Всемирный Русский Народный Собор

Резолюция секции «О защите и возрождении русского языка»

Критическое состояние русского народа нашло свое ярчайшее выражение в глубоком и всестороннем кризисе русского языка. Еще не избавились народ и его язык от тлетворного влияния государственных и социальных реалий минувших десятилетий, а уже появились издержки периода реформ. Извращение, оскудение и засорение родного языка ведет к потере им его национальной природы, разрушает народную психологию, лишает народ корней, исторического оптимизма, сеет отчуждение и отчаяние. Позиции русского языка поколеблены как в самой России, так — в еще большей степени — в ближнем и дальнем зарубежье, что может привести и приводит уже к невосполнимым утратам для мировой духовности и культуры.

Оскудение языка в течение последних десятилетий было закономерно порождено стандартизированной идеологией с ее партийно-административным жаргоном, навязываемым шаблоном мысли и слова, нарочитой обезличенностью, а также систематическим изгнанием и пресечением всяких проявлений духовности, прежде всего религиозной. Отсутствие культуры речи, публично демонстрируемое — и тем самым поощряемое — сверху донизу, от высших эшелонов власти, свидетельствует о провале советской системы образования, особенно в филологической сфере, приведшей к языковой и профессиональной некомпетентности, в том числе корпуса государственных деятелей и депутатов. Ушла навсегда прославленная русская сценическая речь, перевелись квалифицированные дикторы и ведущие на радио и телевидении. Анализ поступающих от граждан документов, частной и деловой переписки показывает, что и в сфере письменной речи положение не лучше. В начальных школах больше не преподается чистописание. Школьные сочинения пишутся по шаблону. Мы превращаемся в народ, теряющий навыки четкой, продуманной мысли, облеченной в совершенную форму,- в народ, теряющий свойство говорить и думать. Распространение неграмотности достигло чрезвычайных размеров.

Извращение языка особенно захватило область смыслов. Русский язык, как известно, вскормлен православной христианской культурой, проводником которой был язык святых Кирилла и Мефодия — церковнославянский язык. На три четверти века он был насильственно выведен из школы и из жизни, а многим церковнославянским по происхождению словам классовая пропаганда придала извращенный смысл. В лучшем случае они превратились в «пустой звук». К сожалению, некоторые «ревнители не по разуму» сейчас прилагают усилия, чтобы устранить церковнославянский даже из православного богослужения. Они забывают при этом предостережение М. В. Ломоносова: «Российский язык в полной силе, красоте и богатстве переменам и упадку неподвержен утвердиться, коль долго Церковь Российская славословием Божиим на славянском языке украшаться будет».

Засорение языка выражается в распространенности поношений, брани, словесной агрессии. Тоталитарный режим годами культивировал классовую и всеобщую ненависть. Сегодня русских людей вновь удалось расколоть, и журналисты всех лагерей и направлений не скупятся на хулу и на язвительное высмеивание. Из средства духовного единения, национального и государственного сплочения язык вновь превращается в обоюдоострое оружие вражды и разделения. Обострились сквернословие, матершина, богохульство. Писатели, ответственность которых за язык огромна, на страницах своих книг, пьес и сценариев открыли шлюзы блатному языку и мату, как бы узаконивая их. Между тем в Апостоле читаем грозное предупреждение: «Злоречивые Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6. 10).

Второй аспект: страну захлестывает поток иностранных варваризмов вместе с нахлынувшей заокеанской псевдоцивилизацией. Поскольку политика газет, радио и телевидения явно координируется, складывается впечатление, что поставлена задача вытеснить как можно больше русских слов и заменить их исковерканными английскими. С какой целью?

Три года назад авторитетные люди России (среди них патриарх Алексий II, академик Д. С. Лихачев, писатель C. Залыгин, композитор Г. Свиридов) выступили с открытым письмом («Известия», 1990, № 296) против дискриминации и преследований русского языка, искусственного его вытеснения из общественной жизни республик Балтии и СНГ, да и некоторых российских автономий. Более того: руководители иных государств «ближнего зарубежья» агрессивно навязывают русскому языку чуждые ему нормы Произношения (в названиях народов, стран, городов). Обвально сократилось число изучающих русский язык в странах Восточной Европы (хотя в западноевропейских странах, в США и Канаде оно держится примерно на Прежнем уровне).

Язык утрачивает свою духовность, перестает быть средством нравственного воспитания. Исчезает знаменитая русская душевность и приветливость, растлевается и размывается носитель тысячелетней русской православной культуры, хранитель народной памяти, национального характера, активный инструмент познания действительности.

Неверно представлять себе язык как некую стихию, не поддающуюся разумным и целенаправленным воздействиям. Язык можно погубить — и язык можно возродить, о чем свидетельствуют яркие исторические примеры. Для возрождения языка нация должна вернуть себе чувство самоуважения и гордости. Соответственно предлагается:

1. Провести в рамках Всемирного Русского Собора встречу на тему: «Русский язык, его настоящее и будущее» — для разработки долгосрочной многоаспектной программы защиты и возрождения русского языка.

2. Под покровительством Всемирного Русского Собора создать Общество любителей русского языка и словесности с развертыванием широкой сети отделений и ячеек общества, в том числе в странах Балтии и СНГ и по всему миру. Первой задачей общества должно стать вовлечение в его деятельность работников средств массовой информации. Общество могло бы издавать газету или журнал сугубо практической направленности.

3. Под покровительством: Всемирного Русского Собора на базе Русского университета разработать целевую программу «Церковнославянский язык», включающую в себя издательскую, учебную, пропагандистскую деятельность, а также, возможно, участие в Комиссии по пересмотру богослужебных книг, которая предприняла бы поновление и тактичное упрощение сложных для восприятия текстов. Рассмотреть возможность создания Братства святых Мефодия и Кирилла, первоучителей словенских, которое могло бы взять на себя исполнение данной целевой программы. Просить патриарха Алексия возглавить Братство.

4. Обратиться от имени Всемирного Русского Собора к руководству российских средств массовой информации, органов образования, в писательские объединения и издательства с письмом о необходимости последовательного и неослабного отстаивания позиции русского языка в стране и в современном мире.

Просить Верховный Совет назначить координатора программы совершенствования деятельности средств массовой информации в области русского языка.

5. Обратиться в Правительство и в Верховный Совет Российской Федерации с просьбой отстаивать позиции русского языка в странах Балтии и СНГ, а также в Грузии и в Азербайджане, добиваться обретения русским языком статуса второго государственного языка во всех государственных новообразованиях в пределах прежнего СССР. Принять меры по возобновлению издания качественных и доступных по цене учебников русского языка (как для русских, так и для нерусских) и словарей широкого ассортимента.

Россия переживает трудный период своей истории. В такое же трудное время, в годы Великой Отечественной войны, Анна Ахматова написала стихотворение «Мужество»:

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,—
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя-пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!