Всемирный Русский Народный Собор

Оперная певица Алиса Колосова: «Просто пою, как чувствую»

Русские голоса в мире становятся все более и более востребованы. Молодые артисты ехали в Европу учиться, работать, участвовать в конкурсах, фестивалях. Очень часто представители нашей страны становились победителями в труднейших соревнованиях и перед ними открывались новые возможности. Теперь можно говорить и о результатах. И мы уже были свидетелями, когда новый сезон, например, в Метрополитен-опере открывался русскими певцами в главных партиях.

В прошлом месяце директор Венской Оперы Доминик Мейер в своём выступлении на пресс-конференции рассказал о творческих планах театра, о новых постановках, сообщив также о том, что к 2015 году в театре появятся титры на русском языке. Говоря о составе оперной труппы на предстоящий сезон, господин Доминик Мейер озвучил довольно внушительный список певцов из России. Это и Анна Нетребко, и Дмитрий Хворостовский, и Ильдар Абдразаков, и Ольга Бородина, и Хибла Герзмава, и Дмитрий Корчак, и Павел Колгатин — всё маститые исполнители, звёзды на мировом оперном Олимпе.

Не так давно к труппе присоединились молодые оперные певцы. Среди них меццо-сопрано Алиса Колосова. В январе этого года она исполнила партию Полины в опере П. И. Чайковского «Пиковая дама» на сцене Венской Оперы. Её появление на сцене в этом спектакле удивительным образом приковало к себе внимание зала, даже, можно сказать, озарило сцену особым светом. Действие наполнилось подлинным смыслом. Движения певицы, её танец были истинно русскими. Голос, мягкого, бархатного тембра, лился свободно, заполняя всё пространство. Полина — Алиса Колосова приковала к себе внимание зала, стала лидером на сцене, повела за собой действие!

Вскоре молодая певица, хочется сказать — совсем молодая певица, потому, что Алисе всего двадцать четыре года, выступила в концерте на сцене Венской Оперы. В программу вошли и сочинения русских классиков. После этого выступления пресса назвала Алису Колосову русским бриллиантом.

Наблюдается несомненный интерес ведущего оперного театра мира — Венской Оперы к исполнению русской классики. Русская оперная классика занимает значительное место в репертуаре Венской Оперы. Это и «Пиковая дама» П. Чайковского, и «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича.

12 апреля 2013 года на сцене Венской Оперы состоится премьера оперы П. Чайковского «Евгений Онегин» с русскими певцами в главных партиях: Онегин — Дмитрий Хворостовский, Татьяна — Анна Нетребко, Ленский — Дмитрий Корчак, Ольга — Алиса Колосова. Это ли не блистательный состав мировых оперных русских звёзд?! Великолепные голоса русских певцов заполняют залы мировых оперных сцен.

Большой удачей была возможность познакомиться поближе и задать вопросы певице Алисе Колосовой во время её пребывания в Москве. Совсем недавно она исполнила партию Фатимы в концертном исполнении оперы Вебера «Оберон» в Концертном зале имени Чайковского. Успех был радостным как для певицы, так и для нас, зрителей. В нашей беседе мы коснулись и вопросов творчества, и вопросов жизни обыкновенной.

— Вы сейчас работаете в Европе и на других мировых оперных сценах. Часто ли вам приходится исполнять русскую классику?

— Слава Богу, русская музыка становится все более и более популярной. Из опер, — пела пока в «Онегине», «Пиковой Даме» и «Жизни за Царя». Ну и, конечно же, русские песни и романсы в концертах. Я обожаю нашу музыку и горжусь тем, что представляю великую русскую культуру — и представляю ее на мировой оперной сцене. Очень хочется, конечно, чтобы иностранцы услышали и другие великие русские произведения. Всё развивается довольно динамично, и интерес растет с каждым днем. Никогда не забуду моего первого Вани, имею в виду, концертное исполнение «Жизни за Царя» Глинки на фестивале Радио Франс в Монпелье (Франция), когда французы устроили нам овацию стоя после этой сложной и довольно редко исполняемой оперы. А во время концерта слушали, затаив дыхание. Это было, действительно, незабываемо.

— Совсем недавно, в январе, вы с успехом выступили в концерте на сцене Венской Оперы. Какие произведения русских композиторов были вами исполнены?

— В концерте в Венской Опере я спела романсы Чайковского и Римского-Корсакова, которые, опять же, были приняты так тепло, что не верилось, что это австрийская публика, которая не очень-то понимала текст, а только эту прекрасную музыку, для которой, как мы видим, границ нет.

