Всемирный Русский Народный Собор

Светлана Анисимова: Культурно-духовные традиции в патриотическом воспитании молодежи

8-9 ноября в Минске состоялось тридцатое заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России на тему: «Актуальные вопросы патриотического воспитания молодежи в Союзном государстве». В заседании приняли участие члены Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, известные общественно-политические деятели, деятели науки и культуры Беларуси и России, представители общественных молодежных организаций и средств массовой информации. Председательствовали на заседании Анатолий Евгеньевич Локоть — председатель Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, член Комитета Государственной Думы по федеральному устройству и вопросам местного самоуправления; Щеблыгин Сергей Евгеньевич — член Комиссии парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике.

На заседании выступили: Е. И. Фролов — член Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности; В. А. Буткевич — заместитель министра образования Республики Беларусь; Т. Н. Ковалева — начальник департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства; И. И. Бузовский — первый секретарь Центрального комитета Общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи», член Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь; А. Н. Троицкий — заместитель председателя российского Союза Молодежи; Н. Г. Онуфриева — директор Национального детского образовательно-оздоровительного центра «Зубренок»; Ю. В. Моргунова — заместитель генерального директора санатория «Вита»; А. Н. Крыжановский — заместитель директора Санкт-Петербургского суворовского училища по воспитательной работе; В. А. Лисовский — начальник учреждения образования «Минское суворовское военное училище», кандидат военных наук, доцент, генерал-майор; Ф. Ю. Хватов — начальник управления информации, общественных связей и молодежной политики ДОСААФ России, доктор военных наук, профессор; Г. И. Климантова — вице-президент Национального Общественного Комитета «Российская семья», доктор политических наук; Т. С. Угольников — председатель Телерадиовещательной организации Союзного государства; Л. И. Шумская — директор Центра системных исследований проблем молодежи БГУ, доктор психологических наук, профессор и др.

Участники семинара обсудили проблемы патриотического воспитания молодежи, проанализировали опыт развития патриотического движения, внесли предложения по развитию патриотического воспитания как важнейшей основы национальной безопасности Союзного государства.

От Бюро Всемирного Русского Собора на заседании выступила Светлана Александровна Анисимова — член Бюро ВРНС, доцент Института переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы (ИПК ДСЗН г. Москвы), кандидат политических наук, доклад которой мы публикуем.

Роль культурно-духовных традиций в патриотическом воспитании

Мировая история свидетельствует, что важнейшей основой любой цивилизации являются традиции, предание забвению которых ведет к ее гибели, а их развитие определяет будущее. Важнейшей из этих традиций является патриотизм — (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. И неслучайно государства, народы, заинтересованные в своем суверенном будущем, уделяют особое внимание патриотическому воспитанию молодежи. История славянских народов подтверждает это.

Предлагая меры по реформированию политического процесса современной России, экс-президент России Д. А. Медведев уделил особое внимание ценностям, призванным его укреплять, к которым он отнес справедливость, свободу, жизнь человека, его благосостояние и достоинство, межнациональный мир (единство разнообразных культур, защита малых народов), семейные традиции, патриотизм и веру в Россию, глубокую привязанность к родному краю, к нашей великой культуре (при трезвом, критическом взгляде на отечественную историю, на далеко не идеальное настоящее), подчеркнув, что признание этих ценностей делает народы России единым народом, Россией, формирует представление о будущем: Россия будет процветающей, демократической, сильной, комфортной для жизни страной.

Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине, Отечеству, его народу, культуре, языку, родной природе, историческим корням. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности, идентификацию себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. Патриотизм означает не только наличие высоких моральных и правовых требований к личности со стороны государства, но и каждой личности к государству.

Патриот — личность, подчиняющая свою жизнь интересам Отечества и своего народа. Быть патриотом — это не только защищать территорию Отечества на поле брани, но и защищать ее веру, традиции, культуру, историю. Николай Михайлович Карамзин писал: «Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях».

Историческими корнями патриотизма является веками и тысячелетиями закрепленное существование обособленных государств, формировавших привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Патриотизм зародился еще в догосударственные времена, когда такие понятия, как род, племя, коллективизм, старейшина, вождь имели особое значение в жизни каждого человека, который не мыслил себя как индивидуальность, а осознавал частью общего и главного. Патриотизм передается от поколения к поколению, является одной из основных традиций России, согласно которой Отечество никогда не воспринималось как географическое или этнографическое понятие, а считалось вотчиной Бога. Поэтому служба Родине, Отечеству была деятельным Богослужением, а патриотизм совпадал с благочестием. Патриотизм в русском национальном сознании всегда связан с жертвенностью, важнейшей его особенностью была идея защиты, а не захвата чужих земель.

