Всемирный Русский Народный Собор

Заключительное пленарное заседание в Свято-Даниловом монастыре

 

Докладывают представители секций VI ВРНС

 

Протоиерей Владислав ЦЫПИН
(Первая секция)

Ваше Преосвященство, глубокочтимые участники Собора!

В секции «Церковь. Нация. Государство», которую я сейчас представляю, участвовало более 120 человек, из них 26 человек выступили. Примерно столько же участников секции записались для выступления, но из-за недостатка времени, к сожалению, они не получили такой возможности.

Среди выступавших были архипастыри и пастыри Русской Православной Церкви, представители исламской религиозной общины, государственные, политические и общественные деятели, представители земства, деятели науки и культуры.

География докладчиков самая широкая: Россия была представлена многими регионами — от Калининградской области на западе страны до Магаданской области.

На эту тему высказался сопредседатель секции, Председатель комиссии Государственной Думы по взаимодействию с общественными религиозными организациями В. Зоркальцев. Он, в частности, сказал, что национальный вопрос в России тесно связан с проблемой обеспечения духовной безопасности и нравственного здоровья российской нации. Размывание традиций, отказ от духовно-нравственных ценностей российского народа — путь к забвению истории, памяти предков, путь к предательству наследия отцов.

Главной идеей большинства докладов на секции было то, что Русская Православная церковь является ядром русской нации и гарантом нашего национального развития. При этом было подчеркнуто, что Церковь с глубоким уважением относится к другим традиционным вероисповеданиям в России — к исламу, иудаизму, буддизму.

Также была выражена мысль о том, что отделение Церкви от Государства не означает отделение Церкви от общества, а также не означает взаимного равнодушия Церкви к Государству и Государства к Церкви, но предполагает их тесное сотрудничество, которое может обеспечить стабильное развитие нашего общества, гражданский мир и согласие.

Выступавшие сделали ряд конкретных предложений, в том числе и по актуальным проблемам, связанным с Земельным и Налоговым законодательством. По решению секции, Собору будет представлен проект особой резолюции по Налоговому законодательству.

 

ГАНИЧЕВ  В. Н.
(Вторая секция)

Наша секция рассматривала следующий вопрос: «Тысячу лет вместе. Православие, ислам и другие традиционные религии России». В работе секции приняло участие около ста человек. Во время заседания было заслушано более 20 докладов и выступлений иерархов Русской православной церкви, мусульманского муфтията, писателей, ученых, деятелей государственной власти, представителей общественных организаций.

На секции отмечалось, что в настоящее время мир опасно накренился, произошло серьезное нарушение всемирного равновесия и произошло это во второй половине XX века, особенно в связи с падением СССР. Кризис вошел во все сферы экономической, социальной и политической жизни. Было отмечено, что в настоящее время существует несколько общемировых вопросов, по которым противостояние может стать особенно ожесточенным и вызвать в случае обострения катаклизмы мирового масштаба.

Одну из этих опасностей мы рассматривали. Опасность, которую пытаются воссоздать. Это — резкое противопоставление христианства и ислама, как основных мироустроительных вероучений, составляющих для многих народов Земли суть конфессионального бытия и содержащих главные принципы морали. Не касаясь внутренних конфессиональных сложностей, существующих на протяжении столетий и являющихся вопросами самоопределения верующих и церквей, соборная секция обсудила пути взаимодействия ислама и православия, обретенного ими опыта на протяжении всей тысячелетней истории Российского государства. Рассмотрела возможности их мирного сосуществования в поле, в сопряжении интересов других традиционных вероисповеданий. Прежде всего буддизма, иудаизма.

Соборная секция пришла к заключению, что неразрешимых противоречий духовного и вероучительного характера в вопросах взаимоотношения вер и церквей как таковых не существует. Любая мировая религия в основном своем учении и в принципах исповедания наставляет верующих в Господа на путь добра, миролюбия, следования заветам, указующим пути следования к царству Божьему как воплощению духовного идеала земного существования человека.

