Всемирный Русский Народный Собор

Ангелы и люди на фоне киноплёнки

Вот уже в четвёртый раз афиши с белым ангелом на фоне синей киноплёнки приглашали зрителей в киноцентр им. Щепкина города Курска на кинофестиваль «Свет лучезарного Ангела» под девизом «Доброе кино возвращается», который как значимое культурное событие в этом году был приурочен ко Дню города.

В этот день Курск традиционным Крестным ходом встречал прибытие из американской резиденции на историческую родину Чудотворной Иконы Божией Матери «Знамение» Курская — Коренная. Праздничное настроение в эти осенние дни привнесла для горожан и трёхдневная кинопрограмма. Организаторами фестиваля в Курске являются Фонд социально-культурных инициатив, Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, Курский региональный общественный фонд «Коренная пустынь» при поддержке администрации Курской области и администрации города Курска.

Во время церемонии открытия представитель Фонда социально-культурных инициатив А. Михайличенко зачитал приветствие президента Фонда С. В. Медведевой, в котором отмечалось, что доброе кино возвращается не только в столицу, но и в другие регионы. Митрополит Курский и Рыльский Герман в приветственной речи отметил необходимость укрепления подрастающего поколения в добродетелях посредством хорошего кино и поделился личным впечатлением от просмотра многосерийного документального фильма «Паисий Святогорец». Владыка Герман сказал, что герой киноленты — один из великих святых нашего времени — для Греции имеет такое же значение, как для России Преподобный Серафим Саровский, и в этой параллели образов кроится особый смысл.

Основатель фестиваля «Свет Лучезарного ангела», ректор Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, игумен Киприан (Ященко) рассказал, что документальная кинолента из шести серий «Паисий Святогорец», с показа которой и началась программа в Курске, — это один из первых фильмов, где он сам активно участвовал, как автор проекта. После просмотра нам удалось с ним поговорить.

— Батюшка Киприан, мы вас увидели на экране, как одного из ведущих. Поздравляю с премьерой!

— Спасибо! Сняться в кино меня заставили обстоятельства. Ведущий должен был проходить по местам, связанным с главным героем картины и рассказывать о них на камеру. Но Афон проповедует молчание. Афонские монахи сказали, что суть их делания в молчании. А сняться на камеру в молчании тоже отказались. Вот мне и пришлось по просьбе режиссёра и сценариста попробовать себя в роли такого молчащего афонского монаха.

— В чём ещё заключалось ваше сотворчество с режиссёром картины — Александром Куприным?

— При создании ленты я задавал направление, давал советы, но предоставлял режиссёру полную свободу в творчестве, оставляя за собой лишь право «вето».

— Применяли это право «вето»?

— Да, иногда приходилось. Поначалу работа шла сложно. Искусство кино — своеобразный вид искусства, коллективный, в котором очень важно взаимодействие и с техникой, и с людьми, к тому же приходится учитывать и многие другие факторы. У нас на картине режиссёр четыре раза писал заявление об уходе. Так что начало сотворчества было драматичное, но за два работы года мы справились!

— Кинофестиваль «Свет Лучезарного Ангела» тоже начинался со сложностей?

— Конечно. И я десять лет назад вместе с единомышленниками вёл жаркие дискуссии с нашими маститыми кинематографистами, высказывая общественную точку зрения. Ведь многие люди, в том числе и я, возмущены тем, что по телевидению и в прокате демонстрируются картины, которые разлагают человека, обладая ореолом привлекательности греха. А кинематограф может быть добродетельным!

— Чем крыли ваши оппоненты?

— Мне говорят, что такое не будут смотреть, что человек рождается с падшей природой, что интересный для массового зрителя драматургический конфликт может быть построен только на грехе и демонстрации пороков. Нам пришлось доказывать делом обратное: добродетельное кино может быть востребованным! И, на мой взгляд, сегодня начинается интересный и творческий процесс преображения кинематографа. В этом ноябре, в Москве, состоится уже десятый кинофестиваль «Свет Лучезарного Ангела», приуроченный ко Дню народного единства, школьным каникулам и Празднику Казанской иконы Божией Матери. Фильмы будут демонстрироваться во многих кинотеатрах, и я надеюсь, что так же, как и в прошлом году, в кинозалы придёт много зрителей.

