Всемирный Русский Народный Собор

БРИКС: фундамент нового времени

Очевидное приближение момента, когда разрушение действующего однополярного мирового устройства станет свершившимся фактом, сопровождается событиями, дающими некоторое представление о характере мироустройства будущего.

Резкое повышение уровня отношений России с Китаем, что выразилось в усилении межгосударственного сотрудничества по всему спектру военно-политических и экономических задач, подписании крупнейшего контракта стоимостью $400 млрд на поставку российских энергоносителей в Поднебесную в течение 30 лет, сопровождалось углублением партнёрства с Индией.

В конце июня стало известно о намерении индийских властей рассмотреть возможность продления газопровода, который Россия планирует построить в Китай, до своей границы. Правительство нового премьер-министра Индии Нарендры Моди нацелено на расширение числа источников нефти и газа для удовлетворения растущего спроса на энергоресурсы в стране, и приглашение к партнёрству российских компаний выглядит естественным решением. Министр нефти и газа Индии Дхармендра Прадхан уже пришёл к предварительному согласию по данному вопросу со своим российским коллегой Александром Новаком. Кроме того, главы энергетических ведомств двух стран обсудили перспективы сотрудничества в угольной промышленности и электроэнергетической отрасли. Учитывая существующие крупные совместные проекты в области обороны, альянс двух государств становится действительно стратегическим.

Формирование нового геополитического центра силы в Евразии является одной из центральных тем прогнозистики межгосударственных отношений будущего — бурное развитие азиатских экономик, уверенный рост возможностей Китая с уже весьма шатким положением США в регионе, динамика эволюции экономики Индии, постепенный возврат Россией позиций, утраченных за последние 20 лет, дают более чем достаточный для активного интереса массив данных.

Другое, «западное» направление меняющихся геополитических ветров, продолжительное время существовало в достаточно лёгкой форме, выражаясь в саммитах БРИКС, итоговые резолюции которых констатировали взаимную приязнь участников, но до последнего времени не содержали ощутимой конкретики. Торгово-экономическое сотрудничество с Бразилией поддерживалось на невысоком уровне — ежегодный товарооборот не превышал 8 миллиардов долларов, а самым крупным контрактом на поставку высокотехнологичной продукции была договорённость о покупке в России современных систем противовоздушной обороны.

Речь идет о трех батареях зенитно-пушечного ракетного комплекса «Панцирь С-1» и двух батареях переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла», общей стоимостью примерно в миллиард долларов. При этом, экономическое сотрудничество с Бразилией — самый крупный пример, торгово-промышленные связи с другими государствами Латинской Америки ещё тоньше.

Этот регион в целом был с позиции российских интересов фактически «заброшен» с самого распада Советского Союза, и системной политики по отношению к государствам Южной Америки, по сути, не велось. Что выглядит весьма досадным как с точки зрения чистой экономики — развивающийся рынок латиноамериканских стран может быть весьма перспективным местом для приложения усилий бизнеса — так и по части имеющегося фундамента для развития отношений. Исторически, у России вообще не существовало конфликтов и сколько-нибудь заметных напряжённостей со странами Латинской Америки, но имелись положительные примеры сотрудничества, а с отдельными государствами, вроде Кубы, существовал фактический военно-политический союз.

Генеральной задачей состоявшегося с 13 по 18 июля турне Владимира Путина по странам Латинской Америки — самого продолжительного зарубежного визита президента — было восстановление разорванных связей и установление новых. Не будет преувеличением сказать, что к этому визиту было приковано пристальное внимание всего мира — полноценное сотрудничество России и Латинской Америки влияет на мировую экономику, военно-политический ландшафт, и, самое главное, уменьшает американскую гегемонию в Южной Америке.

Протекторат США над регионом был «легитимизирован» идеологически концепцией «предначертанной судьбы» в конце XVIII века, в которой границы США ограничивались географическими пределами Северной и Южной Америк, а юридически в начале XIX-го века так называемой доктриной Монро, изложенной президентом Монро в послании Конгрессу в декабре 1823 года. И сводящейся к тому, что США будут рассматривать как недружелюбный акт любую попытку европейских государств вмешиваться в дела государств Западного полушария, лишённых таким образом права иметь суверенную внешнюю и внутреннюю политику. В дальнейшем, эта идеология перекочевала в устав Лиги наций (статья 21), и существовала как принятый по умолчанию принцип вплоть до 2 декабря 2013 года, когда госсекретарь Керри сообщил, что Америка готова начинать рассмотрение стран Латинской Америки как равных партнёров.