Все проблемы, возникающие ныне между мусульманами и христианами, носят мирской характер, являются следствием политического, экономического и общественного противостояния тех или иных интересов стран и народов, их населяющих. Несправедливое неравноправное положение людей в мире является главной причиной нестабильности. Теория западной цивилизации, проповедующая идею «золотого миллиарда», цивилизованное превосходство одних народов над другими, с одной стороны и учение так называемых ваххабитов о чистоте и превосходстве ислама над иными учениями неверных, проповеди джихада, священной войны с неверными, фанатизм террора, с другой стороны. Все это порождено рассудочной гордыней и стремлением бесстыдно и без страха Божия решать земные вопросы в криволинейном толковании веры.

Соборная секция призвала всех верующих России решительно отказаться от самой мысли о противостоянии вер и решать жизненно важные проблемы путем согласительного взаимодействия в интересах спасения общества и государства, Церкви и души каждого, кто истинно предан заповедям Бога.

По итогам секции был внесен целый ряд предложений, как входящих в эти общие позиции, так и носящих конкретный характер. Пропагандируемый ныне конфликт между христианством и мусульманством, как уже подчеркивалось, носит не религиозный, а социальный и мирской характер. Например, отмечалось, что на Западе давно стало господствующим отношение к мусульманам как к людям второго сорта, как к дешевой рабочей силе.

Исторический опыт России показывает, что отношения между различными традиционными религиями могут складываться на уважительной братской основе. Это прозвучало в выступлении писателя В. Н. Крупина. О практике, опыте взаимоотношений между различными конфессиями рассказывали митрополит Волгоградский и Камышинский Герман, верховный муфтий Талгат Тадмуддин.

Развитие традиционных религий дает возможность противостоять сектантству, экстремизму, также ставит заслон растлению народа, прежде всего, молодежи. Приводились примеры совместного выступления против разного рода тоталитарных сект. Только так можно привить духовный и религиозный иммунитет против нравственного спада. Большую роль в этом играет культура, литература. Об этом говорил в своем выступлении председатель Санкт-Петербургской писательской организации И. Сабило, и, в частности, говорил об очень сниженном нравственном, болевом пороге, который наступил у молодых людей, и привел целый ряд примеров, связанных с книгами, теле- и радиопередачами и так далее.

Высказывались, что необходимо изменение методологической парадигмы бытия современной цивилизации — от коммунистической или либеральной модели правового общества, навязанного мировому сообществу, предлагалось перейти к философскому консерватизму. Именно консерватизм, как говорилось в выступлении доктора исторических наук С. Перевезенцева, выдвигает принцип «мир как цветущая сложность», признает необходимость сохранения и развития многообразных традиционных культур и религий.

Если мы, говорилось в ряде выступлений, хотим сохранить и развивать Россию как великое государство, то обязаны обратить особое внимание на русский народ. Сегодня необходимо признать, что русский народ — это государствообразующая нация. Именно русский народ внес основной вклад по созданию Российского государства. И ныне, если мы не скажем открыто о роли и значении русского народа, если мы не предпримем решительные шаги государственного уровня к укреплению русского народа, то и Российское государство существовать не сможет.

Более того, другие народы, живущие на территории России, ныне должны озаботиться положением русского народа. Иначе всем народам России грозит потеря национальной, традиционной, религиозной самобытности и превращение в единую массу общества потребителей. Причем, хотелось бы подчеркнуть, что этот тезис выдвигался, отстаивался и утверждался отнюдь не только русскими, а нашими братьями мусульманами, и подчеркивалось это ими очень твердо и, может быть, более решительно и резко, чем участниками Собора, русскими по национальности.

