Всемирный Русский Народный Собор

День славянской письменности — это праздник национальной культуры

Россия отмечает 1150-летие миссии славянских просветителей равноапостольных Кирилла и Мефодия. Неотъемлемой частью этой миссии — ее современным продолжением можно назвать деятельность Славянского фонда России — крупнейшей общественной организации страны.

О работе Фонда, который почти 20 лет культивирует славянское мировоззрение и укрепляет культурные связи славянского мира, рассказывает доверенное лицо президента РФ, Заслуженный работник культуры РФ, президент Славянского фонда России Галина Васильевна Боголюбова, член Президиума ВРНС.

— 1986 год, зарождение деятельности Славянского движения. Сегодня, с высоты 20-летнего расстояния многие понимают, что это время больших потерь для России, но тогда тем же людям это время казалось эпохой приобретений. Как все начиналось? Россия преодолела этот водораздел в плюсе или в минусе, на ваш взгляд?

— Время неоднозначное. Однако можно точно сказать, что в этот период был сформирован творческий и научный потенциал, на который сегодня опирается Россия. Славянская инициатива родилась в Мурманске благодаря работе полковника, военного пенсионера Виталия Маслова, собравшего группу людей, боровшихся за восстановление славянского культурного наследия. Это были «советские славянофилы». В группу входили писатели, художники, деятели культуры. Они организовали первую конференцию, посвященную 1120-летию славянской письменности. Власть не приветствовала подобные инициативы, но они сами рождались снизу, охватывая нацию. Затем к данной теме подключился Вячеслав Михайлович Клыков, в лице которого мы получили харизматичного лидера. Он уже тогда был известным скульптором, лауреатом Госпремий.

После праздника в Вологде, Союз писателей и Союз художников СССР стали более активно поддерживать эту инициативу. Следующей ступенью стал Новгород 1988 г., затем Киев, Минск, где цикл культурных мероприятий был проведен уже на более высоком уровне, но государственного статуса праздник Славянской письменности и культуры не имел. Только в 1991 г. произошел перелом, когда вышло постановление Верховного Совета РСФСР о государственной поддержке Дней славянской письменности и культуры. Именно тогда началось изменение в самосознании, именно тогда чиновники начали понимать, что существует не только советская культура, что необходимо возрождать духовную культуру, которая являлась основой развития российского государства и, конечно, славянского культурного наследия. И этот процесс, безусловно, является «приобретением» переломной эпохи 80-х-90-х годов.

— С каких знаковых шагов началась деятельность фонда?

— Нашим первым большим проектом совестно с митрополитом Питиримом и выпускниками Щепкинского училища курса Юрия Соломина стала акция под названием «Покаяние» в стенах Высоко-Петровского монастыря. На тот момент монастырь представлял из себя ветшающие строения, где базировался ансамбль «Березка» и «Роспропаганда». По исторической легенде, когда Петр I был ребенком, они с матерью укрылись в монастыре от преследования стрельцов...

— Очень символично, что именно фигура Петра была выбрана для акции.

— Да, акция состоялась во время очередной смуты, тогда была разруха и шатание умов, и на рубеже девяностых — то же самое. Театрализованное действо, на которое собрались и партийные работники, и обычные граждане, сыграло знаковую роль в возвращении храмов и церквей Русской Православной Церкви, в том числе и Высоко-Петровского монастыря.

— Деятельность Славянского фонда каким-то образом связана с судьбой Всемирного Русского Народного Собора?

— Ключевая фигура Собора — Нина Борисовна Жукова, тогда будучи замминистра культуры, стояла у истоков Дня славянской письменности, она выбила финансирование, подготовила документы, чтобы праздник получил государственным статус. «Славянский ход» был начат благодаря её поддержке. Площадь Ногина была переименована в «Славянскую» — благодаря ей. А В. М. Клыков воздвиг первый памятник Кириллу и Мефодию. Благодаря объединению государственных и общественных усилий это стало возможно.

— Какие перемены в духовной жизни пореформенной России состоялись благодаря деятельности Славянского фонда?

— В 1991 году Славянский фонд начал жить, как российское явление. Митрополит Питирим стал президентом фонда, а я его заместителем. В том же году состоялась миссия в Смоленск, где нас принимал нынешний Святейший Патриарх, а тогда еще митрополит Кирилл. К этому моменту День славянской письменности и культуры приобрел статус государственного праздника и получил финансовую поддержку со стороны Министерства культуры, поэтому праздник в Смоленске носил общенациональный характер. Выходной день, весь город вышел на улицу. И митрополит Кирилл, возглавив Крестный ход, повел за собой тысячи советских граждан. Это был порыв народной надежды, вера в то, что произойдут изменения к лучшему. Эти изменения произошли, потому что открылся пласт духовной культуры. И теперь мы не можем представить себе ни одну стоящую выставку, ни одно серьезное творческое мероприятие без базисной духовной основы, без христианского осмысления или хотя бы попытки онтологического взгляда на суть вещей.

Нельзя рассматривать русскую культуру как «топотушки, погремушки и лапти», именно так в советский период её преподносили. Христианское мировоззрение — это базис. Даже светская классическая культура до определенного момента сверялась с духовными ориентирами. Пока не деградировала до масскульта, суть которого определяет примитивная формула трех «с» — страх, секс, сила.

— Воспринимают ли чиновники русскую культуру как «христоцентричную»? Поняла ли власть состоявшуюся перемену?