Патриотизм основывается на принципах:
— идеологии, призванной способствовать сплочению, сохранению, росту процветанию, могуществу государства и народа как гарантии мирового равновесия, развития народов, живущих на территории;
— единых национальных ценностей для всех народов, проживающих на территории государства;
— культуре — воплощение самобытности (язык, обычаи, нравственность, искусство, наука, техника, технологии, медицина, образование, спорт, использующие тысячелетний опыт собственного развития, мировые достижения, опирающиеся на традиции);
— решимости — отстаивание интересов народа, государства всеми доступными средствами, готовность к жертвам ради защиты свободы, независимости народа и государства;
— власти — законодательная, исполнительная, судебная, финансово-экономическая, военная, призванная обеспечивать и защищать интересы государства, народов, проживающих на его территории, поддерживать баланс межнациональных интересов, равноправие граждан государства вне зависимости от их национальности, религиозной принадлежности;
— государственном устройстве — исторически сложившейся модели общественного, хозяйственного устройства, обеспечивающей существование, развитие страны как сильного независимого государства;
— веротерпимости — уважительном отношении к традиционным религиям и конфессиям, научной атеистической традиции;
— соборности — целостном сочетании свободы и единства людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям (термин введен русским философом Д. А. Хомяковым), важнейшем духовном условии национального единства и создания мощной державы;
— общинности — коллективизм, приоритет в сознании общественного над индивидуальным, коллективизма над индивидуализмом.

Русский философ, духовный писатель Иван Александрович Ильин в своей работе «Путь духовного обновления» обращал внимание на то, что формированию чувства патриотизма способствуют культурно-духовные традиции: язык, песня, молитва, сказка, жития святых и героев, поэзия, история, армия, литература, музыка, живопись, скульптура, фольклор.

Русский язык — особая культурно-духовная традиция, позволяющая объединить все народы и народности, проживающие на территории России. Русский язык — это не только инструмент общения, а, прежде всего, важнейшая основа русской культуры, это та самая национальная идея, вокруг которой может начаться процесс возрождения России на новом историческом этапе.

Вот почему необходимо сохранить его чистоту и духовность, очистить от слов, выражений, оказывающих подчас разрушительное воздействие на его основы. И это относится не только к мату, который никогда не был в культуре верующего русского человека, но и к иностранным словам, подобно мусору, засоряющему фундаментальность, красоту и музыкальность русского языка. К сожалению, следует отметить, что многие исконно русские слова окончательно изъяты из русского языка, вышли из употребления и подменены не родными братьями-синонимами, а созданными в иной культурологической среде словами, часто подменяющими смысл и содержание подлинно русских. Эти чужие слова незаметно приучают нас к чужому мировосприятию, начинают перестраивать нашу психологию, внедряют иную идеологию.

Русский язык имеет особое значение для образования и воспитания детей, постигая его глубину, они приобретают не только грамотность, но и приобщаются к тысячелетней культуре и истории наших предков. Первое знакомство с русским языком происходит у человека в семье. И какие будут первые слова, предложения у ребенка, как будут общаться между собой родители, во многом зависит формирование культуры будущего гражданина Отечества. Пора осознать, что русский язык — это такое же культурное достояние как Кремль, Третьяковская галерея, «История государства Российского», «Евгений Онегин». Сохранить язык «Повести временных лет» и «Слова о полку Игореве», Н. М. Карамзина и А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова — важнейшая задача нашего времени.

Уважение истории — важнейшее средство для воспитания патриотизма. Отношение к истории можно выразить словами Николая Михайловича Карамзина: «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего». Или словами Александра Сергеевича Пушкина: «Клянусь вам моею честью, что я ни за что на свете не согласился бы переменить Родину, ни иметь другую историю, чем история наших предков, какую нам послал Господь».