Участники секции обратили особое внимание на роль и значение средств массовой информации. К сожалению, слишком части в СМИ социально-политические конфликты выдаются за национальные и религиозные. Приводились примеры. Таким образом, СМИ по заказу своих владельцев разжигают национальные и религиозные страсти, сеют рознь между народами. Необходимо срочное изменение положения в СМИ. В частности, очень резкое было высказывание во вчерашней передаче по одному из каналов телевидения — «Патриотизм — последнее прибежище негодяев». Вызвало большое удивление, что такого рода передачу, в таком ракурсе вел министр культуры М. Швыдкой. Тем более что именно через СМИ в души народа России вносится разврат, духовное разложение, идейное и нравственное поражение сердец. Об этом высказывались наши московские участники Собора и особенно многие с периферии.

Самое главное на Соборе, сказал поэт В. Костров, та атмосфера, которую нам давно хотелось добиться в стране, — атмосфера дружелюбия, доброжелательности.

Традиционные религии спасут мир, если они явят пример взаимодействия и дружелюбия. Нам кажется, что эта формула, хорошая, красивая и подходит к России, ибо Россия давно выстрадала многие вопросы, к которым мир только подходит. Народам России нечего делить — у них земля общая, заботы общие, общий труд. Уже тысячу лет, наверное, мы все живем вместе, найдя важные принципы сожития народов, единой российской земли. Об этом говорил епископ Каспийский Александр. Он, кстати, дал очень интересные исторические срезы взаимоотношений мусульман и православных в России. Нам кажется, что это должно стать достоянием наших средств массовой информации.

У нас единая национальная идея, истинно национальная идея, многонациональная тысячелетняя Россия, идея Бога и единство в Боге, — говорил М. Чванов из Уфы. Он рассказал об уникальном, замечательном опыте создания Аксаковского фонда и объединения мусульман и православных людей вокруг проведения аксаковских дней, в которых поровну, а может быть, даже еще в большей степени участвуют наши мусульманские братья — и вложениями, и духовным участием, соединив в имени «Аксаков» как русское, так и тюркское начало.

Участники секции отметили работу поэта, члена Союза писателей России  Н. Кушманова по переводу текстов «Ветхого завета» на чувашский язык. Мы считаем, что Всемирный Русский Народный Собор должен обязательно поддерживать эту и другие подобные инициативы.

Заключительный тезис нашего обмена мнениями: единое для многих народов России Отечество — это воплощение Высшего Божественного Единства на Земле. Наше Отечество было устроено многими народами, в центре которых всегда стоял и всегда будет стоять русский народ.

 

Генерал ИВАШОВ  Л. Г.
(Третья секция)

В работе 3-й секции VI Всемирного Русского Народного Собора «В поисках нового мироустройства: глобализация и национально-культурная самобытность» приняло участие 142 человека. Из них представители различных творческих организаций, научных и научно-исследовательских институтов России, представители исполнительной и законодательной власти, представители регионов, представители русских общин в зарубежных государствах, а также представители духовенства, военнослужащие и представители российского бизнеса.

Всего выступило 32 человека.

В ходе работы был дан глубокий анализ состояния современного мира, как мира устойчивой нестабильности, мира с ярко выраженной однополярностью, мира, в котором все меньше места остается таким ценностям человечества как гуманность, культура, справедливость, братство и дружба народов, общность и другие гуманные категории.

Они настойчиво вытесняются грубой военной силой, бездуховностью, идеями разобщения людей, эксплуатации друг друга, потребительской идеологией.

В процессе работы секции были всесторонне обсуждены два известных варианта развития процесса глобализации. Первый, насаждаемый мировыми финансово-информационными центрами и понимающий под глобализацией интернационализацию и интеграцию всей экономической и общественной жизни на основе признания универсальности стандартов западного общества, их, якобы, пригодности в качестве образца для всех народов, установление нового порядка на основе однополярности.

Настойчивые попытки утверждения подобной модели мироустройства уже привели к состоянию устойчивой нестабильности, разбалансированности, повсеместному насаждению военной силы в качестве инструмента государственной политики и межгосударственных отношений, искусственному разделению народов планеты Земля на «цивилизованных» и «нецивилизованных», богатых и бедных, «демократических» и «недемократических».

