Всемирный Русский Народный Собор

Предпринимательство в России: русский фарфор

Не много найдётся в России средоточий науки, искусства и культуры производства, подобных Императорскому фарфоровому заводу.

Завод был основан в 1744 году в Санкт-Петербурге, по указу дочери Петра Великого — императрицы Елизаветы. Он стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе. Завод по праву может считаться национальным достоянием. Его история, насчитывающая уже почти 270 лет, тесно связана с династией Романовых. Императорский фарфоровый завод можно смело назвать уникальным предприятием. Именно здесь талантливый русский ученый, химик Дмитрий Иванович Виноградов (1720-1758) открыл секрет изготовления «белого золота». Впервые в истории керамики Виноградов составил научное описание фарфорового производства. Фарфор, созданный этим ученым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы, приготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому.

История же предприятия такова: с воцарением Екатерины II (1762-1796) Порцелиновая мануфактура была реорганизована в соответствии с новой задачей: «удовольствовать всю Россию фарфором». Большое влияние на русский фарфор оказала деятельность талантливого французского скульптора Жана Доминика Рашета (1744-1809), приглашенного на должность модельного мастера (модельмейстера). Именно при нем на заводе утвердилось влияние французского искусства, а господствующим направлением стал классицизм.

Павел I (1796-1801), став императором, также проявил интерес к фарфору, видимо, унаследовав любовь к нему от матери. Он обеспечил завод крупными заказами, посещал его сам и с удовольствием показывал его своим высоким гостям. Именно в правление Павла укрепилась традиция праздничных поднесений ко двору, делавшихся на Пасху и Рождество. При Павле I на Императорском фарфоровом заводе в год выпускалось до 200 яиц. С тех пор к каждой Пасхе мастера предприятия создавали праздничные подарки для царской семьи. Самыми дорогими были пасхальные яйца с «живописью святых и двунадесятых праздников», которые императорская семья дарила своим приближенным. Одно такое яйцо живописец расписывал до 40 дней. Дополнительно эти яйца украшали лентой с бантом из дорогих тканей, гармонично подобранных по цвету.

Большая реорганизация завода началась при графе Дмитрии Александровиче Гурьеве (1751-1825). Гурьев являлся управляющим кабинетом Его Императорского Величества — и доверенным лицом Александра I (1801-1825). Желая привлечь лучших отечественных и иностранных мастеров, Гурьев не жалел средств на выплату им жалованья. Заведующим скульптурной палатой был назначен один из выдающихся мастеров своего времени, профессор Академии художеств С. Пименов. Особое место в выпуске завода занимали вазы. Золото стало одним из излюбленных декоративных материалов. Живопись была главным образом видовой (сочетающей пейзаж и архитектурную живопись) и батальной. Вторую по значимости группу изделий составили дворцовые сервизы.

Чтобы наладить производство первоклассных изделий в стиле ампир, на завод были приглашены лучшие живописцы из Севрской фарфоровой мануфактуры. В 1807 году на Императорском фарфоровом заводе была воссоздана ваза «Сплетницы». Ваза выполнена в форме античной амфоры с фигурными ручками в виде двух золоченых женских фигур, стоящих на консолях с маскаронами. Она относится к совершенным образцам Александровского фарфора. Современные мастера завода создали великолепную копию, которая ничуть не уступает оригиналу — ни в моделировке форм, ни в проработке деталей и тонкости декора. Оригинал был создан для императора Александра I по рисунку Ж.-Д. Дюгура. Граф Д. А. Гурьев лично поднес парные вазы императору Александру I. То, что мастерам завода удалось создать в фарфоре столь крупную композицию, являлось крупным достижением, шагом вперед в развитии Императорского фарфорового завода. Поэтому для современного завода восстановление именно этой вещи является знаковым.

