Всемирный Русский Народный Собор

Рождественский вертеп

В 1980-е годы в России началось возрождение вертепа. Рождественская вертепная драма стала в наше время довольно известна: ее показывают и любители, и профессионалы, на сценах и дома.

До революции 1917 года вертепы в России были очень популярны. Но с началом антирелигиозной пропаганды рождественские традиции, как и иные церковные, попали под большое утеснение и запрещение. А вот в конце советского времени, в 1980-е годы, началось возрождение вертепа. Рождественская вертепная драма стала теперь довольно известна: ее показывают и любители, и профессионалы, на сценах и дома.

Я хорошо помню тот первый вертеп, что увидела в 1989-ом году в квартире московского кукольника — режиссера и фольклориста — Виктора Новацкого. Впечатление было ошеломительным — играли в нем дети и ангельскими голосами славили Христа! А когда у меня и сестер родились сыновья, я стала каждый год к Рождеству делать с ними свой домашний вертеп. Они с воодушевлением делали фигурки кукол и собирали ящик-театр, украшали, клеили, учили слова... В общем, все было так отважно и серьезно, что рождественская радость надолго поселялась в нашем доме.

Сегодня эта замечательная традиция восстановлена. Известно, что отменный вертеп есть в Коломне, в Серпухове (премного украшенный), в Москве проводится фестиваль вертепов, и, в сущности, любой семье доступно такое христославление. Стоит только захотеть...

В переводе со старославянского языка «вертеп» означает «пещеру», — ту Пещеру, одну единственную, в которой Христос родился. Рождение миру Спасителя и стали показывать в вертепах — деревянных и глиняных, простых и изукрашенных, больших и маленьких. И хотя первый вертепный ящик на территории Российской империи был обнаружен с датой изготовления 1591 год, вертепы театральные наибольшее распространение получили в XVIII-XIX вв. Рождественскую драму, как говорят историки, показывали не только в домах светских, но и у священников, а к концу XVIII столетия в Петербурге образовалась даже династия вертепщиков — семья Колосовых, которая сто лет хранила традицию исполнения спектакля.

К XIX веку вертеп стал прежде всего народным представлением, и традиционным рождественским увеселением. Традиция требовала, чтобы вертепщики носили свой чудесный ящик по ярмаркам исключительно на Святки. Вертеп — это двухэтажный ящик с прорезями для вождения кукол. Внутри он живописно украшался. Украшение верхнего и нижнего этажей было различным. И куклы с одного яруса на другой также не переходили. Верхний был отдан для сцен со Святым Семейством. Нижний представлял дворец Ирода-царя. В XIX веке в нижней части иногда показывались и комедийно-сатирические народные сценки.

Верхний ярус оклеивали бумагой синего цвета (или красили в синий цвет). В нижнем преобладал красный. На крыше домика вырезалась рождественская Вифлеемская Звезда, возвестившая всему миру о рождении Сына Божия. Эта Звезда была «сквозной», то есть, с внутренней стороны домика ее подсвечивали свечой, и она мерцала во время рождественского представления. А еще вертеп внутри обивали белой заячьей шкурой, — она скрывала прорези, по которым двигались фигуры, но, одновременно, белый цвет символизировал и чистоту.

Вертеп — это модель мира. Мира горнего (верх) и дольнего (низ). Но был еще и ад — в него проваливался Ирод. Вертепщики возили свой замечательный ящик на санях, перемещаясь из избы в избу. Их ждали — особенно дети. Все располагались на лавках вокруг удивительного ящика, зажигались свечи и начиналась прекрасная рождественская история.
Эти фигуры вертепа трудно назвать «куклами». Ведь в них не играли, а они были символами и знаками Рождества — это Богоматерь, Иосиф, Младенец в вертепе, Ангел, Пастух, три царя-волхва, Ирод, Рахиль, Солдат, Черт, Смерть, иногда Пономарь (он зажигал свечи на вертепе перед представлением). Герои эти были тряпичными или деревянными и создавались из подручного материала. Кудрявый комочек пряжи, например, легко превращался в овечек, с которыми пастухи приходили поклониться Христу. А как изобразить волхвов, стоящих на коленях перед Младенцем?

Хитрость вертепа была простой: чурочка, из которой делали волхва, была короче, чем одетая на нее одежда. А кукла Ирода делалась так, что ее голова и тело насаживались на штырь, за который и водят её. Но если потянуть штырек вниз, то голова упадет, т. к. прикреплялась она отдельно. Однако Богородица делалась принципиально иначе, чем все остальные фигуры: создатели ориентировались на иконы и даже часто икону помещали в вертеп. Управляли вертепом или «водили кукол», как правило, два человека. Но иногда и вся семья в этом участвовала, кто-то, например, пел, а кто-то создавал шумовые эффекты.

История о приходе на землю Спасителя лежит в основе вертепного представления. О рождении Бога возвещал Ангел. Потом к новорожденному Младенцу идут Пастух и три Волхва. Далее следует их рассказ о встрече с Иродом. Ангел вновь вступает в действие и просит Волхвов «не ходить к Ироду», который боится, что родившийся Царь у него отнимет власть. Но Волхвы сообщили уже о рождении будущего великого Царя... Действие переносится на нижний этаж. Ирод в гневе. Он велит Воину «избить младенцев» в Вифлиееме. Рафиль умоляет его не убивать ее чадо. Но он не слышит ее просьб. «Рахиль плачет о детях своих», а Ангел ее утешает. Но вот приходит к Ироду Смерть с косой. Теперь он ее умоляет дать ему отсрочку, хоть на день, хоть на час, хоть на минуту... И не получает. Смерть отсекает ему голову и зовет черта, утаскивающего Ирода в преисподнюю. Вертеп сопровождался и пением. Я слышала народный духовный стих. В Европе это были канты. В любом случае, библейская история рассказывается напевно, молитвенно.

«Мы пришли Христа прославить и вас с праздником поздравить!» — пели христославцы, входя в дом. Важно понимать, что это не просто кукольный спектакль. Его не играли ни в какое иное время, кроме Святых вечеров. Традиция крепко стоит на повторении. Из года в год русские люди смотрели одно и то же представление, и оно никому никогда не надоедало, — это было не столько развлечение, где важна смена впечатлений, но скорее своеобразное паломничество, цель которого в повторении, в верности христианским ценностям: еще и еще раз пережить рождественское чудо — приход в мир Спасителя.

Капитолина Кокшенева