизма и антипатриотизма, вытравить живую память о ратных подвигах, великих свершениях в науке и искусстве.

Особое место в этом противостоянии занимает военная тематика. Победы над тевтонскими завоевателями на льду Чудского озера под предводительством Александра Невского, на Куликовом поле над татаро-монголами, под Полтавой над шведами, в Отечественной войне 1812 года над Наполеоном и, конечно, великая Победа советского народа над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне прославили русское оружие и русское воинство. С этими победами связаны упрочение и расширение российского государства, его влияние на ход всемирной истории, самоидентификация и самоуважение нации.

Поэтому так целеустремленно и настойчиво внешние и внутренние недруги России распространяют различные домыслы, сомнительные факты, а то и просто ложь об истории нашей страны, особенно о событиях Великой Отечественной войны.

Средства массовой информации, особенно электронные, охотно распространяют всевозможные недобросовестные «доказательства», переворачивающие вверх дном всю историческую правду о Великой Отечественной войне. Одержанную нами Победу пытаются представить заслугой «генерала мороза», пространств России и бездорожья, неисчислимости людских ресурсов, помощи союзников,— но только не заслугой нашего народа!

Но именно массовый героизм, единение и сплочённость всего многонационального народа Советского Союза принесли нам и миру Великую Победу!

Не случайно именно к единению призвал народы бывшего Советского Союза, одержавшие Великую Победу над фашизмом, Патриарх Московский и всея Руси Алексий. «Мы не должны забывать уроки прошлой войны, помня, что только единство и духовная сила ведут к победе и возрождению»,— заявил Его Святейшество, выступая по случаю 60-летия начала Великой Отечественной войны в Бресте. Святейший Патриарх отметил, что Белоруссия и России уже сделали первый шаг к новому единству и выразил надежду, что и другие народы придут к осознанию неоспоримого блага единства.

«Вместе мы одержали Великую Победу, преодолели тяготы послевоенного времени, начали духовное возрождение наших народов: Сейчас нас разделяет граница, делаются попытки поссорить и противопоставить друг другу, однако мы должны сделать все, чтобы дальше идти рука об руку, созидая жизнь в мире и правде»,— подчеркнул Предстоятель Русской Церкви.

И как бы быстро ни менялись политические декорации на просторах бывшего Советского Союза, правота этих слов несомненна.

В год празднования Великой Победы следует, в поисках духовной опоры, задаться некоторыми вопросами. Где источник мужества, терпения и отваги? Что объединило и сплотило наши народы? В чем состоят духовно-нравственные основы нашей Победы и сохранились ли они в эти времена неслыханных информационных войн против России, ее истории и Православной веры?

Во многом ответ на эти вопросы я нашла у великого русского философа Ивана Ильина и позволю себе пространную цитату из его заметок военных лет «Почему мы верим в Россию»:

«Быть русским — значит не только говорить по-русски. Но значит — воспринимать Россию сердцем, видеть любовью ее драгоценную самобытность и ее во всей вселенской истории неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть Дар Божий, данный самим русским людям, и в то же время — указание Божие, имеющее оградить Россию от посягательства других народов и требовать для этого дара — свободы и самостоятельности на земле. Быть русским — значит созерцать Россию в Божьем луче, в ее вечной ткани, ее непреходящей субстанции и любовью принимать ее как одну из главных и заветных святынь своей личной жизни. Быть русским значит верить в Россию так, как верили в нее все русские великие люди, все ее гении и ее строители. Только на этой вере мы сможем утвердить нашу борьбу за нее и нашу победу».

Но созерцать Россию «в Божьем луче» и победить в страшной войне смог народ, за плечами которого была не только четверть века обезбоженного строя, но и века православной культуры, особой дисциплины духа и беспримерного патриотизма — деятельной любви к Отечеству. И потому в годы тяжелейших испытаний не оставляла Россию Божья помощь:

Когда немцы были уже под Москвой, в молитве за Русь в декабре 1941 года ушел в затвор митрополит Гор Ливанских Илия из Антиохийского Патриархата — просить Божию Матерь открыть, чем можно помочь России. Он спустился в каменное подземелье, куда не доносился ни один звук с земли, где не было ничего, кроме иконы Божией Матери. Владыка затворился там, не вкушая пищи, не пил, не спал, а только, стоя на коленях, молился перед иконой Божией Матери с лампадой. Каждое утро владыке приносили сводки с фронта о числе убитых и о том, куда пошел враг. Через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе Сама Божия Матерь и объявила, что избран он, истинный молитвенник и друг России, для того, чтобы передать определение Божие для страны и народа Российского. Если все, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет. «Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем, должны начать служить. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда — сдаваться нельзя. Пусть вынесут,— сказала Она,— чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избранный город. Перед Казанскою иконой нужно совершить молебен в Москве. Затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена».

Владыка связался с представителями Русской Церкви, с советским правительством и передал им все, что было определено.

Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), митрополита Сергия (Страгородского) и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия, ибо не видел больше никакой возможности спасти положение.

Все произошло так, как и было предсказано. Не было сил удержать врага. Был страшный голод, ежедневно умирали тысячи людей. Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг Ленинграда — город был спасен. Снова подтвердились слова, сказанные Святителем Митрофаном (Воронежским) Петру I о том, что город святого апостола Петра избран Самой Божией Матерью, и пока Казанская икона ее в городе и есть молящиеся, враг не может войти в город .

После Ленинграда Казанская икона начала шествие по России. Да и Москва была спасена чудом. Волоколамское шоссе было свободно и ничто не мешало немцам войти в Москву. Разгром немцев под Москвой — это истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери.

Затем Казанскую икону перевезли в Сталинград, там перед ней шла неустанная служба — молебны и поминовения погибших воинов. Икона стояла посреди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали.

И знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где было критическое положение, в места, где готовились наступления. Священство служило молебны, солдат кропили святой водой. И Сталинградская битва, во многом решившая исход войны, была выиграна.

В многовековой нашей истории России есть и многие другие свидетельства заступничества Пресвятой Богородицы за Россию.

Так, в 1395 году, в день празднования иконы Владимирской иконе Божией Матери, Тамерлан повернул домой из России. В день Рождества Богородицы состоялась Куликовская битва, а в Рождество 1813 года последний неприятельский солдат покинул пределы Отечества.

Знание великих подробностей своей истории, любовь к Отечеству, крепость в унаследованной от предков вере — вот единственный путь выработки духовного иммунитета к самой изощрённой лжи. Это единственный и верный способ для нас не потерпеть поражение в информационной войне, ведущейся против России — победительницы в самой кровопролитной в истории человечества войне. И это духовная основа Победы над фашизмом, терроризмом и иными воплощениями мирового зла.

Завершить своё выступление на высокой кафедре IX Всемирного Русского Народного Собора мне хотелось бы снова словами Ивана Ильина: «Верить в Россию — значит видеть и признавать, что душа ее укоренена в Боге и что ее история есть возрастание ее от этих корней. Если мы в это верим, то никакие «провалы» на ее пути, никакие испытания ее сил не могут нас страшить».