Всемирный Русский Народный Собор

Стенка на стенку: общинная форма состязаний

Возрождением традиций русского рукопашного боя сегодня занимаются многие клубы с разной степенью профессионализма. Каждый доказывает, что именно его методика является максимально русской. Происходит формирование чемпионатов и федераций, за которым зачастую утрачивается подлинный национальный колорит. В чем состоит «русскость» национальных единоборств, рассказывает организатор поединков в формате «стенка на стенку» Артем Орлов.

— Расскажите, почему вы выбрали именно кулачные бои? Как преподавать эту дисциплину на постоянной основе?

— Шесть лет назад, занявшись собирательством русских боевых традиций, мы (московский клуб «Стенка на стенку») пришли к формату молодецких забав и стеношного боя. Знакомство с техникой праздника происходит довольно просто и быстро — достаточно актива из 10-20 человек, физически здоровых мужчин (не обязательно мастеров спорта). Это наша целевая аудитория, которая буквально за несколько мастер-классов входит в курс дела. Как правило, многие ребята уже имеют определенные навыки борьбы или ударной техники, по стране рассыпаны десятки военно-патриотических клубов. Просто им предлагается применить свое умение в формате традиционного национального праздника. При этом русские народные игры очень просты и увлекательны. Многое осталось на уровне нашей генетической памяти, поэтому лапта, клёк, борьба за вороток, захватывают участников. Но гвоздем программы, конечно, остается кулачный бой. Это магистральный сюжет праздника, которого все ждут с нетерпением.

— Какие преимущества дает формат народного праздника?

— Мы вернулись к форме исконного народного досуга, мимо которой не пройдет ни одна русская душа. В таких живых ярмарочных встречах на свежем воздухе находит отражение все гостеприимство, открытость, добродушие и богатырское достоинство русского человека. На лесной поляне, на берегу реки, у стен храма, или на старой городской площади собираются не только приглашенные, но и все желающие. Главным качеством подобных встреч является их открытость всему миру. Непременным их символом и центром сбора становится самовар и стол с выпечкой. Обязательно звучит гармонь, гусляры, дудочники. Какой праздник без народной песни, частушек. Здесь, как и в молодецких забавах, число участников не ограничено. Как правило, народ кучкуется по интересам. У девушек хороводы, у мужчин состязания на ловкость и силу, множество площадок для детей. Все условия для семейного отдыха. На наших встречах запрещен алкоголь и сквернословие.

Так что, если говорить о преимуществах, то это, безусловно, зрелищность, и интерактив. Здесь нет трибун, нет барьера между зрителем и борцом, вся обстановка работает на поддержание задорного дружеского духа. На официальных спортивных мероприятиях вы такого не найдете. Мы нашли альтернативу спортивным соревнованиям, бичом которых является замкнутая профессиональная среда. Регулярно участвуем в форуме ГТО на Красной площади, и по реакции зрителя понимаем, что на русский стеношный бой есть огромный спрос. Людей заводит наш формат. Им нравится, что баянист зажигает, что самовар закипает, что боевой пляс и русский народный танец дополняют друг друга...

— Ваши праздники проводятся спонтанно, или предусмотрен некий официальный календарь?

— Каких-то жестких планов нет: стараемся идти в пульсе народной жизни. Русский календарный цикл предполагает 8-12 стенок в год. При желании можно и чаще. Например, в текущем году у нас уже четыре мероприятия: 1 января, Крещенские кулачки, 23 февраля, Масленица и далее по курсу. Это из крупных. А мелкие — человек на 50-60 даже не отмечаются в отдельное событие — их можно проводить в каждом дворе, не подбивая ни к какой дате.

— А как выглядит соревновательный регламент?

— В молодецких забавах могут участвовать все без ограничений, включая пенсионеров. Для кулачных боев, борьбы и поединков один на один, требуется определенная сноровка и храбрость, но и здесь день открытых дверей для всех мужчин старше 16 лет. Есть свои нюансы — в первые ряды молодых стараемся не ставить. На таран идут матерые зубры. Предлагается множество молодецких забав, где несовершеннолетние подростки могут опробовать мужскую силу без ущерба для внешности.

— Ну, а непосредственно кулачный бой, как происходит? По каким правилам? Вскочили и набросились друг на друга?

— Кулачный бой начинается не вдруг. Происходит эмоциональная и физическая раскачка, за которой тоже интересно понаблюдать. На разогрев зрителям и участникам дается несколько специальных упражнений «вишенка», «мешочек», «бревнышко», в которых отрабатывается коллективное взаимодействие и повышается градус сопротивления, чтобы заиграла веселая кровь. Напряжение нарастает, и чрез час, когда мышцы размяты, кулаки зудят, а глаза горят, начинается кулачный бой.

