Всемирный Русский Народный Собор

Курск — древний форпост России

Под натиском процессов глобализации самобытность многих городов исчезает не только в архитектуре. Ветра перемен не обходят и Курск, но всё же он не сдаётся: «Нам, курянам, писал талантливейший русский писатель Евгений Носов, — досталась по наследию Курская земля... Взгорья и ложбины, и опять холмы. Вверх — вниз, вниз — вверх. Будто дышит. Будто это её глубокие, натруженные вздохи. Тут мы и живём, между этими вздохами...».

На центральной улице, буквально по соседству, запечатлены три великих имени русской музыкальной культуры: Бородин, Плевицкая, Свиридов. Музыкальная жизнь Курска одухотворена этими именами. На фасаде одного из старинных зданий, где творил Александр Бородин, сочиняя оперу «Князь Игорь», мы увидим выразительную мемориальную доску с барельефами конных витязей. Чуть поодаль, на улице Золотой, где жила первая мега-звезда русской эстрады — Надежда Плевицкая, установлена памятная доска в её честь — артистка замерла у рояля в момент вдохновения. На ближайшем перекрёстке встретим композитора Георгия Свиридова (скульпторы — Криволапов и Минин). Русский гений расположился на лавочке у гостиницы «Курск» в небольшом скверике, словно наедине с музыкой. Сюда же, в Курск, слетаются и свиридовские созвучья, строки, мысли. Даже квартира композитора перебирается в областной краеведческий музей из Москвы. По разным причинам не удалось создать музей-квартиру на историческом месте в столице. Может быть, потому, что душа музыканта продолжает жить «глубокими вздохами» родной среднерусской земли?..

Вот уже пятнадцать лет подряд крупным событием Курска становится Музыкальный фестиваль имени Георгия Свиридова. На сцене областной филармонии в начале декабря выступают известные оркестры с мировыми именами — Государственный Академический симфонический оркестр имени Светланова, Российский Государственный Академический камерный «Вивальди — оркестр» и многие другие. Не обходят вниманием артисты и малую родину композитора — город Фатеж. По традиции, в местном Доме культуры на день рождения Свиридова 16 декабря звучит классическая музыка и вокальные произведения прославленного земляка. Курская филармония также вносит свою лепту в широкий праздник. Так, например, заслуженная артистка России — певица Ирина Стародубцева подготовила сольную концертную программу «Приношение Георгию Свиридову», в которой некоторые произведения композитора звучали впервые.

С 2004 года проводится в Курске и Всероссийская научно-практическая конференция «Свиридовские чтения», в которой принимают участие известные музыковеды и представители учебных заведений стран СНГ. Докладчики поднимают широкий круг проблем: музыкознание современной России, национальная идея и современный музыкальный процесс, духовная музыка и фольклор в произведениях современных композиторов России, значение творчества Свиридова в сохранении и возрождении традиций русского православия, этические основы русской культуры и мировоззрения Г. В. Свиридова и многие другие. По сложившейся традиции, музыкальный фестиваль им. Свиридова в Курске продолжается следующим масштабным мероприятием — детской хоровой Ассамблеей его имени: форум собирает хоровые коллективы школ искусств Курска, а так же других городов и областей.

Такие события с приглашением звёзд играют важную стимулирующую роль для развития музыкального образования в регионе на фоне множества общих проблем: остаточный принцип финансирования музыкальных школ, мизерная оплата труда педагогов. Но музыка живёт, и молодёжь регулярно пополняет оркестровые коллективы города — симфонический оркестр Курской филармонии, Русский камерный оркестр под управлением Проскурина, оркестр русских народных инструментов и другие. Курские духовые оркестры регулярно радуют курян Парадами. В этом году ХХ Парад в честь 70-летия Победы на Курской дуге состоялся с участием оркестров из районов области, Белгорода и Орла.

Не только классическая музыка укрепляет «культурный слой» Курска. С 2002 года, раз в два года проходит в областном центре и всероссийский конкурс исполнителей народной песни имени Надежды Плевицкой, непременным условием которого является исполнение песен из репертуара первой звезды русской эстрады. Профессиональные и самодеятельные вокалисты со всей страны, выступая на курской сцене, популяризируют жанр русской народной песни, которую Плевицкая возвела в начале ХХ века в ранг высокого искусства. Зрители и члены жюри, среди которых в разные годы бывали народные артистки России Александра Стрельченко и Анна Литвиненко, заслуженная артистка России Надежда Крыгина, приветствуют грамотное и проникновенное исполнение, лишённое «глянца и грома» поп-культуры.

Большая заслуга в появлении конкурса и возвращении имени Плевицкой в культурное пространство России принадлежит областному Дому Народного Творчества под руководством Т. Быкановой, преподавателю Курского университета, музыковеду И. Татарской (1934-2007), искусствоведу и историку, биографу Плевицкой — Ю. Бугрову. Как президент Курского Научного краеведческого общества, учёный является хранителем и наследником многих краеведческих находок и редкостей. В числе его работ — самое полное на сегодняшний день исследование жизни и творчества Плевицкой в книге «Удаль и печаль».

В 2009 году открылся и единственный в мире музей Плевицкой на фундаменте её дома-терема из красного дерева, что выстроила артистка, став богатой и знаменитой. Необыкновенный терем из красного дерева, постройки 1911 года, можно теперь увидеть только на фотографиях. Земляки разнесли хоромы великой певицы по брёвнышку. Однако, по-прежнему ныне на пригорке села красуется деревянный Троицкий храм, выстроенный при её попечительстве на природном сланцевом фундаменте. Хотя после недавнего пожара здание требует сложной внутренней реставрации. Требует реабилитации, по мнению курских краеведов, и доброе имя певицы, запятнанное выдумками и домыслами. Так же считал и народный художник России — прославленный скульптор и видный общественный деятель 90-х годов Вячеслав Клыков. Сам уроженец курской земли, он посвятил «Солнцу России», как называли её современники, одну из лучших своих работ. Его трудами в 1998 году скульптурный образ Надежды-свет-Васильевны вернулся в родную сторонку.