История — эта наука, дисциплина, которая формирует мировоззрение человека, его отношение к Родине, Отечеству, народу. Особенно важен этот предмет для молодых людей, подверженных модным искушениям, имеющим для их неустойчивого, формирующегося сознания, опасные последствия. Вот почему так важно уже в семье, а не только в школе и вузе прививать уважение человека к истории его государства и народа, ибо неуважение или пренебрежение данной традицией часто приводит к катаклизмам, кризисам, негативным последствиям. У всех в памяти кадры из документального фильма, повествующего о послеоктябрьских днях 1917 года, когда разрушались храмы, полыхали огромные костры с брошенными в них иконами, церковной утварью, книгами, свергались памятники исторических личностей, олицетворявших старую эпоху. В те исторические дни разрушители собственной истории не осознавали, что нельзя строить новое на разрушении старого. И вот как бумеранговое возмездие — августовские дни 1991 года, когда разъяренная толпа кричала «распни» тем, кто 90 лет назад бездумно уничтожал собственную историю, считая, что на пепелище можно создать «новый мир».

Любое государство, заинтересованное в своем будущем, уделяет огромное внимание знанию истории, особенно ее патриотическим сюжетам. Американцы гордятся своей Войной за независимость; французы — взятием Бастилии, до сих пор на государственном уровне отмечая этот праздник; англичане — реформацией, покончившей с зависимостью государства от Римского папы. Неуважение же или пренебрежение историей — путь в никуда, в тот самый «черный квадрат», где сознательно сгущены все краски, отсутствует жизнь, вера и надежда.

Каждый человек должен понимать, что история, как и любая наука, имеет свой предмет и методы исследования, опирающиеся на источники. Научный подход особенно необходим потому, что в настоящее время идет мучительный процесс переосмысления отечественной истории, формирование идеологии в новых исторических условиях. Вот почему недопустимо издание «исследований», претендующих на научность, основанных только на гипотезах, что часто ставит под сомнение не только историю советской эпохи, но и исследования титанов исторической науки, в политической конъюнктурности которых заподозрить чрезвычайно сложно. Существует жанр исторической, художественной литературы, в основе которой лежат исторические факты, но главенствует в основном художественный вымысел. Однако следует отметить, что даже в произведениях таких писателей, как И. И. Лажечникова, М. Н. Загоскина, К. Н. Толстого, исторические факты излагаются выдержанно научно, что придает этим работам особое значение. На их основе воспитывалось не одно поколение граждан нашего государства в различные его периоды.

Однако в переходный период государства даже к художественному вымыслу следует относиться избирательно, дабы не углублять кризисные явления, последствия которых могут быть необратимы, но вымысла в трудах, претендующих на научность, быть не должно. Нельзя допускать фальсификации истории. В качестве примера можно привести материалы, опубликованные или озвученные в период празднования 65-летия Великой Отечественной войны, когда под сомнения были поставлены ее результаты, подвиг истинных творцов побед, преувеличены заслуги западных партнеров. Подобные трактовки вызывают негодование по нескольким причинам: во-первых, здравствуют еще живые свидетели и реальные участники тех событий, которые помнят и знают, как это было, во-вторых, подобные толкования унижают не только народ в целом, но и само государство, традиции, историю.

В целом такая политика наносит ущерб национальным интересам России, так как формирует общественное мнение, отрицательно относящееся к достижениям, истории государства, которое хотя и называлось в разные периоды по-разному, но всегда высоко несло знамя Державности, самобытности, самодостаточности. Опасность такой политики состоит и в том, что дети, воспитывающиеся на неуважении к своей истории, обречены и не имеют будущего, так как не способны воспринимать свое государство как независимый субъект мирового процесса, имеющего свои цели и задачи, несущего свою цивилизационную миссию. В настоящее время существуют адаптированные издания великих русских историков, с которыми родители уже в раннем детстве могут знакомить своих детей. Недопустимо, чтобы патриотическим сюжетам отечественной истории отводилась мизерная роль, ибо подвиг наших предков — важнейший пример для подражания, пример духовно-нравственного служения.

Подтверждением этому является и всемирная история. Приезжая в такие страны, как Франция, Чехия, Австрия и другие, невольно обращаешь внимание на любовь и уважение народов этих государств к собственной истории, ее творцам. Так во Франции памятники времен Великой французской буржуазной революции мирно соседствуют с монархическими, при этом никто не ставит под сомнение их легитимность. Напротив, протест вызывают чуждые французской культуре насаждения: строительство Дисней Лэнда, установление американской статуи Свободы на берегу Сены и др. К сожалению, отечественная история, преподносит иные примеры: уничтожение в 20-30 годы XX века храмов, памятников царям, полководцам, сыгравшим выдающуюся роль в отечественной и мировой (Александр II, генерал Скобелев, Александр III) истории, в 90-ые годы — памятников историческим деятелям советского периода, что является также примером вандализма и нетерпимости, недопустимого в цивилизованном обществе.