— Кто отбирает картины на фестивальную программу?

— Экспертный совет фестиваля, который состоит из священников и занимается тем, что просматривает тысячу кинофильмов, выявляя в этом мутном потоке нравственное и доброе кино.

— Сложно ли найти интересный сценарий для фильма на духовную тему?

— Сложно. Когда мы только начинали десять лет назад, некоторые мэтры современного кино убеждали нас, что профессиональный сценарий для такого фильма невозможно найти. В профессиональной среде шли серьёзные баталии на эту тему, и у меня тогда не было аргументов для возражений! Но мы нашли выход: провели конкурс сценариев к самому первому фестивалю «Свет Лучезарного Ангела»! И было так, что на первом награждении некоторые лауреаты конкурса плакали от радости... Ведь люди приносили свои работы, которые по многу лет пролежали у них в столе, потому что не было заказчика. А сегодня заказчик есть — РПЦ...

— Шестисерийный неигровой фильм «Паисий Святогорец» может попасть на телеэкраны или ему уготована лишь фестивальная судьба?

— На федеральных телеканалах мы встречаем сильное сопротивление, хотя существует двухчасовая сокращённая версия картины, но фильм увидят зрители разных стран! Для этого мы вскоре будем переводить картину на немецкий, английский и другие языки мира. Это очень важная работа! Кинолента снималась по житию Паисия Святогорца, одного из выдающихся святых нашего времени. Пока ещё мало кто понимает, что это фактически второй Серафим Саровский. И фильм о Старце может открыть для многих людей свойства душеполезного кино, а главный герой вдохновить своим примером.

Игумен Киприан рассказал так же, что задачами планомерной работы фестиваля «Свет Лучезарного Ангела» является приобщение подрастающего поколения к российскому культурному и духовному наследию, возрождение детского, юношеского и семейного кинематографа. И курские зрители нашли этому подтверждение. Художественную версию повествования о монахе Паисии поведал с экрана режиссёр А. Столяров в фильме «Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами». Куряне могли оценить короткометражную игровую ленту «Сапожки» (Россия, 2008) по мотивам одноимённого рассказа В. Шукшина, режиссёра Сергея Великоредчанина, полнометражную картину «Если все» (Россия, 2012) Наталии Беляускене. А творчество знаменитых кинематографистов старшего поколения представляла трогательная история «Маленькая принцесса» (Россия, 1997) по одноимённому роману Фрэнсис Бернет от режиссёра Владимира Грамматикова.

Одинаково интересной для детей и взрослых оказалась полнометражная анимационная лента «Пересвет и Ослябля», хотя, автор фильма — Станислав Подивилов считает, что его картина рассчитана на подростковый возраст. «Именно в этот период важно в доходчивой форме анимации дать истинный пример патриотизма и веры чернецов обители Св. Сергия, ставших героями Куликовской битвы». После киносеанса режиссёр провёл интересный творческий вечер: демонстрировал ребятам настоящие кольчуги, шлемы, мечи, рассказывал об историческом сражении. И маленькие русичи, примеряя доспехи, на глазах преображались в богатырей, как в душе, так и на фотоснимках.

Программу анимационного кино представляли и другие замечательные современные работы: «Беззаконие» режиссёра Натальи Мальгиной по мотивам рассказа А. Чехова, уральская сказка «Жихарка» Олега Ужинова, мультфильм о жизни Василия Блаженного режиссёра Натальи Березовой, необычная «Солдатская песня» Елены Черновой о том, как ангелы-хранители сговорились вора усовестить и позора на люди не выносить.

После киносеанса ребятам был предложен мастер-класс по рисунку на тему «Мой ангел-хранитель». Художниками дети становились под руководством О. Нерсесовой — руководителя Международной передвижной выставки детского художественного творчества «Божий мир глазами ребёнка», и на закрытии фестиваля красовались рисунки юных курян: простыми маркерами каждый из них запечатлел на бумаге своего Ангела-хранителя. Из этих портретов составилась чудесная бумажная киноплёнка, демонстрация которой создала необычно трогательную атмосферу в зале, где, возможно, и правда на этот раз витали Ангелы? Но совершенно точно известно, что вход на все кинопоказы фестиваля «Свет Лучезарного Ангела» был свободным.

Ирина Кумова