Всемирный Русский Народный Собор

В Госдуме говорили о русском мире

Во вторник, 27 октября, Комитет Государственной Думы по образованию при участии фонда «Русский мир» провёл круглый стол на тему «Русский мир в глобальных цивилизационных процессах».

Основными докладчиками на круглом столе выступили: Вячеслав Никонов, председатель Комитета Госдумы по образованию, председатель правления фонда «Русский мир»; Наталья Третьяк, первый заместитель министра образования и науки; Олег Смолин, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию; Людмила Вербицкая, президент Российской академии образования, президент МАПРЯЛ, председатель попечительского совета фонда «Русский мир»; Андрей Петров, начальник аналитического управления Аппарата Государственной Думы, секретарь Российского исторического общества; Любовь Духанина, председатель комиссии Общественной палаты по образованию и науке; Ефим Пивовар, ректор РГГУ; Алексей Громыко, директор Института Европы РАН; Николай Злобин, президент Center on Global Interests в Вашингтоне; Леонид Поляков, профессор НИУ ВШЭ; Владимир Кочин, исполнительный директор фонда «Русский мир», Олег Новиков, генеральный директор издательства «ЭКСМО»; Олег Айрапетов, преподаватель факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова.

Председатель Комитета Госдумы по образованию, председатель правления фонда «Русский мир», доктор исторических наук Вячеслав Никонов представил свою новую книгу «Код цивилизации. Что ждёт Россию в мире будущего?». Состоялась дискуссия о генезисе, особенностях и проблемах взаимодействия основных центров современного мира, о моделях их развития, а также о месте России в глобальных процессах.

Россия — точно не Запад

Книга Вячеслава Никонова — это попытка определить собственные цивилизационные основания России. «Мы привыкли смотреть на мир с западноцентрической позиции, ‒ уверен историк. ‒ …Понимание своей цивилизационной природы исключительно важно для оснознания, в каком мире ты живешь».

В своей книге автор рассуждает о событиях и вызовах, которые на протяжении своей истории испытывала Россия и которые в значительной степени определили её цивилизационный код. Принципиально важным событием, «запрограммировавшим» российскую историю, он считает принятие Русью христианства из Византии, а не из Рима. При этом автор обращает внимание, что в X веке это означало приобщение Руси к более передовому цивилизационному центру. Подчинение власти Орды Никонов, с одной стороны, рассматривает как тормоз в развитии. А с другой ‒ напоминает, что рамках Pax Mongolica будущая Россия заимствовала многие достижения великой китайской цивилизации. Более того, именно в заложенном в те годы ощущении себя частью огромного мира он видит основы будущего имперского проекта России. Русь-Россия, помимо соседства и тяжелой борьбы с кочевым миром, сталкивалась и с другими вызовами, например крайне неблагоприятным климатом.

Всё это — части кода российской цивилизации, предопределившие многие общественные и государственные особенности России: её размеры, её многонациональность и поликонфессиональность, принципиальную суверенность её правителей. Отсюда же и своеобразные ценности, лежащие в основе нашей цивилизации: свобода, понимаемая не как демократия, но как воля; справедливость — но не власть закона, а скорее, что-то близкое к экзистенциальным понятиям совести и правды. «Россия — точно не Запад, — делает вывод Вячеслав Никонов. — Это самостоятельная цивилизация».

Говоря о Русском мире, политолог отметил, что его часто представляют как геополитическую конструкцию, придуманную, чтобы обосновать вмешательство России в чужие дела. По мнению же Никонова, «Русский мир — не геополитический проект. Это цивилизационная, глобальная общность, которая определяется прежде всего самоощущением». Тот, кто не считает себя частью Русского мира, ею и не является, уверен автор книги.

«Русский мир живет, пока живет Россия. И поэтому, мне кажется, очень важно, чтобы Россия сохраняла свою русскость, которая является на самом деле определением многонациональным, многоконфессиональным, многокультурным и многоязыким. И именно это символизирует наше народное единство, именно поэтому Ассамблея Русского мира собирается накануне праздника, Дня народного единства. А всех вас я, собственно, поздравляю с этим наступающим праздником!» — заключил своё выступление Вячеслав Никонов.

Собирание Русского мира — фундаментальная государственная задача

Выступавший следом Олег Смолин выразил мнение, что возможности собирания Русского мира, по крайней мере, частично, ещё не утрачены. «Собирание Русского мира вокруг его центра — России — будет продолжено», — заявил депутат.

О принципиальной важности этой задачи говорили и другие участники круглого стола.

Историк Ефим Пивовар оспорил утверждение Никонова о том, что Русский мир сформировался в результате геополитических катастроф XX века. Он напомнил о казаках-некрасовцах, переселившихся в Турцию, но не потерявших своей русской идентичности, о Герцене. Новые вызовы, несомненно, требуют большого труда, уверен Пивовар, однако вся предыдущая история показывает, что решить задачу собирания Русского мира возможно.