Как нельзя отрицать свою мать и отца, так недопустимо отрицать собственную историю, даже если ее сюжеты не всегда приносят положительные эмоции, тем не менее, они не могут быть основанием для ненависти. Любить свою историю, извлекая из нее уроки, дабы не повторять ошибок в будущем, значит сохраниться цивилизационно. Русь, Россия, СССР не раз уже стояли у такой черты, находя внутренние ресурсы, которые позволяли не только достойно выйти из кризисной ситуации, но и осуществить прорыв. Знание истории является важнейшей государственной задачей современной России, ибо этот вопрос лежит в области национальной безопасности нашей Державы, и родители, воспитатели, педагоги должны осознавать это, ведь в их руках находится самое дорогое, будущее государства — дети.

Русская литература является важнейшей основой патриотического воспитания молодежи, ибо ее главной особенностью является духовность. В основе произведений русских писателей лежат нравственность, вера, любовь. Даже самые сатирические произведения русской литературы направлены на созидание, а не на разрушение, в них чувствуется любовь авторов к своей стране, народу, истории. Каждый русский писатель — это патриот своего Отечества, который с помощью слова пытается донести до читателя такие глубокие понятия как любовь к Родине, уважение к истории своего государства, почитание его традиций, ибо отступление от них ведет к отрицанию, хаосу и разрушению.

Русская литература — это всегда торжество добра над злом, правды — над неправдой, труда — над ленью, силы духа — над слабостью. У истоков русской литературы лежит русская сказка, которая играет огромную роль в жизни каждого человека, ведь именно с нее начинается познание жизни, формирование таких понятий как «добро» и «зло», «любовь» и «ненависть». Сказка — это не только литературное произведение, но и исторический источник для изучения жизни, быта русского народа, уходящий иногда в доисторические языческие времена. В сказках удивительным образом сливаются мифы, используемые человеком для осознания и объяснения реальных событий и собственно истории, порождая уникальные литературно-поэтические образы. Сказки часто отражают тот период в русской истории, когда не было законов, регламентирующих жизнь человека в современном их понимании. Действия людей основывались на морали — принципах, отобранных временем, позволяющим жить в непростые времена, когда жизнь человека во многом зависела от природных явлений, диких животных, стихийных бедствий.

Выжить в таких условиях человек мог только при условии соблюдения неписанного, передающегося из поколения в поколение морального кодекса, требующего от человека заботы о ближнем, уважении стариков, помощи соплеменникам. Это были отобранные временем жизненные постулаты, позволяющие не только выжить в тяжелейших условиях, но и продолжать и развивать человеческий род. Отступление от этих принципов неминуемо вело к гибели. В сказках все литературные герои условно делятся на положительных и отрицательных персонажей. Однако последних, действия которых основаны на зле, насилии, обмане, пройдя все испытания, огонь, воду, медные трубы, всегда побеждают бескорыстные персонажи, творящие добро, правду и любовь. Русская сказка — это душа русского народа с его верой и надеждой, радостью и горем и обязательно — торжеством добра и любви.

К сожалению, русская сказка сегодня подвергается «коррекции», подмене неким «интеллектуальным сказочным продуктом», созданным в иной культурологической среде, преподносящимся в виде красочно иллюстрированной книги, мультфильма с захватывающими сюжетами, в основе которых — ценности, основанные на корысти, индивидуализме, прославлении «золотого тельца», что изначально противоречит ценностям России. Эти «сказочные заменители» следует отличать от подлинных, понимая их разрушительные цели и задачи для ребенка, подобно губке, впитывающему любую информацию. Нам же очень важно, чтобы эта информация носила созидательный характер и была основана на духовно-моральных принципах.

Огромное значение для образования, формирования чувства патриотизма у ребенка имеют былины — эпические песни о подвигах богатырей, наделенных высокими моральными качествами, самоотверженно преданных Родине. В основе сюжета былин — героические события, эпизоды из русской истории (отсюда название — «старина», «старинушка» — действие, уходящее в прошлое). В былинах сливаются темы защиты Родины, жизни народа и труда, отражаются особенности духовного склада народа, его нравственных идеалов.