— В Пасхальную ночь — 6 апреля 1991 года, мы собрались у Государственной Думы ( вице-премьеры, министры, их семьи, творческие и общественные деятели) и отправились в Богоявленский собор с огромной свечей и зажгли её от огня свечи Патриарха Алексия II. А на следующий день, в Концертном зале «Россия», собрались начальники управлений культуры из 53-х регионов и впервые в государственном концертном зале зазвучали церковные хоры, и зажглось множество свечей от благодатного огня, и развезли его по всей Руси Великой. Эта акция — ярчайшая характеристика эпохи. Представители светской культуры секулярного государства прозрели: состоялось символическое возвращение русской культуры в христианскую систему координат, в духовный формат. До сего дня День славянской письменности — это единственный праздник национальной культуры. И вновь, как в ХIV веке, стали актуальны слова, сказанные митрополитом Московским Петром: «Господи! Прости нас грешных, прости нас в глухом беспамятстве растоптавших и предавших забвению святыни предков наших. Прости нас озлобленных и не помнящих родства. И да оживут церкви и храмы Твои, и да восстановится связь времён и наполнятся светом и любовью души людей, и да возродится Свеча всей Русской земли».

— Как удалось привлечь другие славянские государства к работе в славянском формате?

— Когда великая коммунистическая доктрина рухнула, зашаталась советская империя и началась славянская энтропия, — разъединение Чехии и Словакии, Югославии и СССР, цветы к памятнику Килилла и Мефодия возлагали только болгары. Когда произошла стабилизация независимого состояния новообразованных государств, работа пошла легче, а в некоторых случаях даже эффективнее, так как на личностном уровне между учеными и деятелями культуры связь не прерывались никогда. К тому же, Празднование памяти святых братьев еще в старые времена имело место у всех славянских народов, но затем, под влиянием различных политических обстоятельств, было упразднено. В начале XIX века вместе с возрождением национального самосознания в борьбе против османского владычества, обновилась и память о славянских первоучителях Кирилле и Мефодии, приобщивших славянские народы к христианству, переведя Священное писание на кириллицу. И в современный период, перешагнув рубеж конфронтации, вернулось осознание того, что только вместе мы сможем сохранить уникальную славянскую культуру, родившую таких выдающихся гениев как Пушкин и Мецкевич, Чайковский и Шопен, Дворжек и Рахманинов, Ньегош и Достоевский...

Славянское культурное наследие — достояние всего человечества. Вот поэтому сегодня, цветы к памятнику Кирилла и Мефодия возлагают 14 стран, а в программу праздника входят международные фестивали славянской и духовной музыки, международные выставки, конференции, круглые столы, симпозиумы. Нам необходима активизация миротворческих, культурно-просветительских акций, таких как Дни славянской письменности и культуры, которые способствуют сохранению и развитию славянской доминанты в европейском культурном сообществе. Шансы славянства будут тем выше, чем более консолидировано и солидарно оно заявит о себе в ближайшем будущем

— В этом контексте, интересна сама концепция Фонда. Термин «Славянский» сразу выводит вас в цивилизационный формат. Вы говорите с миром от имени цивилизации, от имени «Исторической Руси». В таком случае, актуальна ли славянская идея для стран, пораженных «европеичаньем», европоцентризмом?

— Примечательно, что при всей устремленности некоторых славянских государств в Евросоюз, понимание славянской идентичности для них стало снова актуальным. Они тяготеют к Западу, потому что ищут экономической стабильности, но осознание своих корней они сохраняют, а в некоторых случаях даже стимулируют. Например, как с Гоголем в украинской версии. Для восточных славян актуальной остается тема Данилевского. Чувство национального славянского самосознания сохранилось даже на самых отдаленных рубежах славянства. Так, это поразило меня в Хорватии, в католической стране с итальянским менталитетом, когда встречают русских, говорят: «Мы тоже славяне».

— Ну, а с сербами их уже не примирить?

— Как бы то ни было — на уровне культурных контактов политические и даже военные конфликты отражаются гораздо слабее и медленнее. И в этом есть глобальный парадокс. В глубинном метаисторическом масштабе славянской культуры эти конфликты выглядят сиюминутными. Научное и творческое сообщество остается единым.

В этом и есть суть нашей работы — миссия общественной дипломатии — сохранять и поддерживать это единство. Дни славянской письменности поэтому состоят из трех ключевых направлений: научной, культурной и миротворческой. На протяжении многих лет важнейшей частью деятельности Фонда является публикация аналитических трудов, альманахов, славянских исследований, которые распространяются на все славянские территории. Эта работа осуществляется на средства фонда в тесном сотрудничестве с Институтом славяноведения РАН и Государственной академией славянской культуры. Но эта работа стала гораздо труднее в связи с новой тендерной системой финансирования культуры. Надо признать, что большая часть деятельности Славянского фонда — это плоды энтузиазма и самопожертвования неравнодушных людей. Славянский фонд России опирается на этих людей. Но, несмотря на все трудности, имея мощную поддержку в лице Святейшего Патриарха Кирилла, праздник Славянской письменности и культуры стал приобретать огромный международный резонанс, он способствует мощному развитию общественной дипломатии и влияет на укрепление славянского культурного синтеза в мировом гуманитарном пространстве, что особенно актуально в современных условиях.

Беседу вел Артем Сериков