Всемирный Русский Народный Собор

Новые поля сражений информационной войны

28 декабря министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич заявил о намерении создать новый русскоязычный телеканал, якобы «на котором не будет пропаганды, а будут точные и очень аккуратные новости и факты».

По словам Ринкевича, Латвия вместе с партнерами работает над тем, чтобы убедить европейских коллег выделить финансирование на создание европейского телеканала на русском языке. Несмотря на то, что русскоязычным в Латвии является, по меньшей мере, 40% населения, до сих пор русский язык только ограничивали в использовании. Новость о том, что власти стран Прибалтики обратили вдруг внимание на эту категорию проживающих в стране, неожиданна сама по себе. Тем более, если проект предполагается трансграничный, не нацеленный непосредственно на Латвию. «Должно быть понимание того, что мы должны работать со всеми русскими общинами, не только в странах Балтии», — уточнил министр. По мнению Ринкевича, в случае успеха получится «создавать информативное и качественное содержание для русскоговорящей аудитории».

При этом совсем недавно за трансляцию новостей российского Первого канала был оштрафован один из крупнейших русскоязычных каналов Литвы — Первый Балтийский: надзорным органам не понравилось освещение событий на Украине. После «Русской весны» в Крыму латвийский Нацсовет по электронным СМИ ограничил ретрансляцию «России РТР». Тогда в передачах выявили «разжигание ненависти и призыв к военным действиям». Большинство каналов Прибалтики получили негласные инструкции с обязательной к употреблению терминологией. Так, ополчение нужно именовать исключительно «террористами» или «боевиками», отклонения от этого лексикона караются штрафами.

В сентябре этого года расширением русскоязычной медиасферы озаботилась Эстония — такое решение принял кабинет министров. В сентябре 2015 года запланирован запуск русскоязычного телеканала, а в госбюджете на будущий год запланировано выделить 390 тысяч евро на расширение русскоязычного вещания.

Вопрос остаётся тот же: чем вызвано такое внезапное и синхронное желание государств, ранее в подобной лояльности не замеченных, озаботиться информированием русскоязычного населения на родном языке? Ведь заняться созданием русскоязычных медиа решила даже Украина, успевшая за последний год перейти от потенциала взращиваемой русофобии к откровенному нацизму.

Существует ещё одно характерное совпадение — несколько месяцев назад на сайте Государственного департамента США появилась информация о выделении средств на «интеграцию в европейское общество русскоязычного населения стран Балтии» — около 7 миллионов долларов.

Если официальные лица в силу своего положения придерживаются определённых рамок и конкретики избегают, то проправительственные эксперты более раскованы. По словам медиаэксперта и члена совета Фонда открытой Эстонии Рауля Ребане, создание в Эстонии русскоязычного телеканала помогло бы «сформировать идентичность местных жителей, говорящих по-русски». Комиссар Полиции безопасности (КаПо) Андрес Кахар добавил, что создание такого «формирующего» русскоязычного канала является важным делом, поскольку это поможет повысить безопасность Эстонии.

В том же ключе комментируют задачи «телевидения для русских» на Украине. В Национальном совете Украины по вопросам телевидения и радиовещания инициацию создания русскоязычного информационного канала пояснила ответственный секретарь Нацсовета Екатерина Котенко. Как она заявила, задачей русскоязычного канала должно стать «пробитие брони» информации, распространяемой российскими СМИ. 18 декабря украинский Национальный совет по телерадиовещанию выдал лицензию на вещание телеканалу с характерным названием Pravda Russian world channel, который принадлежит главе координационного совета «Студии Савика Шустера» Павлу Елизарову. Во время презентации, Елизаров сообщил, что телеканал будет ориентироваться на русскоязычную аудиторию во всем мире, контент будет преимущественно информационно-аналитическим и большую часть программ составят программы производства «Студии Савика Шустера». Планируется, что в эфире телеканала «будет подаваться альтернативная российской пропаганде точка зрения на события в Украине», что особенно важно для русскоязычной аудитории. Одиозной фигуры Савика Шустера, профессионального пропагандиста-русофоба и фальсификатора, вполне достаточно для представления специфики подачи информации новым телеканалом.

Несколько дней назад народный депутат, член фракции Партии «Блок Петра Порошенко» Юлий Мамчур, которому было поручено формировать стратегию захвата Крыма, анонсировал начало «борьбы за мозги местных украинцев» при помощи украинского ТВ. Несмотря на живописность личности Мамчура — он возглавлял безоружную толпу украинских военнослужащих, которая с флагами Украины, СССР и с криками «Америка с нами!» пыталась захватить блокпост «вежливых людей» возле аэродрома Бельбек под Севастополем — сказанное им вполне ложится в общую картину.

Можно говорить с уверенностью, что мы наблюдаем процесс формирования скоординированного информационного фронта, который в самом ближайшем времени будет задействован. Понятно, почему объектом воздействия выбирается русскоязычное население Прибалтики или иных регионов — это наиболее лояльная к ценностям «русского мира» категория населения, выступающая к тому же в качестве его фундамента. Понятно, почему для воздействия на эту категорию необходимо использовать русский язык — два десятилетия русофобии в сочетании с пропагандой привели к тому, что значительная часть населения перестала верить информации, которая звучит на «титульном» языке. Она заведомо воспринимается как искажённая или полностью лживая. Система теряет эффективность, и приходящие из Прибалтики и Украины новости говорят о том, что её пытаются приспособить к новым реалиям.

Активность стратегического противника имеет и ещё одну, достаточно лестную сторону — как констатация успехов Российской Федерации в непривычном для неё виде войны — информационной. Так, 2 марта 2011 года Государственный секретарь США Хиллари Клинтон заявила, что Государственному департаменту нужны деньги на продвижение в мире американских ценностей и взглядов, так как Америка находится в состоянии информационной войны и, более того, проигрывает её ряду иностранных англоязычных телеканалов, включая Russia Today.

И к тому есть основания. В Великобритании RT — это самый популярный иностранный англоязычный канал. В США он занимает второе место после BBC. Российскому телеканалу удалось обойти западных конкурентов и в Интернете. На YouTube RT лидирует по количеству просмотров видеоматериалов новостной тематики. Хорошие шансы добиться такого же успеха есть у нового русского медийного продукта — Sputnik News, запущенного 10 ноября этого года.

Наступающий год потребует значительных усилий, в том числе и в информационном противостоянии. Это, разумеется, необходимо учитывать.

Андрей Полевой