В самих южноамериканских государствах щедрость госсекретаря США восприняли без особенного оживления, справедливо полагая, что формальные заверения американской стороны в собственном благодушии на практике вряд ли окажутся более значимыми, нежели большая красная кнопка с надписью PEREGRUZKA, которую Кондолиза Райс предложила совместно нажать Сергею Лаврову, что должно было запустить процесс потепления американо-российских отношений.

Латиноамериканское турне Владимира Путина было весьма результативным и продуктивным, как в общем, так и в частностях. Первой остановкой стала Куба, где Владимир Путин и Рауль Кастро подписали соглашения о возможности для России вести разведку нефтяных месторождений в Карибском море — запасы нефти и, возможно, газа на шельфе Кубы могут быть весьма значительными. Создаваться морская нефтяная промышленность Кубы будет при участии российских компаний. Кроме того, было списано 90% долга Кубы перед Россией, который составляет $32 млрд — но этот шаг стоит воспринимать как исключительно символическую меру, ибо долговые обязательства Кубы настолько безнадёжны, что их списание не будет иметь никаких последствий, кроме положительно политических.

Вопреки предположениям, информация о восстановлении базы радиолокации и разведки Лурдес, что якобы должно было стать основным пунктом переговоров российского и кубинского лидеров, оказалась ошибочной: Владимир Путин отметил, что Россия способна решать задачи в сфере обороноспособности без этого компонента.

Радиолокационный центр в Лурдесе (пригород Гаваны) был создан советскими военными на Кубе ещё в 1960-х годах. Станция была призвана следить за пусками американских ракет и выполнять функции электронного прослушивания, а также использовалась для поддержания устойчивой связи с российскими посольствами в Латинской Америке. Стоимость аренды объекта составляла $200 млн в год, которые погашались поставками российских вооружений, запчастей к советской технике, а также нефтью и древесиной. В 2001 году в России было принято решение о закрытии центра, и буквально через несколько месяцев завершились работы по демонтажу и вывозу оборудования. Одновременно с Лурдесом была закрыта и другая советская, а затем российская радиолокационная станция Камрань во Вьетнаме. В качестве причин закрытия этих баз назывались экономическая нецелесообразность и техническое несоответствие современным требованиям.

Учитывая то, что при действующих темпах научно-технического прогресса, 14 лет — это целая эпоха, восстановление Лурдеса «как он был» действительно может не иметь смысла. Техника стала компактнее, увеличила дальность и стала мощнее, ракетные пуски, например, можно засекать при помощи целой гаммы средств. А вот создание материально-технической базы ВМФ РФ на Кубе было бы весьма логичным с точки зрения географического расположения острова. Ввиду того, что Никарагуа и ряд других государств Латинской Америки хотели бы сотрудничать с Россией не только в техническом, но и в военном отношении, такая база необходима.

Кроме того, «ИНТЕР РАО Экспорт» заключила контракт с кубинской Union Electrica на строительство четырех энергоблоков мощностью 200 мвт каждый для ТЭС «Максима Гомес», а с группой по электронике минпромторга Кубы подписала меморандум по производству и внедрению технических приборов на базе светодиодов. Также ОАО «Русгидро» и кубинская Union Electrica подписали меморандум о взаимопонимании.

В Аргентине президент Путин и его аргентинская коллега Кристина Фернандес де Киршнер подписали нескольких межгосударственных документов. Три из них подготовлены по линии Министерства юстиции — о взаимной правовой помощи по уголовным делам, межгосударственный договор о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, договор о взаимной выдаче преступников. Глава «Росатома» Сергей Кириенко подписал соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. Москва и Буэнос-Айрес договорились о взаимодействии по проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из действия АЭС, налаживании кооперации в осуществлении фундаментальных и прикладных исследований по мирному атому.