Андрей Петров выразил мнение, что нужно переходить от теоретизирования к практическим шагам. Эти шаги он конкретизировал: «Это — политика, экономика, культура, язык». Он отметил, что для Российского исторического общества взаимодействие с фондом «Русский мир» является одним из приоритетных направлений. Рассуждая о грядущем большом юбилее — столетии революции (2017 год), он в то же время выразил мысль, что объединение Русского мира должно стать настоящим гражданским, идеологическим примирением.

О том, что это очень непростой, но крайне важный вопрос, говорил президент Center on Global Interests в Вашингтоне Николай Злобин: «Я большой поклонник фонда „Русский мир“ и с большим уважением отношусь к этой организации… Фонд „Русский мир“ на самом деле призван решить поистине для России историческую задачу. Вот кто-то говорил об историческом примирении. На самом деле это очень сложный, долгий, тяжёлый процесс. Это фундаментальная государственная задача, которая стоит перед Россией: собрать Русский мир. Это не задача просто собрать русскоязычных, но создать… союз русскоязычных, русскоговорящих, русскомыслящих, русскокультурных народов».

О воспитательной работе

Многие выступающие говорили о педагогической ценности книги, написанной Вячеславом Никоновым. Так, Наталья Третьяк, Любовь Духанина и Леонид Поляков выразили мнение, что она вполне может быть использована в учебном процессе в школах и вузах. Более того, на такие книги сейчас есть большой общественный запрос.

«У современных мальчишек и девчонок есть серьёзный вопрос: как будет выглядеть Россия в будущем, в какой России предстоит им жить? И поэтому одним из вызовов сегодня в системе воспитательной работы, в нашей системе образования является попытка ответить на вопрос, а каков будет миропорядок и кто будет лидерами этого миропорядка. В принципе в этой книге есть определённые основания, чтобы рассуждать в этом направлении, и поэтому думающий школьник, думающий студент сможет в попытках поиска самого себя, в попытке самоидентификации найти некоторые ответы на возникающие вопросы», — отметила Любовь Духанина.

По мнению профессора Леонида Полякова, книга «Код цивилизации» очень органично вписывается в европейскую и русскую интеллектуальную традицию «расшифровывания России», начатую ещё в XVIII веке. Назвав ряд предшественников Никонова — Данилевского, Тойнби, Шпенглера, Хантингтона, он в то же время отметил, что представляемое исследование не закрывает тему, а наоборот, открывает её принципиально по-новому. «Ведь код — это загадка», — подчеркнул Поляков.

Внести вклад в формирование нового мира

Олег Новиков, генеральный директор издательства «ЭКСМО», которое издало «Код цивилизации. Что ждёт Россию в мире будущего?», отметил, что любая книга — это уникальный инструмент в деле объединения Русского мира. По его мнению, уже создана инфраструктура, которая позволяет транслировать русскую культуру, и в частности классическую русскую литературу, Пушкина, Достоевского, Толстого, с которыми Россия прежде всего ассоциируется в мире. К этой инфраструктуре он отнес Русские центры, представительства Россотрудничества, Ассамблеи Русского мира и другие подобные мероприятия.

Директор Института Европы РАН Алексей Громыко, отметил, как нам повезло, что русская цивилизация, существующая на протяжении нескольких тысяч лет, не перешла в стадию угасания, как многие другие. «У русской цивилизации, безусловно, есть будущее», — сказал Громыко, добавив, что судьбы Русского мира в XXI веке зависят от его способности адаптироваться, внести свой собственный вклад в формирование нового полицентричного мира.

Президент Российской академии образования, президент МАПРЯЛ, председатель попечительского совета фонда «Русский мир» Людмила Вербицкая обратила внимание присутствующих на то, что книга написана прекрасным русским языком. Она считает особенно ценным, что в своем труде автор затрагивает вопрос о лидерстве в мире будущего. Оппонируя Вячеславу Никонову, известный русист отметила, что Русский мир — это, несомненно, глобальная общность, но, по её мнению, владение русским языком должно стать обязательным признаком этой общности.

В завершение выступил исполнительный директор фонда «Русский мир» Владимир Кочин и рассказал о текущей работе фонда и о IX Ассамблее Русского мира, которая пройдёт в Суздале 3−4 ноября 2015 года. Он напомнил, что Суздаль — это место, где покоятся останки князя Дмитрия Пожарского, героя событий, которые отмечаются в День народного единства. Он также отметил, что, несмотря на сложную геополитическую ситуацию, фонд продолжает вести активную работу. «Мы ничего не потеряли. Фонд „Русский мир“ ничем не управляет, у нас в мире есть только партнёры». Эти партнёры, по словам Кочина, за редким исключением продолжают полноценное сотрудничество с фондом.

По материалам портала ]]>«Русский мир»]]>