Всемирный Русский Народный Собор

«И дым Отечества нам сладок и приятен!..»

В Успенском соборе Кремля в рамках XIV Пасхального фестиваля было исполнено «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова.

Завершился, став историей, XIV Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева. Была исполнена грандиозная, гигантская программа симфонических, сольных концертов. Особое место в программе фестиваля принадлежало хоровой музыке. Размах фестивального действа был подтверждён в заключительном концерте выступлением сводного хора детских хоровых коллективов России. Концерт транслировался на всю страну по ТВ «Культура» из Мариинского театра Санкт-Петербурга. Дирижировал сам маэстро Валерий Гергиев. Очень согрели душу уже подзабытые песни из нашего недавнего советского прошлого. Кстати, зрители встретили эти шлягеры с большим энтузиазмом.

Где-то совсем в уголочке программы Пасхального фестиваля был обозначен концерт в Успенском соборе Кремля. В программе — «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова в исполнении хора Академии хорового искусства имени В. С. Попова (АХИ). Солисты: тенор Алексей Татаринцев, меццо-сопрано Полина Шамаева. Дирижировать пригласили Дмитрия Корчака.

Вот уже год, как ученики великого педагога, основателя АХИ В. С. Попова посвящают хоровые фестивали, концерты, сольные выступления своему учителю. Достаточно вспомнить грандиозный концерт в театре «Новая Опера», который был посвящён В. С. Попову. На сцену тогда вышел хор АХИ, солисты, дирижёры, выпускники АХИ. Среди исполнителей, выступавших в концерте, практически все звёзды. Это и баритон Василий Ладюк, сопрано Вита Васильева, Екатерина Сюрина, Екатерина Лёхина, тенора Алексей Татаринцев, Георгий Васильев, Георгий Фараджев, Ярослав Абаимов, басы братья Николай и Олег Диденко, баритон Артём Гарнов, дирижёры Денис Власенко,

Эти исполнители, молодые люди, уже достигли высот в своём творчестве. Они известны и востребованы не только в России, но и за её пределами. Это была демонстрация того результата, который был заложен трудами В. С. Попова, а также каждодневной работой педагогов АХИ. И результат этот прекрасный, впечатляющий!

Ровно год назад, в апреле 2014 года, прошёл в Концертном зале имени П. И. Чайковского концерт русской духовной и народной музыки. Исполнителями были хор АХИ под руководством Алексея Петрова. Солировал тенор Дмитрий Корчак. Этот замечательный концерт также был посвящён В. С. Попову. Совсем недавно на ТВ «Культура» прошли повторы этого концерта в записи. И вот теперь «Всенощное бдение» С. Рахманинова, посвящение В. С. Попову.

Успенский собор Кремля много гостей вместить не мог. Публика была, в основном, из АХИ и из числа вездесущих любителей музыки. Приятно отметить, что среди присутствующих была верная спутница жизни В. С. Попова, его супруга Изабелла Павловна. Её очень тепло приветствовали перед концертом собравшиеся зрители. Так вот и установилась атмосфера в соборе камерная, почти домашняя. А происходило всё на Кремлёвском холме.

Уж сколько ни бываешь в Кремле, а каждый раз дивишься! Особенно в такой день: и погода выдалась солнечная, и народу было очень мало вокруг. Всё-таки место значимое, историческое, намоленное, со своей энергетикой. Разные мысли приходят при взгляде на красоты Кремля. Вот ведь уцелел Иван Великий, а Наполеон обложил его мешками с порохом, хотел взорвать. Стоит Иван Великий! На эту колокольню русский человек Никита Козлов приводил маленького Александра Пушкина. Обозревали они с колокольни Москву. Потом и появились стихи: «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нём отозвалось!..» Заметьте, в звуке!

Благовещенский собор Кремля! Древность, святыня, праздник, красота! А рядом Красное крыльцо царского дворца. С этого крыльца проводила в последний раз великая княгиня Елизавета Фёдоровна своего супруга, великого князя Сергея Александровича. Поделилась тогда её жизнь на «до» и «после» и предстояло ей великое служение в Марфо-Мариинской обители, основательницей которой она стала. Да, набатным гулом прошлась по жизни Елизаветы Фёдоровны русская история.

Пришло время начала концерта, а репетиция ещё не закончилась. В Успенском соборе было светло и празднично. Всегда хочется увидеть здесь московскую святыню — икону Святого Георгия Победоносца, покровителя Москвы. В огромной специальной капсуле хранится святыня. Здесь наш заступник и покровитель! И мы с ним!

Ректор АХИ, Николай Азаров, дал команду артистам хора. Через короткий промежуток времени хор, солисты и дирижёр заняли свои места. Зазвучало «Всенощное бдение» — последнее творение С. Рахманинова, написанное композитором в России. Шла тогда Первая мировая война. Впервые произведение было исполнено в 1915 году в Большом зале Благородного собрания. С. Рахманинов был потрясён звучанием собственного сочинения и сказал тогда, что он не думал, что сочинил такое произведение.

По сложившейся традиции, «Всенощное бдение» исполняется каждый год, 1 апреля, в день рождения С. Рахманинова. Происходит это традиционно на Большой Ордынке в храме Всех Скорбящих Радость. Вот и в этом году обычай не был нарушен, и АБХ «Мастера хорового пения» под управлением Льва Конторовича исполнил в этом храме великое произведение С. Рахманинова. В партии тенора тогда выступил Дмитрий Корчак.

