Всемирный Русский Народный Собор

Русское оружие, золоченое огнем

В музее-заповеднике Коломенское открылась выставка «Секреты Златоуста. Искусство уральских оружейников XIX-XXI веков»: в Выставочном зале Сытного двора размещены около 400 экспонатов из собраний музеев Златоуста и частных коллекций.

На экспозиции представлены шедевры уральских мастеров-оружейников с начала XIX века до нынешних дней — мечи, клинки, сабли, палаши, кортики, изготовленные из высококачественной дамасской стали и инкрустированные драгоценными металлами. Каждый экспонат уникален, выполнен в единственном экземпляре, вручную, с соблюдением всех традиций южно-уральских мастеров. У каждого — своя история и предназначение, которое прочитывается в формах и орнаментах.

Есть на Урале город Златоуст, уже третье столетие славный своими мастерами-оружейниками. В 1754 году, в правление императрицы Елизаветы Петровны, в долине реки Ай, был основан железоделательный завод. В августе 1754 г. Берг-коллегия подписала указ, позволяющий промышленнику по фамилии Мосолов из Тулы начать строительство. Небесным покровителем великого начинателя и начинания был святитель Иоанн Златоуст. Так появился златоустовский железноделательный завод и город Златоуст. В 1811 г. в Златоусте было организовано производство оружия. На выставке демонстрируются в качестве самого первого экспоната латы и шпага, изготовленные еще в XVI веке в германском Золингене. С этих лат и шпаги началась история златоустовского оружейного дела. Золинген 200 лет был мировым центром производства холодного оружия. По указу императора Александра I на Урал пригласили мастеров-оружейников из Германии. Прибыл и самый известный из них — мастер по украшению клинков — Вильгельм Шаф с сыновьями. Немцы несколько лет обучали златоустовцев технике «золочения через огонь». Русские быстро научились, сказали немцам «спасибо» и после их отъезда быстро напридумывали своих приемов, разработав оригинальные методики и стиль украшения холодного оружия. Они решили: лучше сначала гравировать орнамент, а затем уж накладывать позолоту с помощью тончайшей кисти!

Самым ранним из златоустовских изделий считается парадная сабля, изготовленная для подарка князю Г. С. Волконскому, русскому генералу, служившему под началом А. В. Суворова и П. А. Румянцева. Сабля — загляденье! Генеральская: клинок украшен изображением крылатой богини Ники и головами античных воинов, стилизованным растительным орнаментом. Меж ними — герб князей Волконских и вензель из букв ГСВ — Григорий Семенович Волконский. Эфес — из гравированной стали, рукоять — из черного дерева с накладными серебряными звездочками и монограммой в венке, ножны железные, полированные. Виртуозная техника исполнения!

Не прошло и 10 лет — и Златоуст стал монопольным поставщиком холодного оружия для российской армии. Производство росло, и к началу XIX в. златоустовская оружейная фабрика уже была крупнейшей в Российской империи. Именно там было изготовлено оружие, которым русская армия победила в Отечественной войне 1812 года! На выставке есть палаши и шпаги, сабли и кортики рядовых солдат, есть и предназначенные для офицеров и самого высшего командного состава. Особенно впечатляет наградное оружие героев Отечественной войны 1812 года — клинки, украшенные памятными надписями, названиями мест сражений и даже рисунками весьма сложных батальных сцен. Особо знаменит клинок, на котором изображено бегство Наполеона из Москвы.

Большое количество «украшенного оружия» было сделано в 1824 г. к приезду в Златоуст Александра I. Российскому царю поднесли двенадцать художественных изделий — сабель и шпаг, многие были украшены чрезвычайно сложными рисунками, исполненными позолотой. А на одной из сабель красовалась и сама встреча Александра I в Златоусте с надписью: «Государю Императору— счастливый Златоуст».

Златоустовский клинок легко отличить от любого другого сочетанием покрывающей его позолоты и глубокого по тону воронения, на фоне которых обычно располагаются сложные и изящные орнаменты или сюжетная композиция. В середине XIX в. техника украшения ещё более усложнилась. Изделия из стали украшали композициями, выполненными гравировкой, «рисовкой» (нанесение рисунка особым составом с последующим вытравливанием узора), насечкой золотом и серебром, золочением и серебрением, сочетающимся с воронением — это было уникальное изобретение Ивана Бушуева, создавшего известного всему миру крылатого коня — герб Златоуста.

Ни один посетитель выставки не пройдет мимо детских доспехов, сделанных специально для 13-летнего цесаревича, будущего императора Александра II: тридцать три мастера во главе с Иваном Бушуевым работали над этим уникальным произведением искусства три года — с 1830 по 1833, вложив все свои знания и умение. «Тридцать три богатыря, чешуёй как жар горя!» — мог бы сказать про них А. С. Пушкин: ведь его богатырей как раз было тридцать три и, наверняка, они были одеты в златустовские доспехи!

В 1834-м доспех Александра II упаковали в ящик с двойным дном и отправили в Санкт-Петербург с обозом, который вез с Урала золото и серебро. Внизу ящика лежали меч, щит и небольшое копье, сверху — кольчуга и шлем. Каково же было удивление тех, кто открыл ящик в Санкт-Петербурге: щит, меч и копье таинственным образом пропали! Только в 2005 г. современные мастера восстановили их по старинным рисункам. В советское время на гравюрах мастеров Златоуста появились изображения вождей коммунизма, многие из которых весьма ценили изделия искусных оружейников. На выставке есть искусно украшенная сабля, изготовленная для Л. И. Брежнева и великолепный кортик, подаренный маршалу Баграмяну.

Самое большое испытание для златоустовских мастеров началось в 90-е годы ХХ века — фабрика, знаменитая на весь мир, обанкротилась. Но профессиональные секреты умельцы сберегли! Первой продолжила двухвековую традицию мастерская декоративно-прикладного искусства «Лохтачевы и компания» — «ЛиК», открывшаяся в 1990 г. Через девять лет ее мастера изготовили Дарохранительницу для главного престола верхней церкви Храма Христа Спасителя в Москве. Сегодня всемирно известна эта мастерская и другими знаменитыми изделиями, в ней изготовлены «Щит и меч Победы» для музея на Поклонной горе, мечи для глав государств-победителей во Второй мировой войне, клинки в честь 300-летия Санкт-Петербурга, оклады к иконам известных старинных храмов, набор евхаристической посуды для храма Христа Спасителя, оклад к Иверской иконе Божией Матери Иверского Святоозерского монастыря на Валдае.

Ценителям оружейного дела выставка преподносит еще один подарок — уникальную коллекцию кортиков, не имеющую аналогов в мире, которая разработана коллективом художественной мастерской «Практика» при непосредственном участии легендарного М. Т. Калашникова. Постановлением Гильдии Поставщиков Московского Кремля художественной мастерской «Практика» присвоено звание «Официальный Поставщик Московского Кремля» (современный аналог известного звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества). На каждом изделии стоит фирменный знак мастерской, фамилия автора и год изготовления. По мнению ведущих экспертов и знатоков оружейного дела, характерными особенностями произведений художественной мастерской «Практика» являются изысканность формы и украшения.

Однако выставка будет интересна не только знатокам, хороша она и для семейного посещения. И родители, и дети не смогут пройти равнодушно мимо фотоистории основания Златоустовского завода, представителя великого края России — Урала. Все экспонаты выставки — несомненные произведения искусства, многие из них — раритеты!

Нина Орлова