Русский фарфор не столько прославлял деяния императора, сколько являлся отражением национальных тем и сюжетов в искусстве. Благодаря Отечественной войне 1812 года появилась на свет серия «военных тарелок», изображавших солдат и офицеров в мундирах всех родов войск. Широкое распространение получила портретная живопись. На Императорском заводе вошло в обычай изображать на чашках коронованных особ и известных деятелей того времени, в первую очередь — прославленных полководцев.

Интересен сервиз «Гурьевский». Это один из лучших памятников русского прикладного искусства. Созданный известным скульптором начала XIX века Степаном Пименовым, он предназначался для торжественных дворцовых приемов. Первоначально, в честь победы России над Наполеоном, сервиз назывался «Русский». Император Александр I получил его на Рождество в дар от графа Д. А. Гурьева. Сервиз находился в Зимнем дворце, в комнатах императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I. В 1815 году сервиз был переименован из «Русского» в «Гурьевский». Под этим названием он и вошел в историю декоративно-прикладного искусства.

Другой интересный сервиз — «Коттеджный», сделан на форме «Александрия». Он создавался на протяжении 1827-1829 годов в духе убранства Петергофского дворца «Коттедж». Этот дворец был построен архитектором А. Менеласом для супруги Николая I — императрицы Александры Федоровны. Отсюда и название формы «Александрия». По оригинальным образцам форма сервиза была восстановлена в 1994 году. Сервиз, созданный в «готическом вкусе», как и все оформление дворца, органично вписался в интерьер, отличавшийся редким стилистическим единством отделки и художественного убранства, изысканностью и утонченностью. Все предметы сервиза украшены гербом Александрии, автором которого является поэт В. А. Жуковский.

На форме «Александрия» также изготовлен знаменитый сервиз «Готический». В основу декора положена роспись «Готического» сервиза, созданного на Императорском фарфоровом заводе в 1832 году по заказу Гофмаршальской части для Зимнего дворца. Сервиз был поднесен императору Николаю I к Рождеству в 1833 году. Он использовался при дворе для парадных приемов вплоть для начала XX века. Предметы сервиза декорированы в неоготическом стиле, характерном для искусства 1830-х годов. В декоре использованы мотивы орнаментации средневековых витражей. Сервиз богато украшен натуральным золотом.

В александровскую и николаевскую (1825-1855) эпохи были изготовлены сервизы практически для всех резиденций Петербурга. Они отличались различными стилевыми направлениями. В числе других заявило о себе «русское» направление. По проектам ученого-археолога, знатока русских древностей Ф. Солнцева на заводе был сделан сервиз для Большого Кремлевского дворца в Москве и сервиз Великого князя Константина Николаевича (ВККН). В отличие от своих предшественников, царь-освободитель Александр II (1855-1881) личного интереса к заводу не проявлял. В 1870-е годы производство фарфора сильно сократилось, сохранялись лишь праздничные пасхальные и рождественские поднесения ко двору, установленные еще при Павле I. В итоге даже появилась мысль о необходимости закрыть «бесполезное и убыточное» предприятие.

Спас завод Александр III (1881-1894): «Государю Императору благоугодно... чтобы Императорский фарфоровый завод был поставлен в самые наилучшие условия, как в отношении техническом, так и в художественном, дабы мог он достойно носить наименование Императорского и служить образцом для всех частных заводчиков по этой отрасли промышленности». На заводе началась работа по созданию крупных сервизов, в том числе «Коронационного» и по мотивам Рафаэлевских лоджий в Ватикане. Рисунки для последнего были лично откорректированы императором (реплики декора «Рафаэлевского» сервиза на столовых и чайных предметах исторических форм ИФЗ будут приурочены к 270-летию ИФЗ и увидят свет уже в 2013 году). На выбор художественного пути завода влияние оказали личные вкусы и пристрастия Александра III. Император отдавал предпочтение китайским и японским вазам, терракоте, цветным глазурям, подглазурной живописи, которую ввела в моду Копенгагенская королевская мануфактура. Подглазурная живопись получила на ИФЗ широкое применение еще и потому, что супруга императора, Мария Федоровна, происходила из Дании.