Именно стремление утвердить однополярный мир, мир, подчиненный экономическому и военному могуществу «золотого миллиарда» во главе с Соединенными Штатами, мир, основанный только на потребительских либеральных ценностях, привело к событиям 11 сентября.

В секции был сделан вывод, что встраивание России в подобную схему мироустройства, равно как и поддержка таковой, губительна для ее будущего, ведут к духовному обнищанию русского и других народов, проживающих на российской земле.

Участники дискуссии вместе с тем поддерживают иной вариант мироустройства, который могла бы предложить именно Россия. Этот вариант — развитие процесса глобализации на основе традиционных духовных ценностей, общинности, свойственных и православию и исламу, обеспечивающий справедливый духовный и материальный обмен между народами с сохранением этнокультурной и государственной суверенности. Именно этот подход, по мнению участников дискуссии, позволяет России активно участвовать наравне с другими странами в формировании нового миропорядка на началах многополярности и многоукладности, обеспечить соразмерный доступ международным механизмам управления.

Одним из основополагающих условий для этого, как отмечалось в ходе обсуждения, является сохранение русского этноса, развитие его национальной и духовной самобытности как важнейших факторов в выполнении своей роли в истории мировой цивилизации. Вне культурной самобытности нет народа. Отказ человеку в праве самостоятельно решать вопрос о своей принадлежности к своему народу является таким же нарушением прав человека, как и по другим основаниям. Иной подход материалистически-культурной и национальной унификации ведет в конечном счете к разделению мира на ценные и менее ценные, перспективные и бесперспективные народы. С этим человечество уже не раз печально сталкивалось в своей многовековой истории. Русский народ, сыгравший исторически главную роль в формировании российской государственности и сегодня являющийся ее опорой в современных условиях после распада СССР, в свою очередь, нуждается в незамедлительной поддержке. Не имея законодательно определенного государственно-правового статуса в Российской Федерации, русский народ продолжает существовать как бы на общественных началах, что негативно сказывается и на статусе, и на благополучии других российских народов.

Законодательного закрепления, на наш взгляд, требует также признание единства разделенного искусственными границами русского народа, что лишает возможности не только русских, но и всех, воспитанных в русской культурной традиции, сохранять свои духовно-нравственные связи единого народа. И об этом с болью говорили представители русских общин стран СНГ. Большую роль в сохранении такого единства может сыграть учреждение русских национальных средств массовой информации, общего информационного пространства, общего для всех русских людей как проживающих в России, так в дальнем и ближнем зарубежье.

На наш взгляд, необходима система общих русских средств массовой информации, таких как общерусская газета, общерусский журнал, общерусские телевидение, радио и кинематограф. Об этом также говорили наши соотечественники за рубежом.

Обсудив предложения, участники секции приняли следующие рекомендации.

1. Предложить создать в рамках Всемирного Русского Народного Собора постоянно действующий орган по реализации решений, принимаемых Собором по различным направлениям деятельности.

2. Учредить на основе третьей секции постоянно действующий совет Собора, по вопросам глобализации, геополитики и национально-культурной самобытности.

3. В целях реализации решений секций уделить внимание находящимся на рассмотрении в российской Государственной Думе законопроектам «О русском народе», «О русском языке как государственном», «Об основах национальной политики и межнациональных отношений, о миграционной политике» и других, с точки зрения обеспечения интересов русского народа.

4. В целях преодоления демографического кризиса важно обеспечить реализацию государственной политики поддержки материнства, детства и российской семьи как основы общества. Принять меры к ликвидации беспризорности. Об этом участники говорили довольно остро. Называлась и такая цифра: ежегодно в результате абортов гибнет 7 млн. детей.

6. Предложить руководству Российской Федерации разработать и принять программу «Кинематограф созидающего духа». Кардинально изменить политику России в отношении соотечественников за рубежом, создав при Президенте Российской Федерации орган по связям с соотечественниками за рубежом, обеспечить его необходимыми финансами, материальными, информационными средствами.