Былины являются важнейшим литературным и историческим источником для воспитания у молодого поколения осознания национальной принадлежности. Русские богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович — это примеры истинных патриотов своего Отечества, насмерть стоящих на защите его чертог и народа.

В образе богатырей воплотились идеи русского народа о добровольном служении Отечеству, о том, что русский народ — не завоеватель, а защитник слабых и беззащитных, освободитель униженных и оскорбленных. Но в тоже время подвиг богатырей, воспетых в былинах, свидетельствует, что «поднявший на Русь меч, от меча и погибнет», на том стояла и стоит Земля Русская. Самоотверженность, мужество этих первых защитников Отечества в разные периоды существования нашего государства вдохновляла писателей, композиторов, художников, символом воплощения которых являются «Три богатыря» художника В. Васнецова.

Огромное воспитательное значение для подрастающего поколения имеют Жития святых (биос (греч.), vita (лат.) — жизнеописание святых) — христианские произведения, повествующие о служении и духовном подвиге земного человека. Жизнь святого, мученика, для верующего человека — это пример бесконечной любви к Господу, бескорыстного служения евангельской идее, пример смирения и жертвенности. Жития святых свидетельствуют, что истинная любовь к Богу, служение его идеям помогают преодолеть любые искушения и страдания, обрести самое главное — духовное спасение. Жития святых являются примером того, как вера помогает обрести самое главное — любовь к Богу, близким, человеку, а значит — спасти свою душу.

Таким образом, Жития святых имеют особое значение прежде всего для духовного воспитания молодежи. Это воспитание начинается в семье, а затем продолжается в школе и вузе. В настоящее время, когда Церковь отделена от государства, знакомство с духовной литературой в обычной школе связано с определенными трудностями и проблемами. Однако сегодня, когда президент Российской Федерации принял решение о введении в школах в качестве эксперимента в 18 субъектах РФ преподавание основ религиозной культуры и светской этики, такая возможность стала реальностью не только в семье. Но и в школе, вузе. Жития святых можно использовать как исторические источники на уроках истории в средней школе.

Например, Житие равноапостольной великой княгини Ольги можно использовать в разделе периода Киевской Руси, анализируя роль княгини не только в проведении светских реформ, но и в создании духовных предпосылок для принятия христианства на Руси. Житие святого Равноапостольного великого князя Владимира — при изучении принятия христианства на Руси, Житие святого Равноапостольного великого князя Александра Невского — при изучении ледового побоища, Житие Преподобного Сергея Радонежского — при изучении Куликовской битвы. В то же время примеры духовного подвига святых можно использовать в воспитательном процессе, особенно это относится к детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Однако Жития святых — это не только духовный источник, но и исторический, ибо он повествует о реально действующих исторических лицах, которые своим духовным подвигом прославили Русь-Россию, ее народ. Этот подвиг имел такое огромное значение для Отечества, что был оценен не только людьми, историей, но и Православной Церковью.

Русская литература, ренессанс которой приходится на XIX век, как из живительного источника впитала в себя русские сказки, былины, сказания, жития святых. Поэтому главной особенностью русской литературы является ее духовность и патриотизм. Даже самые сатирические произведения Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина написаны с уважением к России, ее народу, ибо их авторами двигали не ненависть и злорадство, а любовь и переживание за судьбу Отечества, желание изменить происходящее к лучшему, что соответствовало бы памяти и деяниям предков. Написать «Горе от ума» мог только человек, глубоко переживающий за будущее России, ибо не Молчалины — приспособленцы и лизоблюды олицетворяют великую страну, а люди, умеющие вовремя сказать, что «король-то — голый».

Русская литература прославляет Россию и его великого труженика — простой народ. Русские писатели — не идеальные люди. Они, подобно каждому грешному человеку, проходят путь сомнений, поиска, страданий (о чем свидетельствуют их произведения, образы литературных персонажей, в которых узнаются сами авторы), но обязательно, пройдя духовные испытания, приходят к главному — вере и любви.