Всероссийский конкурс исполнителей народной песни имени Н. Плевицкой чередуется в Курске с областным детским фольклорным фестивалем «Дежкинкарагод», который вызывает большой интерес у специалистов по фольклору. Весело, когда горят на девичьих макушках алые кички, развеваются алые ленты и сарафаны! Ребятишки от мала до велика поют и пляшут, подыгрывая себе на кугиклах, трещотках, свистульках — с чувством «играют песню»! Замечательные коллективы «Чеботушка», «Ларец», «Тимоня» и другие приумножают и сохраняют историческую память в песне, музыке и слове для новых поколений. Музыковеды считают, что южно-русский фольклор на сегодняшний день является самым ярким и богатым по вокальному наследию в русской культуре.

Прямая связь с Курском видна уже в поэме «Слово о полку Игореве», где описывается характер курян — «добрых воинов, шеломами вспоенных...». Авторство древнего шедевра по одной из версий приписывается неизвестному курянину. Литературный Курск неразрывно связан с великими именами русской словесности. В Курске прошло детство Преподобного Феодосия Печерского, курянами были родоначальник библиографии Сильвестр Медведев, создатель букваря и автор знаменитого «Домостроя» Карион Истомин, а купеческий сын Иван Голиков написал 30-томный труд «Деяния Петра Великого», который изучал Пушкин, работая над своими произведениями.

Автор поэмы «Душенька» — поэт Ипполит Богданович, перебрался в Курск в конце XVIII века и похоронен на курской земле. Афанасий Фет провёл лучшие творческие годы в имении Воробьёвка Курской губернии. Усадьба поэта нынче восстанавливается из полного запустения: вычищен знаменитый пруд, а барский дом, в котором располагалась в советские годы сельская школа, активно готовится к реставрации. Но Фетовские чтения проводились здесь с 1986 года и разрослись теперь в Фетовский литературный праздник, который проводится каждый год — 6 июля, в день рождения поэта. Праздник сочетается с традиционным Крестным ходом из монастыря Рождества Пресвятой Богородицы — Коренной пустыни.

Сегодня в бывшем имении Афанасия Фета большими трудами областного комитета по культуре создаётся музейный комплекс, ведь общественность и творческая интеллигенция около двадцати лет привлекали внимание к Воробьёвке, наряду с вопросом о создании в Курске Литературного музея. На курской земле жил и творил Пимен Карпов, советские писатели Валентин Овечкин, Константин Воробьёв, Евгений Носов, поэт Николай Асеев, именем которого названа областная научная библиотека. Вспоминается в Курске и орловчанин Николай Лесков, отразивший в гениальных произведениях свои впечатления от поездок на Курскую Коренную ярмарку. Богатое творческое наследие побуждало писателей и педагогов настойчиво добиваться создания Литературного музея в Курске.

В результате для музея реконструировали двухэтажный купеческий особняк в историческом центре города, и в ноябре 2009 года Литературный музей открыл свои двери для первых посетителей. Гостей встречает удивительно точная цитата из поэмы Николая Сидоренко, в которой отражена суть провинции: «...Тогда Москва лежала в колыбели, а Курск уже сражался за Москву!». Восемь залов экспозиции охватывают период с ХI века по наши дни, а в целом музей представляет более девяноста литературных имён. Особый интерес для многих любителей литературы, студентов и журналистов представляет сегодня творчество Евгения Носова. Однако, экспозиция в его зале раскрывает лишь последний период жизни писателя, выделяя главной темой творчества любовь к природе. Это разочаровывает. Известно, что Евгений Иванович жил в Курске, но фигура писателя отнюдь не местечкового масштаба. Евгений Носов, чей рассказ «Красное вино победы» вошёл в издание Академии наук России под названием «Шедевры русской литературы», достоин более многогранного представления, чем тихий любитель природы на пенсии, покрытый «бронзовым глянцем».

А вот памятник Евгению Носову получился удивительно живой и выразительный! Каждый год, в день рождения писателя — 15 января, курские литераторы приходят с цветами на улицу Челюскинцев. Там, в 2005 году, неподалёку от дома, где жил замечательный русский прозаик, установлена художественная скульптура: писатель в свитере и штормовке присел отдохнуть на поваленное дерево. Мы встречаем задумчивую фигуру Носова по пути к реке Тускарь, куда Евгений Иванович любил направиться в любое время года. А если с этой тихой улочки подняться к шумной Московской площади, то мы увидим выразительный силуэт другого курского писателя — Константина Воробьёва, уроженца села Нижний Реутец Курской области. Два писателя-фронтовика «живут» сегодня по соседству в Курске — как в музее, так и на улицах. У них — общие читатели, и даже скульптор — один на двоих — курянин Владимир Бартенев.

Новый и громкий ХХI век изменил звук и слог. Но куряне ценят животворящую русскую речь, которая пробивается сквозь чужеродные влияния и наслоения, будто сильный родниковый ключ; интересуются музыкой, слушают раздольную русскую песню, что «не знает рабства», как писала Надежда Плевицкая. Может быть, поэтому певчие соловьи испокон веков спешат из-за морей по весне в Курский край?.. Следуют своеобразному музыкально-поэтическому девизу: «Воспеть Русь, где Господь дал и повелел мне жить, радоваться и мучиться».

Ирина Кумова