7. Рекомендовать руководству Российской Федерации разработать стратегию развития России в XXI веке, основанную на национальных святынях и ценностях ее народов.

Затем участниками Собора были внесены различные конкретные предложения и пожелания в адрес ВРНС.

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл

Благодарим Вас. Я исписал целую страницу конкретными предложениями, которые были сделаны вами по совершенствованию работы Всемирного Русского Народного Собора. И это очень ценные предложения. Конечно, невозможно сегодня голосовать эти предложения, принимать решения, потому что без предварительной подготовки этого сделать нельзя. Но я предложил бы провести слушания по совершенствованию структуры и методов работы Всемирного Русского Народного Собора. Действительно, если говорить об активности, то без особой структуры, без финансов, без бюджета, без дирекции мы не сможем решить задачи, о которых говорили участники Собора. А ведь мы проводим столько мероприятий, сколько другие организации не проводят. «Роман-журнал XXI век» (№ 11, 2001 г.) собрал информацию об исторической деятельности Собора, которая поражает. Плюс по регионам. Поэтому работа идет. И хотя, как я сказал, нет ни администрации, ни денег, но есть энтузиазм и старание. И счета в банке нет. Нет ничего такого, чтобы заинтересовало очень делового человека. Правда, поэтому, может, что-то и получается.

Но, с другой стороны, есть совершенно конкретные предложения: сделать тематические группы, создать экспертные советы. Это все, надо тщательно изучить и внести. Подобное предложение поступило и от нашего уважаемого муфтия Тлгата Таджуддина. Предложение очень интересное. Он предлагает создать Координационный комитет, который бы помогал взаимодействию различного рода организаций, в том числе не только православных, но и мусульманских. Действительно, у нашего Всемирного Русского Народного Собора нет органа по взаимодействию с традиционными религиями России. А ведь могут появиться конкретные нужды. Допустим, сделать общее заявление от Всемирного Русского Народного Собора и от традиционных религий России. Я Вас благодарю, брат Верховный муфтий, за это замечательное предложение. Я думаю, оно найдет свое отражение. Нужно продумать, как это сделать. Но важно иметь такой орган взаимодействия.

Я хотел бы напомнить в связи с обсуждением темы реструктуризации Всемирного Русского Народного Собора, что у нас есть такой институт, как коллективное членство. Может быть многие организации, которые здесь присутствуют, желали бы быть коллективными членами Всемирного Русского Народного Собора? Вы можете подавать заявки в президиум и на заседании президиума они будут рассмотрены. Совсем недавно в качестве коллективного члена было принято Российское медицинское общество. Этот процесс открыт. Чем больше будет коллективных членов, тем будет лучше. Это будет действительное видимое свидетельство самоорганизации институтов гражданскыого общества.

 

ФЕОФАН
епископ Магаданский и Синегорский

Владыко, здесь уже было озвучено, что на секции, в которой я участвовал, был затронут вопрос о новом Налоговом законодательстве, который отягощает жизнь религиозных организаций. Но просил бы Собор еще обратить внимание на новый Земельный кодекс. Если в ныне действующем Законе о свободе совести земля под различные религиозные заведения, в том числе, конечно, под храмы, передается безвозмездно и в бессрочное пользование, то новый законодательный кодекс запрещает, наоборот, давать религиозным организациям землю бесплатно и в бессрочное пользование. Там форма аренды или выкупа. Это ставит в совершенно ненормальные условия все церковные организации.

Владыко, просьба к Вам как председателю, как душе Собора, и ко всем членам Собора, чтобы мы от имени Собора обратились к руководству страны, возможно, в Государственную Думу, чтобы эта проблема была урегулирована. Если этого не будет, то люди церковные знают, какие могут быть проблемы. Сегодня нам сдадут в аренду по символической цене, а завтра это будут огромные суммы. И может так случится, что это приведет к прекращению деятельности и благотворительной, и социальной, и образовательной, и иных религиозных учреждений — я не говорю только о Русской Православной Церкви.