В конце XIX века император Александр III распорядился, чтобы все заказы императорской семьи завод выполнял в двух экземплярах — один должен был оставаться в музее завода. Традиция регулярного пополнения заводского музея была сохранена и в советскую эпоху. В настоящий момент коллекции фарфора императорского и советского периодов находятся в собрании филиала Государственного Эрмитажа на территории завода, а лучшими работами современных художников ИФЗ укомплектовывают особое подразделение завода — Фонд «Наследие».

В годы царствования последнего российского императора Николая II (1894-1917), благодаря техническим новшествам предыдущего периода, завод становится образцовым как в техническом, так и в технологическом отношении. Богатство художественной технологии является гордостью завода. В дальнейшем, в годы Первой мировой войны, оно служит для рождения целых отраслей химического и электротехнического фарфора. Из крупных заказов, выполненных при Николае II, два были сделаны императрицей Александрой Федоровной. Это сервизы «Александринский» и «Царскосельский». По заказу Николая II завод изготовил серию «военных тарелок» с изображением войск в мундирах времен Александра III.

С 1907 по 1917 годы в скульптурной мастерской завода велась работа над последней, самой большой серией фигур «Народности России». Из предварительного списка, где насчитывалось 400 мужских и женских фигур разных национальностей, проживавших в России, «принимая во внимание, что некоторые народности имеют общую одежду и незначительно отличаются по типу, для других представляются серьёзные затруднения для отыскания образцов одежды в настоящее время, в первую очередь намечено к исполнению 73 народности и типа народностей, то есть 146 отдельных фигур». Образцами для художников служили экспонаты и манекены Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого и этнографического отдела Русского музея императора Александра III.

Главной задачей, которая была поставлена перед творцами фигурок, являлось создание «образа народа». Автором большинства моделей был скульптор Павел Павлович Каменский: в 1907-1915 годах он создал около 150 моделей. Расписывала скульптуры М. И. Герцак, несколько экземпляров исполнила Л. Мидина. К 1915 году почти все модели были исполнены в материале, после 1917 года они повторялись для продажи и дипломатических подарков.

Серия «Народности России» служила идее утверждения русской государственности. Отличительная черта фигур — их этнографическая достоверность. Скульптуры показывают многонациональную Российскую империю, многообразие её народов и культур. Рассматривая их, воочию убеждаешься, насколько многолика и красочна традиционная культура разных народов, как каждый из них создавал свой этнический облик в разных условиях проживания и на основе веками отточенного представления о красоте и достоинстве. Скульптуры изготовлены методом литья с последующим глазурованием и двукратным высокотемпературным обжигом. Высота скульптур составляет от 38 до 45 сантиметров. В настоящее время коллекция представлена в Музее фарфора Государственного Эрмитажа. С 2007 года на ИФЗ начали восстанавливать известную серию, делая точные копии работ, хранящихся в Эрмитаже.

С середины 1900-х годов устанавливаются связи завода с художниками объединения «Мир искусства»: К. А. Сомовым, Е. Е. Лансере, С. В. Чехониным. Они способствовали утверждению неоклассики как преобладающей линии, считая приоритетным эстетическое начало в искусстве. В своих произведениях стремились к модерну и символизму. Неоклассицизм правомочно назвать петербургским возрождением, олицетворявшим историческую причастность города к общеевропейской классической культуре.

Вскоре наступили иные времена. Обрушилось здание Российской империи. В 1918 году предприятие было национализировано. Теперь уже Государственный фарфоровый завод (ГФЗ) перешел в ведение Народного комиссариата просвещения. Перед его руководством встала новая задача — в духе того времени: превратить бывшую придворную мануфактуру в «испытательную керамическую лабораторию республиканского значения», вырабатывающую «агитационный фарфор в высоком смысле этого слова — революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению». Художественная политика завода явилась составной частью ленинского плана монументальной пропаганды с его четко очерченными идейно-художественными принципами искусства фарфора... Сегодня мы можем и должны видеть всю целостную картину создания русского фарфора.

Михаил Тренихин