Всемирный Русский Народный Собор

Праздник, слегка опередивший время

Изменения в жизненном укладе и множестве различных сфер общественной жизни современной России находят отражение и в праздниках. Как оказалось, выделить некую консолидирующую дату, свободную от противоположных на неё взглядов, не так-то просто. Некоторые из спешно учреждённых в конце прошлого века праздников пришлось корректировать: так, 12 июня мы отмечаем День России. Достаточно нейтральный повод, который, однако, изначально основывался на провозглашении декларации о государственном суверенитете РСФСР. Это, несмотря на все попытки придать принятию декларации торжественные и праздничные очертания, вызывало и вызывает закономерный вопрос: от кого и от чего именно мы стали суверенны — от геополитического влияния, территории, или десятков миллионов соотечественников? Сдвинутый в другую смысловую плоскость «День России» воспринимается более спокойно.

Пожалуй, единственным новым праздником, имеющим достаточный потенциал и перспективы, является День народного единства, который отмечался 4 ноября. Впрочем, новым этот праздник называть не совсем корректно. Скорее его можно считать возрождённым. Ведь отмечать его в России начали с указа царя Алексея Михайловича в 1649 году и праздновали чуть меньше трёх веков, до 1917 года.

1 ноября 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город. Польские войска были вынуждены отступить в Кремль. В память этой ключевой победы, вступивший в Китай-город с Казанской иконой Божьей Матери князь Пожарский поклялся возвести храм. 4 ноября польское командование подписало капитуляцию, а на следующий день польский гарнизон сдался русским войскам. Через три месяца Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых.

День Казанской иконы Божьей Матери отмечался как церковный праздник и до Смуты. Но лишь указ Алексея Михайловича перевёл его в разряд общегосударственных. Его название стало звучать как «Празднование Казанской иконе Божьей Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)». После Октябрьской революции 1917 года, выпавшей по новому стилю на 7 ноября, и превращения этой даты в главный праздник нового государственного устройства, чествование событий 1612 года по понятным причинам ушло в тень. На том, что празднование избавления от польской интервенции оказалось забыто, сказалось и то, что после 1917 года имеющие в любой форме отношение к религии даты никак не могли отмечаться на государственном уровне.

В начале XXI века спираль истории вышла на новый виток, и под «удар» попало уже празднование даты Октябрьской революции. Следует признать, что без идеологии не обошлось и в этом случае, изменился лишь её знак — с советского на антисоветский. Что вряд ли является правильным. Хотя Октябрьская революция, как и любая другая, привела к огромнейшим разрушениям и потерям, её следствия привели к усилению России сверх прежнего уровня. Тем не менее, утверждение Дня народного единства в качестве общенационального праздника принималось Государственной Думой РФ в пакете с отменой на государственном уровне празднования 7 ноября.

Однако возрождённое под именем Дня народного единства празднование Казанской иконы Божьей Матери действительно является в высшей степени значимым. Как уже говорилось, универсальных консолидирующих дат в нашей истории не так много. Но это как раз тот случай, когда малое количество компенсируется исключительным качеством. Очевидный пример народного единения в своей наиболее очевидной форме — 9 мая, день Победы в Великой Отечественной войне, когда народы Советского Союза, без разделения на национальность, веру, отношение к власти и прочие индивидуальные настроения, смогли победить непобедимую до того вражескую силу. Симптоматично то, что именно этот подвиг до сих пор, спустя почти век, вызывает наибольшую агрессию у наших социокультурных и геополитических конкурентов.

День народного единства, думается, представляет собой дату, имеющую огромное и до сих пор не оценённое в полной мере значение. По крайней мере, в контексте преодоления Смуты 1612 года. Если в 1941-1945 гг. наши предки сообща противостояли врагу внешнему, то в 1612 году состоялась победа не столько над внешней силой, сколько над внутренней слабостью, которая позволила иноземным интервентам в наши пределы вторгнуться и практически добиться своих целей. Раздробленность элиты, отсутствие сильной центральной власти, раскол Церкви, общества, всех тех структур, которые позволяли существовать государству как единому целому — вот те главные враги, которым пришлось противостоять народу России во время Смуты. К счастью, в отличие от 1990-х годов, аналогия со временем Смуты у происходящего в стране теперь не выглядит полной. Однако, в областях информационной, культурной, социальной войны, параллелей со Смутным временем можно немало провести и сейчас.

Инициаторы восстановления празднования Дня народного единства, символизирующего победу над Смутой, очевидно, осознавали важность и актуальность такого символа. Идея сделать праздничным день 4 ноября в качестве Дня народного единства была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года, поддержана думским комитетом по труду и социальной политике, а суть её описал Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Он заявил 29 сентября 2004, что «этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру».

Со стороны первых лиц государства День народного единства пользуется большим вниманием. Так, во время празднования в этом году цветы к памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади возложил президент России Владимир Путин. Вместе с главой государства красные гвоздики к подножию памятника героям событий 1612 года возложили патриарх Московский и всея Руси Кирилл и главы других религиозных конфессий России. Спикер Госдумы, председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин призвал школьников глубже изучать историю, направив в учебные заведения соответствующий видео-урок истории событий 1612 года. В Большом зале Московской консерватории состоялась мировая премьера — опера-оратория современного композитора Георгия Дмитриева «Святитель Гермоген». По телеканалу «Россия» был показан новый фильм Алексея Денисова «Русская смута. История болезни».

Согласно неписанной традиции, принято утверждать, что руководство России обычно не видит социальных запросов на те или иные действия. Однако День народного единства парадоксально указывает на обратное — как раз в обычно бдительном обществе ценность нового праздника пока не осознаётся в полной мере. Правда, на Красной площади присутствовали не только руководители нашего государства, но и участники движений «Наши», «Молодая гвардия Единой России», «Отечество», «Георгиевцы», члены военно-патриотических, поисковых и молодежно-студенческих отрядов. Но, несмотря на это, важность народного единства как общей непререкаемой ценности пока что находится в стадии формирования.

Александр Вишняков