Всемирный Русский Народный Собор

Часть нашего прошлого, связанного с Грецией, — одна из самых блестящих его страниц

Я счастлива, что третий год в составе делегации Всемирного Русского Народного Собора имею возможность участвовать в «Русской неделе на Ионических островах». Каждый год мы чтим память нашего флотоводца и святого праведного воина Феодора Ушакова, приносим цветы к его памятнику не только на о. Корфу, но теперь и на острове Видо. Учёные и писатели на конференции отмечают вневременную ценность великого политика и дипломата Иоанниса Каподистрии. Годы его работы в качестве первого президента греческого государства не забыты ни греческим, ни русским народами. И об этом на конференции говорили многие выступающие.

Каждая историческая дата или целый исторический период в жизни любого государства, который отмечается, — это повод для определения современных проблем. Вспомнив больше 10 лет назад о вкладе адмирала Ушакова в освобождение греческого народа от французской оккупации, историки правильно поставили вопрос о греческих учебниках, в которых много лет писалось «о русско-турецкой оккупации» и ни слова про Федора Ушакова, как освободителя Ионических островов.

Граф Алексей Орлов тоже оказался виноват перед греками, что ушёл из Греции и не освободил их окончательно. А что с графом Орловым пришло 12 тысяч моряков, а вернулось в Россию только 5 тысяч, об этом редко вспоминается. Мало или почти ничего нет в музеях на Ионических островах о русском флоте, как и в музеях на островах Эгейского моря. Если в России заводить разговор об острове Корфу, то только православные паломники знают о нем, так как приезжают к мощам святого Спиридона Тримифунтского и выстаивают в многокилометровых очередях, когда их привозят в Москву. Нам также необходимо в России чаще писать и рассказывать о русском политике и дипломате Иоаннисе Каподистрии.

Мне, как сопредседателю Международной общественной организации «Союз православных женщин», приходится общаться с Союзом русских эмигрантов в Греции имени княгини С. И. Демидовой. Думаем вместе с ними об открытии или отделения или представительства Союза православных женщин в Афинах. В этом году они обратились к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой — озаботиться о судьбе Пирейского морского некрополя. Коротко суть проблемы. «Русский мир» в Греции к концу XX века — это богатейший русский приход посольской Свято-Троицкой церкви в Афинах, жилые помещения для священников, огромный участок земли в самом центре Афин, русский военно-морской госпиталь в Пирее, церковь Св. Ольги при нем, госпиталь в Салониках (создан на средства монахов русских обителей на Афоне), русская миссия, многочисленные консульства в Пирее, Салониках, на островах Ионического и Эгейского морей. Русский мир — это и памятник на о. Сфактерия русским морякам, погибшим в Наваринском сражении, и прекрасный военно-морской некрополь в Пирее, созданный стараниями королевы эллинов Ольги Константиновны Романовой, на котором в общей сложности было похоронено около 1000 человек, начиная с 1844 года и до конца XX века. Русский мир — это и русский участок на союзническом кладбище в Салониках, где нашли упокой всего лишь сотня из 4 тысяч погибших на Салоникском фронте русских, выполнявших свой союзнический долг в Великую Отечественную войну.

Памятник и память — однокоренные слова, и не случайно при смене режимов первыми страдали памятники, ведь именно они были гарантом, что людская память сохранит важность тех или иных событий. И разрушение памятников вело за собой и постепенное стирание памяти, как о людях, так и о роли отдельных государств.

Царская Россия уделяла большое внимание возведению и сохранению памятников, связанных с русским присутствием в Греции. Особенно много в этом направлении сделала внучка Императора Николая I, великая княжна Ольга Константиновна Романова, ставшая в 1867 году второй греческой королевой. В конце XIX века она начала создание специального русского военно-морского некрополя для русских, в основном морских офицеров, моряков, дипломатов и священнослужителей, умерших на земле Эллады. По ее приказу мэрия города Пирея решением №22 от 1891 г. выделила участки под русские захоронения и памятники.

Энергичными заботами Ее Королевского Величества на Русское кладбище были собраны с разных мест останки погибших русских поданных. Для неизвестных лиц была устроена общая братская могила. На территории кладбища были перезахоронены и русские — участники греческой революции и один из погибших в Наваринском сражении. В центре был сооружен большой гранитный памятник (привезенный из России) в форме обелиска-часовни с надписью «Русским морякам от земляков». Икону для него лично заказал император Александр III. В 1890 г. Грецию посетил наследник русского престола цесаревич Николай Александрович, присутствовавший на богослужении, совершенном в часовне русского кладбища в Пирее.

Появившаяся в Греции после революции в России белая эмиграция смотрела на русские некрополи как на места священные, ухаживала и приводила их в порядок. С 20-х годов до конца XX века здесь был похоронен весь цвет белой русской эмиграции в Греции: 10 генералов, 26 полковников, 13 Георгиевских кавалеров, офицеры — участники Первой мировой, Русско-японской войн, политические деятели, художники, музыканты, писатели.