Русская литература традиционно носит созидательный характер, помогает освободиться от недостатков и фальши, стать нравственно чище и богаче. Известная фраза городничего из бессмертной комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!» — является литературным выражением: «Не судите, да не судимы будете». Именно гуманный, высоконравственный характер русской литературы делает ее вечной, актуальной во все времена, так как она — не смертельный яд, а противоядие, своеобразная психотерапия. В этом гениальность русской литературы. И не случайно, что в годы суровых испытаний в походных рюкзаках советские солдаты носили томики стихов А. С. Пушкина и С. А. Есенина, ибо эта поэзия поднимала дух, вселяла веру и надежду в победу.

Советская литература в своей основе выросла из русской, и многие произведения этой эпохи были основаны на высоких моральных принципах (произведения Н. Островского, А. Гайдара), на примере героев которых выросло несколько поколений советских людей. К сожалению, сегодня многие из них под предлогом критики советской эпохи, связываемой подчас с идеями тоталитаризма, атеизма, не изучаются в школе, исключены из программы. А жаль! Ведь Тимуры со своими командами, преданными Родине, с их высокими нравственными идеалами, бескорыстным отношением к ближнему, друг другу нужны сегодня как никогда. Но человек не может питаться только идеями прошлого, даже если они основаны на высоких морально-духовных принципах. Сегодня нужны положительные герои нашего времени, которые могли бы стать примером подражания, вдохновения для современной молодежи.

Русская песня — это то, что ребенок должен познать с колыбели, ибо она — краткое изложение человеческих страданий и радостей, побед и поражений, любви и добра, является своеобразным глотком чистой воды для души формирующегося ребенка, своеобразным иммунитетом против злобы и окаменения.

Огромное значение для патриотического воспитания молодежи имеет искусство, своими истоками восходящее к иконописи, искусству XVIII-XX вв. В основе различных жанров искусства традиционно лежали духовность, патриотизм, прославление Отечества через исторические события, личности, критика негативных явлений, основанная не на отрицании, а на позитивном развитии. Искусство относится к жанру, который, используя живописные, художественные средства, позволяет лаконично поднять глубокие по сути проблемы, выразить отношение как к отдельной личности, так и к событию в целом. Чтобы понять возможности и результаты воздействия искусства, достаточно вспомнить картины «Апофеоз войны» В. В. Верещагина, «Осада Пскова» К. П. Брюлова, «Утро стрелецкой казни» В. И. Сурикова, «Отрок Варфоломей» М. В. Нестерова, «Фашист пролетел» А. А. Пластова и т. д.

Сегодня существует прекрасная возможность познакомить своих детей с лучшими произведениями русского и мирового искусства: для тех, кто живет в больших городах — картинные галереи, для проживающих в маленьких населенных пунктах, — диски, альбомы, интернет. В настоящее время перед искусством, обладающим огромной потенциальной силой воздействия, стоят важнейшие задачи оздоровления общества, утверждения положительных примеров, способствующих созиданию, гуманизму, вере, как на государственном, семейном, так и личностном уровнях. Причем сюжеты следует черпать не только из патриотических периодов нашей истории, как это делает большинство современных художников, осознающих свою миссию, но и пытаться искать положительные сюжеты в новейшей истории, иногда писать и прославлять то, что должно быть, что способствовало бы восстановлению подлинных ценностей и смыслов.

Театр, создание которого уходит своими корнями в Древнюю Русь с ее скоморохами, ярославскому театру Ф. Г. Волкова, крепостным театрам XVIII века, театру М. С. Щепкина и, конечно, советскому театру, является важнейшим средством патриотического воспитания молодежи. Театр, в отличие от кинематографа, не принадлежит к массовому искусству, как правило, он объединяет часть общества, создающую то, что особенно ценится во всем мире — интеллектуальный продукт. Вот почему, начиная с древнегреческих времен, с помощью театра воздействовали на общество, вживляя в него идеи, позволяющие моделировать общество, проецировать стратегию его развития. Государство, заинтересованное в своем прогрессивном развитии, всегда использует театр для созидательного развития. Традиционно русский театр основывался на высоких нравственных принципах: осуждалось зло и воспевалось добро, критиковалась ложь и провозглашалась правда. Театр всегда был призван утверждать глубокие человеческие отношения, основанные на внутренней чистоте, вере, уличая то, что противоречит сути человека, разрушает его сознание.