Теперь же, в Успенском соборе, видим мы Дмитрия Корчака за дирижёрским пультом. Это вполне естественно и ожидаемо, так как он по первому образованию дирижёр, выпускник АХИ, ученик В. С. Попова. Разумеется, Дмитрий Корчак дирижировал и раньше и всегда с любовью относился к этой работе. Было так и тогда, в теперь уже далёком 2004 году. В Концертном зале имени П. И. Чайковского хор АХИ исполнял «Всенощное бдение» С. Рахманинова. Дирижировал тогда сам В. С. Попов. После исполнения партии тенора Дмитрий Корчак сменил своего учителя и взял на себя управление хором.

За минувшее десятилетие карьера тенора Дмитрия Корчака стремительно развивалась на лучших мировых оперных сценах. Вот и в этом сезоне выступил он с большим успехом на сцене Метрополитен — оперы в партии Оттавио в опере В. А. Моцарта «Дон Жуан», затем порадовал соотечественников своим Графом Альмавивой в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини на гостеприимной сцене Михайловского театра Санкт-Петербурга. Москва отблагодарила певца триумфальными овациями за выступление в партии Неморино в опере «Любовный напиток» Доницетти, исполненной в концертном варианте на сцене ММДМ.

И вот теперь «Всенощное бдение», дирижирует Дмитрий Корчак. Что это? Поворот карьеры? Поворот, но какой! В лице уже состоявшегося музыканта Дмитрия Корчака зрители имеют дело с носителем особой одарённости, с высоким уровнем образованности и, вследствие этого, с колоссальным творческим потенциалом. Сюда же прибавьте опыт, приобретённый певцом за годы выступлений на лучших зарубежных оперных сценах. Это работа с лучшими в мире дирижёрами, с различными режиссёрскими концепциями в постановке опер. Таков опыт музыканта, владеющего драгоценным багажом! Кстати, имеет смысл обратить внимание на Дмитрия Корчака тем, кто «принимает трудное решение» и приглашает зарубежного «специалиста» в весьма преклонном возрасте и со скромными познаниями в области русской словесности и культуры возглавить оперную труппу уважаемого театра.

Тем временем, концерт начался. На дирижёрский пульт были положены ноты, которые В. С. Попов подарил своему ученику Дмитрию Корчаку после исполнения этого произведения в Концертном зале Чайковского в знак признания его успеха. Звучание шедевра С. Рахманинова здесь, в Успенском соборе Кремля, приобретает особый смысл. Это произведение объединило древние церковные распевы и собственные музыкальные темы композитора, стилистически единые с древними распевами. Истоки музыкальных тем С. Рахманинова уходят корнями в древнюю новгородскую историю, в знаменный распев колокола Софийского собора, звучание которого композитор сохранил в своей памяти на всю жизнь.

Необыкновенное впечатление от исполнения «Всенощной» в Успенском соборе Кремля, разумеется, связано с акустикой храма — чистой, первозданной. Также чисто и первозданно звучали голоса артистов хора и солистов.

При всей монументальности этого сочинения С. Рахманинова, наверное, нет в мировой музыкальной культуре произведения, более обращённого к душе человека. Композитор особое внимание уделял слову, требуя, чтобы текст звучал чётко и ясно. Задача ставилась донести смысл!

А рассказать надо было о необъятности и первозданности вселенной, о чудесном сотворении земли, о божественной красоте этого творения. И в этом повествовании звучит благодарность Создателю и его Сыну за сотворённое чудо, за каждый прожитый день, как это передано в «Свете тихий». Тут и соло тенора, и мягкое звуковое свечение, переходящее из голоса в голос. Наступление вечера, прозрачных сумерек, умиротворения и благодарности.

Воистину, наисовершеннейший музыкальный инструмент — это человеческий голос! Для воплощения своего великого замысла композитор С. Рахманинов выбрал именно этот инструмент. Хор, голоса солистов, дополняя друг друга, звучат как симфонический оркестр, надолго поселяясь в душе слушателя.

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка, как и обещал когда-то, с миром...» — тема примирения с жизнью перед уходом из неё. А ведь С. Рахманинов высказал пожелание, чтобы эта музыка звучала при его погребении. Так и было. В этой части сочинения безраздельно царит партия тенора. Исполнил её Алексей Татаринцев, сложившийся профессионал, с очень красивым, сильным, ровным во всех регистрах голосом. В смысловом отношении, раскрывая содержание, исполненная партия прозвучала более обращённой к жизни, к светлому началу, нежели к концу её.

В части, посвящённой теме Благовещения, солировала меццо-сопрано Полина Шамаева. Очень сильный, очень красивый, грудного тембра голос певицы звучал как бы «из тех времён», создавая у слушателей иллюзию реального присутствия в момент сакрального известия.

Оставило глубокое впечатление звучание части «Воскресение Христово видевше...», исполненное с особым, утверждающим веру энергетическим посылом, объединившим исполнителей и слушателей, всех, находившихся в Успенском соборе Кремля. Истинным наслаждением было слушать хор АХИ имени В. С. Попова, одного из лучших хоровых коллективов. Какой необыкновенный аккорд великолепного события в нашей культурной жизни — XIV Пасхального фестиваля Валерия Гергиева!

Людмила Краснова, доцент ФГП МГУ имени М. В. Ломоносова, член Союза журналистов России, музыкальный критик