И второе. Мы не используем все наши возможности. Мы называемся «Всемирный Русский Народный Собор», все время говорим о диаспоре. Но ведь огромное количество наших граждан сейчас проживает в дальнем зарубежье, в последние годы уехали. У меня есть предложение. На базе наших же приходов, которые практически существуют во всем мире, совместно с МИДом обратиться, с тем чтобы (здесь надо подумать) образовать какие-то отдельные региональные учреждения Всемирного Русского Народного Собора. Это будет совершенно иное звучание и иная наша позиция. Я еще раз повторяю, это надо сделать обязательно совместно с МИДом. И такое обращение, может быть, и к МИДу сделать от Всемирного Русского Народного Собора.

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Я думаю, очень правильное предложение. Единственное, к сожалению, я не могу немедленно предложить Вам текст по Земельному кодексу. В отличие от текста по Налоговому кодексу, детально эта проблема не изучена на уровне наших юристов. Поэтому если вы позволите, мы могли бы в ближайшее время подготовить такой текст и от имени Всемирного Русского Народного Собора, за подписью Президиума, направить его. Но предложение владыки Феофана очень дельное, оно требует юридической проработки: мы не можем ставить под удар Всемирный Русский Народный Собор и просто предложить какой-то общий текст. Нужна тщательная юридическая подготовка.

Я понимаю так, что вы даете мандат на такую подготовку. Президент только что подписал все поправки, внесенные Государственной Думой и утвержденные Советом Федерации. Поэтому надо сейчас идти по пути внесения поправок в уже действующий закон. Мы имеем такие предложения и можем представить их на ваше рассмотрение.

Предложение о создании филиалов за границей, думаю, очень правильное. Вообще что касается деятельности филиалов, у нас много вопросов. Мы создаем филиалы, но особой активности не наблюдаем. Здесь тоже возникает большой вопрос: почему это происходит? Может быть, это тоже станет предметом рассмотрения на специальном слушании, посвященном деятельности Всемирного Русского Народного Собора. Насколько я понимаю, настало время, когда нам нужно перейти к чтению документов. Кто будет представлять Соборное слово? Прошу Вас, пожалуйста. Принято.

И последнее. Согласно мандату, который был дан, мы подготовили текст обращения к Миронову и Селезневу с просьбой. Я не буду читать. Скажу только, что Всемирный Русский Народный Собор обращается с просьбой внести поправки в Налоговый кодекс, которые сохранили бы за религиозными организациями существующий режим налогообложения, согласно которому средства, полученные в связи с осуществлением их культовой деятельности, производством и реализацией предметов культа и религиозного назначения, а также религиозная литература не облагались бы налогом на прибыль. Участники Собора выражают надежду, что их озабоченность найдет понимание. В обращении речь идет о всех институтах, миротворческих и социальных, которые созданы религиозными организациями.

Принципиально мы можем согласиться с этим? (Да!) Благодарю вас.

Результат работы людей, которые самоорганизовались в Комитет. Всего на Соборе выступили 120 человек, внесли свои предложения 130 человек. Речь идет о 120 официальных выступлениях, но еще были направлены письменные предложения. В творческой работе Собора участвовало 1300 человек. Было представлено 57 регионов России, а также Украина, Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Эстония, Латвия, Абхазия, Франция, США, Югославия, Казахстан.

Потом мы все это, конечно, подсчитаем, но и в нашей первичной информации все это выглядит внушительно.

Итак, позвольте мне сердечно поблагодарить всех вас за участие в VI Всемирном Русском Народном Соборе, который собрался на излете первого года XXI века, в тревожное время нашел в себе силы духовно и мировоззренчески осмыслить то, что сегодня происходит с человечеством, с Россией и, как кажется, нашел правильные слова, чтобы выразить свой опыт, свое отношение к происходящему в конкретном документе и обратить этот документы к миру и к России. Сердечно всех вас благодарю. На этом заседание Собора закрывается.