В стенке разрешены удары по корпусу и борьба. Удары по голове запрещены. Тактическая задача состоит в том, чтобы сохранить свой строй. Стенки бывают двух видов — со сцепкой, без сцепки. В первом случае массовый поединок строится на ударах по корпусу, результатом которых является оттеснение противника за межу. Выглядит очень эффектно и динамично, особенно, когда в стенке участвует несколько сотен мужчин. Буря эмоций. При этом за шесть лет в нашей практике ни одной серьезной травмы.

— Говорят, что «кулачки» пришли на смену фанатским разборкам, это правда?

— Действительно, проявляется ощутимый интерес со стороны фанатского сообщества, излюбленным форматом которого становятся стенки 50 на 50. Это гуманный, и даже полезный способ выяснения отношений между ультрас разных клубов. Раньше ребята по глупости калечили друг друга, из-за футбольных пристрастий! Здесь же правильно выплескивается агрессия или вообще уходит за ненадобностью: для юношей проверка на смелость, навык битвы в команде, для зубров — родная жгучая стихия.

— Какую роль в кулачном бое играет командный дух, коллектив?

— Стеношный бой — не для индивидуалистов. Опыт показывает, что победа не за слепой самодовольной агрессией, а за верной тактикой. Побеждают те, у кого крепче товарищество, кто в пылу сражения «чует» плечо собрата. «Товарищей беречь» — главный навык в кулачном бою, который отличает хорошего бойца от самолюбивого бездаря. Это накладывает отпечаток и на «чин» проведения стеношного боя. Люди обнимаются до и после сражения. Иногда завершением битвы становится круг с братиной кваса, каждый по кругу получает возможность высказаться веским мужским словом. Побежденный не держит зла за синяки — потому что это не достойно мужчины. Истеричные агрессоры, либо уходят из темы, либо остаются и учатся держать себя в руках. У ребят появляются свои командные секреты, тактические хитрости, разные модели построения. Со временем в стеношном бою возникают свои региональные традиции. Например, любители «бузы» любят пускать бомбочки — ударные группы из 5-6 человек, которые пробивают дыры в обороне противника. Некоторые атакуют противника в две волны — неожиданность и размах. В пору вспомнить такой тип построения и боевой техники как казачья «лава». Конечно, до революции этих местных традиций было великое множество. Теперь все приходится обретать почти с нуля.

— Не возникает ли проблем, в связи с тем, что у людей разная техника? Как ее синтезировать? Ведь даже в западной витрине единоборств ММА пришлось развести ударников и борцов в разные категории? Для ударников существует облегченная версия, хотя это явно не выгодная мера.

— Для стеношных боев разная техника только в помощь. У нас, например, есть постоянный участник — сильный грэпплер, несколько качественных ударников. В стенке, когда люди слева, справа, нужно думать на всех уровнях. Допустим, если опытный боксер сходится с начинающим борцом — второй отступает, в меру возможностей сдерживая натиск, до подхода подкреплений. В бою срабатывает коллективный навык, товарищеское мышление и видение поля. При этом в нашем регламенте предусмотрен и формат поединка один на один, который позволяет выяснить отношения с предварительной оговоркой техники: ударка или борьба до болевого или удушающего. Встречаются действительно захватывающие поединки. Тут, ясное дело, нужно внимательно оценивать уровень подготовки, чтобы не свести людей разного класса.

— Планируется ли создавать следующую ступень профессионального отбора? Вроде высшей лиги?

— Нет. Стеношный бой — это не спорт — это боевая традиция. Соревновательный компонент здесь занижен. Соревнование — это чуждая нам, англо-саксонская система ценностей. У нас же: пришли, побились — можно даже победителя не называть — ребятам все равно хорошо. Нет зацикленности на профессиональной гордости — нет посыла «стань круче всех — убей всех врагов». Нет ходульности, которая присутствует в спорте больших достижений. Кто-то может выжать штангу больше всех, но при этом он стометровку и ребенку проиграет. Стеношный формат выявляет комплексные навыки человека, причем способность думать не только о себе и работать в команде занимает в этих навыках самое значимое место. Развитие тела невозможно без развития духа. Это суть стеношного боя, которая делает его максимально близкой русской ментальности.

Беседовал Артем Сериков

Стенка на стенку: общинная форма состязаний | Всемирный Русский Народный Собор
Стенка на стенку: общинная форма состязаний | Всемирный Русский Народный Собор
Стенка на стенку: общинная форма состязаний | Всемирный Русский Народный Собор
Стенка на стенку: общинная форма состязаний | Всемирный Русский Народный Собор