К сожалению, приходится констатировать, что современные театры не всегда осознают свое историческое значение, не понимают до конца стоящих перед ними задач. Более того, некоторые из них вольно или невольно разрушают культуру и принципы, на которых она основывается. Высоко духовные спектакли тонут в океане пьес, в основе которых иные ценности, идеи. Негативным явлением современности, выдаваемым за инновацию, стало так называемое осовременивание спектаклей. Часто приходится с горечью видеть, как известные, написанные в определенную эпоху произведения (драматургические, оперные, балетные), и их персонажи облачают «в современные одежды», что выглядит не только вульгарно и аморально, но и наносит удар по основополагающим традициям нашего государства — вере, истории, русской литературе, русскому языку.

Трудно себе вообразить, чтобы, решив «прочитать» по-новому Кремль или Нотер дам де Париж (Noter dam de Paris), современные архитекторы переделали бы их в виде башен Центр Сити Москвы или Дель-Франс Парижа. Однако в современных спектаклях подобное, к сожалению, возможно: в «Новой опере» Неморино появляется в виде зэка с сигаретой в зубах, Норма — в виде католического или православного священника, в «Мазепе» «Геликон-оперы» действующими персонажами являются пионеры. Подобное «новаторство» недопустимо, ибо сегодня, как никогда, необходимы пьесы, несущие духовность, нравственность, способные оздоровлять общество, поднимать его дух, воспитывать патриотов, заинтересованных в будущем России, а не смотрящих заискивающе на Запад. К счастью, такие спектакли в современных театрах, телевизионных версиях есть.

Кинематограф — массовый вид искусства, позволяющий оказывать воздействие на формирование общественного сознания и отдельного человека, которого можно воспитать как патриота своего Отечества, готового ради любви к нему пройти все испытания, пережить лишения, совершить подвиги, а можно создать лицемера, служащего идеалам культур иных государств. В советский период государство придавало кинематографу огромное значение. В основе любой кинокартины лежали высокие нравственные принципы, желание изменить мир, сделать его чище, духовно богаче. Киноленты довоенных и военных лет, вдохновившие в годы Отечественной войны на подвиг многих советских людей, до сих пор с удовольствием смотрят люди разных поколений, ибо в них настоящее, то, что свойственно природе, сути человека.

К сожалению, следует отметить, что большая часть выпускаемых современных кинокартин основана на иных принципах, несущих далеко не созидательный характер. Современному зрителю, уставшему от проблем выживания, незаметно, методично навязывается кинематографическая продукция в виде «мыльных опер», триллеров, упаднических мелодрам, боевиков, в которых пропагандируются смерть, насилие, зло. Подобные «творения» разрушают внутренний мир человека, постепенно закладывая в его подсознание иные ценности, превращая его в того самого «Ивана, непомнящего родства». В таких картинах нет искусства, игры актеров в традиционном понимании, а есть супер смонтированная кинолента, призванная сеять ощущение безысходности, бессмысленности и безнравственности.

Для того, чтобы понять это, достаточно сравнить фильмы «Война и мир», созданные С. Ф. Бондарчуком и Р. Дорнхели, игру Л. М. Савельевой и француженки К. Поэзи, В. В. Тихонова и итальянца А. Бони, С. Ф. Бондарчука — немца А. Бейера или «Тихий Дон» режиссера С. А. Герасимова и смонтированного Ф. С. Бондарчуком. В этом океане кинопродукции, пропагандирующей смерть, насилие, буквально тонут кинокартины, основанные на традициях отечественного кинематографа, пытающиеся бороться с этой насаждаемой дьяволиадой, кричащие о добром и светлом, нравственном и чистом.

Сегодня необходимы кинокартины, сериалы, мультфильмы, в центре которых были бы образы положительных героев, сеющих не пессимизм и ностальгию по безвозвратно ушедшему прошлому, а вдохновлявшие на будущие дела, помогающие обрести смысл жизни, ее радость и спасение.

Огромная роль в патриотическом воспитании как важнейшей традиции России, оказывающей влияние на развитие политического процесса, принадлежит учительству. Профессия учителя принадлежит к тем профессиям, которые во многом определяют будущее человека, его семьи, общества, государства, цивилизации, ибо учитель призван создавать условия для формирования духовно-нравственных основ человека, отношение к культуре, образованию, труду, Родине, Отечеству. Значение данной профессии особенно возрастает в переходные периоды политического процесса, когда ценности и кумиры предыдущей эпохи свергнуты, и на круги своя мучительно и болезненно, проходя искушения, переживая сомнительные искания, ошибки, эксперименты, возвращаются некогда отвергнутые. К. Д. Ушинский, говоря о роли народного учителя, подчеркивал, что «воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что было благородно и высоко в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым заветом между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности, — одно из величайших дел истории».