Сегодня от русского наследия в Греции (по разным причинам) ничего не осталось. Русский приход из богатейшего превратился в нищий, без помещения для воскресной школы, возможности бесплатно учить русскому языку детей из малоимущих семей и самим этим малоимущим помогать. Да и сама бывшая посольская церковь, переданная русской эмиграцией Греции временно, так до сих пор греческой и остается. Нет мемориальных досок на многочисленных объектах, построенных на деньги России, нет рассказов и в путеводителях.

В августе 1971 г. односторонним решением мэрия Пирея отменила право, данное ранее русским, распоряжаться историческим участком кладбища «Анастасеос», разрешив русской колонии оставить на кладбище только 20 исторических надгробий значительных лиц, по выбору русской колонии. 20 исторических захоронений надо было выбрать из более чем 600, находившихся к тому времени на кладбище. На 27 кв. м. надо было уместить всю 150-летнюю историю русской колонии в Греции и все жертвы, принесенные русскими за свободу греческого народа. Средний возраст русских эмигрантов, боровшихся за исторический некрополь, к тому времени приближался в 80 годам, и это уже была горстка больных, старых и небогатых людей. Разрешение пирейской мэрии повергло их в полное смятение. Выход был найден в единственно возможном решении — соорудить на средства русской эмиграции на этих метрах часовню во имя Святой Равноапостольной Ольги, сделать в подклети мощевик и перенести туда все останки из вскрытых русских могил. Часовня была обложена мраморными плитами с русских могил. Были сохранены 74 могильные плиты и 13 фрагментов надгробий. Такой трагической русской церкви и такого памятника поколению русских, в буквальном смысле сражавшихся за свою историю, больше нигде нет!

Путешествуя по Греции, видишь десятки иностранных некрополей: турецкое военное кладбище в Афинах, многочисленные английские, французские, сербские, итальянские, немецкие, католические, еврейские, протестантские и многие другие. Все они в идеальном, ухоженном состоянии, и ни одно из них не разрушено. И только русским костям не нашлось достойного упокоения в этой земле.

Для любого народа проблема сохранения, описания и поддержки в достойном виде своих исторических некрополей, это проблема в первую очередь нравственная. Можно ли идти в будущее, забывая о своем прошлом? Можно ли надеяться на светлое завтра, если в полном забвении и разрухе находятся могилы тех, кто отдал все силы для процветания твоей страны и грудью защищал ее землю?

Королевы Ольги Константиновны, императорского правительства и старых эмигрантских организаций в Греции, так бережно хранивших русскую историю на земле Древней Эллады, больше нет. День свержения правления «черных полковников» сегодня в Греции стал национальным праздником. Многие законы, принятые в эти годы, утратили силу. По сегодняшним законам иностранные государства имеют право на собственность своих исторических захоронений на греческой территории. А русские до сих пор не сели за стол переговоров с мэрией Пирея, не восстановили своих законных прав, не исправили исторической ошибки, в которой были повинны своим безразличием и тогдашние официальные власти СССР.

Борьбу современной русской колонии в Греции за возрождение исторического мемориала поддерживают многие историки, политики, бизнесмены, журналисты, как в Греции, так и в России. В 2010 г. людьми, пришедшими на первый субботник в Пирее в 2009, воссоздан Союз русских эмигрантов в Греции им. кн. С. И. Демидовой. Но этому общественному движению, как воздух, необходима российская государственная поддержка. За два года, прошедших с момента проведения первого субботника в 2009 г., многое изменилось. Посол Российской Федерации в Греческой Республике Владимир Ираклиевич Чхиквишвили с пониманием отнесся к общественным инициативам по приведению в порядок некрополя в Пирее. За это время посольством восстановлено порядка 20 могил. Но кладбище по-прежнему принадлежит мэрии Пирея и все существующие договоренности носят только неофициальный устный характер. И где гарантии того, что изменившийся политический курс не приведет к окончательному сносу русских могил?

От лица потомков русских эмигрантов, от имени сегодняшней эмиграции русских в Греции Председатель Союза Жалнина-Василькиоти Ирина Леонидовна обратилась к Президенту РФ Путину В. В., к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой о поддержке полного восстановления некрополя в Пирее и возвращения его в собственность Российской Федерации. Пришло время забрать хранящуюся и невостребованную Советским Союзом золотую медаль, предназначенную России. Ведь сегодня мы декларируем себя наследниками всего славного исторического прошлого нашей Родины. А часть этого прошлого, связанная с Грецией, одна из самых блестящих его страниц.

Нина Борисовна Жукова, сопредседатель Международной общественной организации «Союз православных женщин»