— Есть ли у вас желание в предстоящих концертах исполнять произведения русских классиков?

— В будущем хочется составить программу из малоизвестных произведений Мусоргского, Бородина и других великих русских классиков, которых в Европе еще не очень хорошо знают.

— Как европейская публика, на ваш взгляд, воспринимает нашу классику?

— Европейская публика очень любит нашу классику и этот интерес надо поддерживать. Думаю, у каждого русского певца есть своеобразный долг — знакомить иностранную публику с нашим музыкальным богатством.

— Что особенно ценного в творческом плане привнесла ваша работа в Европе в ваш творческий багаж?

— Поскольку я начала свою карьеру в Европе, то могу сказать, работа здесь дала мне очень многое, а если быть точнее, с Европой связано начало моей карьеры. Например, мой оперный дебют состоялся на фестивале в Зальцбурге, с дирижером Риккардо Мути, с которым я сейчас очень много пою. Несколько лет назад я даже не могла мечтать об этом. Плюс ко всему много дала стажировка в Зальцбурге и, затем, в течение следующих двух лет, в Национальной Опере Парижа. Там я увидела оперный мир изнутри. Это колоссальный и незабываемый опыт!

Сейчас, являясь солисткой Венской Оперы, я, конечно же, продолжаю получать этот опыт, но при более насыщенном графике. В нашей профессии вообще никогда не останавливаешься. Все время чему-то учишься, и это прекрасно.

— Вы сейчас живёте в Вене. Что для вас Вена? Как вы воспринимаете этот город?

— Вену я очень люблю. Это был мой первый заграничный город. Мне было 19 лет, был июль, много-много цветов вокруг... Всё здесь казалось волшебным. Это очень милый город, здесь хорошо. И спокойно. Помню, тогда, 19-летняя, проходила мимо Венской Оперы, было так волнительно! Это же храм искусств. Для любого музыканта большая честь петь в этом театре.

— Наверное, свободное время у вас всё-таки случается? Как вы его проводите?

— Свободное время, коего очень немного, я стараюсь проводить активно. Занимаюсь спортом, гуляем с мужем по паркам и выезжаем на природу. Еще мы любим встречаться с моими дорогими друзьями — коллегами, в основном, из Украины. Мы обязательно готовим что-то из русской кухни и играем в игры, типа Ассоциации. Не говорим о работе, просто отдыхаем. Это особые моменты, мы очень их любим. ...Также очень люблю шопинг и венские кафе после него, в которых так приятно посидеть за чашечкой «меланжа». Особенно, когда приезжает моя мама, мы с ней любительницы кофе и шопинга. Хочется иметь больше свободного времени, чтобы еще и выезжать почаще на выходные в Италию или в горы. Здесь это все очень близко. Вообще Австрия — чудесная и очень красивая страна.

— Совсем скоро состоится премьера оперы П. Чайковского «Евгений Онегин». Мы, любители оперного искусства, с трепетом ожидаем это событие. Вам предстоит исполнить партию Ольги. Какая ваша Ольга?

— Я тоже с нетерпением и волнением жду нашего «Онегина». Моя Ольга — юная и очаровательная девушка, с юношеским максимализмом. Она очень хочет быть старше, чем есть на самом деле, и все время пытается это показать. Если честно, то я была именно такой, поэтому мне очень легко ее играть, не приходится ничего придумывать. Может, именно в этом состоит мой успех в этой роли? Конечно, вокальная составляющая очень важна, но, опять же, я ничего не изобретала, просто пою ее, как чувствую.

— Кто помогал вам в работе над этой ролью?

— Должна отметить, что очень мне помог Владимир Юровский, с которым я несколько раз встречалась для, как мы называем, working session, пока пела в Гляйндборне на фестивале. Мы с ним неплохо поработали над Вертером, потом над чем-то еще и над Ольгой. Он дал мне очень хорошие советы по музыкальной фразировке, я ему очень за это благодарна. Он, вообще, чудесный человек и потрясающий музыкант.

Ах да, еще мне очень помог в становлении характера Ольги мой дорогой пианист в Москве, Борис Борисович Тонких, с которым я работала с 15 лет и до сих пор помню все его советы. Так вот, он говорил, что Ольга должна быть как маленькая девчонка, которая накрасилась маминой косметикой, надела ее одежду, туфли и поёт свою арию, представляя себя «дамой», то есть, она играет на публику.

— Спасибо, Алиса, за предоставленную возможность побеседовать с вами! Желаем успехов! Будем следить за вашим творчеством!

Людмила Краснова, специально для ВРНС