В настоящее время эти слова педагога приобретают особый смысл и значение. После распада СССР, когда были уничтожены все существующие государственные и общественные институты, являвшиеся производственным цехом пропаганды коммунистической идеологии, страна погрузилась в мировоззренческий вакуум, в который устремились идеологические инновации иных культур, внедрявшиеся в общественное сознание. Именно в эти годы «редактированию» подверглись русская литература, история, из которой были изъяты не только страницы революционного прошлого государства, являвшегося предметом гордости многих поколений советских людей, но и сюжеты дореволюционной России, подчеркивающие героический дух русского народа, его роль в мировой истории. Своеобразный искусственный отбор пришлось пережить и русской литературе. Место былых кумиров заняли герои лишь внешне напоминающие традиционные, внутренне же — пропитанные духом либеральных ценностей и иных смыслов.

Именно учительство оказалось тем бастионом, на долю которого выпала вся горькая чаша проводимых экспериментов, призванных клонировать людей «новой» эпохи, ведущей к так называемому общечеловеческому будущему без учета собственных традиций, исторических уроков и суверенных перспектив. Подобные эксперименты привели к тому, что в бездуховном, безидеологическом пространстве зарождались и получали развитие ценности, не оздоровлявшие общество, а способствующие его уничтожению. К счастью, время возвращает все на круги своя, постепенно в обществе побеждают здоровые, заинтересованные в будущем силы, формируются положительные тенденции в развитии страны, болезненно переживающей остатки либерального азарта, путем проб, ошибок и заблуждений происходит возвращение к традиционным истокам. Так сложилось, что сегодня именно рядовому учительству выпала высокая честь и ответственность выполнять политическую задачу — воспитывать молодое поколение, олицетворяющее независимое будущее государства, не затерявшееся в утробе иных культур, а гордо несущее свою цивилизационную миссию. Вот почему каждому учителю так важно осознать, прочувствовать это и сделать все от него зависящее, чтобы не только сохранить, но и передать потомкам величие этого уникального явления как Россия.

Учительство сегодня — это своеобразные богатыри, подобно героям картины В. Васнецова, защищающие Русскую землю, охраняющие ее духовное и культурное будущее. Только защищать ее приходится не от соловьев-разбойников и змей-горынычей, а от неоврагов, вооруженных новейшим технологическим и «духовным» оружием, и творить приходится в атмосфере существования лжепророков, лжеверия и просто лжи. Для того, чтобы победить, следует многое заново переосмыслить и осознать. Учителю, долгое время принадлежавшему к наиболее атеистической части населения, очень важно понять традиционное для православной культуры понимание духовности, патриотизма, национальных ценностей, так как именно в этом направлении наносится главный удар врагами национальных интересов России.

Если каждый учитель поймет и осознает это, то никакие сектантские ухищрения, лжепророки, псевдоучения не собьют его с традиционного пути и позволят подготовить достойное продолжение. Такой человек не будет поддерживать нетрадиционные праздники, атрибуты иных культур, ибо видит в них не простые, безобидные игриво-праздничные развлечения, а серьезную угрозу национальной безопасности России, нацеленную на уничтожение сути того, что обеспечивает уникальность и неповторимость нашей Великой России. Семья и школа, родители, учителя — вот те равновеликие ипостаси, способствующие развитию чувства патриотизма, а значит — укреплению политического процесса, реализации принципов новой политической стратегии, обретения Россией статуса мировой державы.

Для развития и укрепления патриотизма необходимо:
— принятие ФЗ «О патриотическом воспитании»;
— усиление преподавания в средней и высшей школах предметов, способствующих патриотическому воспитанию — истории, русского языка, русской литературы;
— поддержка национальных традиций и культур народов России как важнейшего условия развития федерализма (межнациональный мир — это одна из главных наших ценностей, в России исторически сложился уникальный опыт терпимости);
— совершенствование программы обучения русскому языку, который является основой межнационального общения и единства страны,
— усиление роли учителей средней школы, профессорско-преподавательского состава в патриотическом воспитании молодежи.

Таким образом, патриотизм — это важнейшая традиция, связывающая современные поколения не только с предками, чьи имена вписаны в вечность, но и с будущим, которое возможно, если мы способны его создать и защитить. Как восклицал великий А. С. Пушкин: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».