Министр энергетики России Александр Новак допустил возможность участия «Росатома» в тендере на строительство нового блока АЭС «Атуча» в Аргентине. Тендер состоится осенью 2014 года, и «Росатом» готов принять в нем участие. С учетом того, что Аргентина сейчас переживает кризис, связанный с требованием американских фондов срочно погасить все долги, «Росатом» пообещал предложить удобные для аргентинской стороны финансовые условия строительства. В случае, если возникнет такая необходимость, российские специалисты могут быть привлечены к разработке одного из крупнейших в мире месторождений сланцевой нефти и газа Вака Муерта.

Вака Муерта представляет собой малоосвоенный нефтеносный район площадью 30 тыс кв. км, запасы которого составляют как минимум 23 млрд баррелей нефти. На Вака Муэрта пробурено 350 скважин, 160 из которых являются промышленно продуктивными. Месторождение могло бы облегчить или вовсе устранить дефицит энергоресурсов в Аргентине — в прошлом году рекордные $6,1 млрд, но для полной реализации потенциала Вака Муерта необходимо $300 млрд в течение шести лет, что позволит эксплуатировать месторождение на протяжении 40 лет.

Министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров подписал межведомственное соглашение о сотрудничестве в области массовых коммуникаций, обеспечивающее круглосуточную эфирную трансляцию испаноязычной версии канала «Россия сегодня» для аргентинских телезрителей. Владимир Путин пообещал также уделить особое внимание «наращиванию технологического и инвестиционного сотрудничества, в частности в энергетическом секторе, в сфере мирного атома, в машиностроении». Еще одной сферой взаимодействия он назвал дальнейшую совместную работу в Антарктике.

В Бразилии российской делегацией был подписан меморандум о взаимопонимании между «Росатомом» и одной из крупнейших в мире многопрофильных промышленных компаний, Camargo Correa, согласно которому в Бразилии будет построена АЭС и хранилище для отработанного топлива.

Изначально отсутствовавший в плане турне визит в Никарагуа был, тем не менее, ожидаем. Президент Никарагуа Даниэль Ортега последовательно поддерживает внешнеполитические инициативы России, и, несмотря на не самую крепкую экономику, государство имеет существенный потенциал развития — прежде всего, в виду предстоящего строительства Большого Никарагуанского Канала, который свяжет два океана (аналог Панамского канала). Со своей стороны президент Республики ожидает участия России в программах для секторов здравоохранения, энергетики, горнодобывающей промышленности, сельского хозяйства, рыболовства, транспорта, образования, науки и техники, а также развития спорта. Самым главным вкладом России в экономику Никарагуа являются поставки пшеницы, которые корректнее было бы называть гуманитарной помощью, поскольку поставляется она бесплатно.

Сельскохозяйственная тематика, поставки сельхозтехники и зерновых из России, была центральной. Кроме того, речь шла о размещении наземных станций ГЛОНАСС на территории Никарагуа, о взаимодействии в фармакологии и о сотрудничестве по линии правоохранительных органов

ГЛОНАССу вообще было уделено большое значение — создание базовых станций российской навигационной системы обсуждалось на Кубе, в Никарагуа и Аргентине. На Кубе создание наземной инфраструктуры навигационной системы начнется сразу после завершения визита российского президента, в Никарагуа наземная станция ГЛОНАСС может быть построена в течение одного или двух лет. Увеличение количества базовых навигационных станций российской системы не только повышает её точность, но и позволяет странам, разместившим станции на своей территории, участвовать в эксплуатации системы как партнёрам — тем самым получая страховку на тот случай, если Соединённые Штаты решат ограничить или полностью прекратить функционирование GPS. Россия, ко всему прочему, усиливает рыночные позиции своей разработки.

Состоявшаяся в бразильской столице встреча Владимира Путина и президентов Уругвая, Боливии и Венесуэлы дополнительно обозначила взаимные интересы сторон. Президент Боливии Эво Моралес заявил, что в его стране ждут начала сотрудничества с «Роснефтью», при этом он отметил, что Россия и Боливия уже сотрудничают в газовой сфере. Также Моралес сообщил, что Боливия всячески приветствует иностранные капиталовложения в развитие энергетической отрасли и получение кредитов. Помимо углеводородной сферы, интерес представляет горнорудная промышленность.

Президент Уругвая Хосе Мухика пригласил российские компании к участию в развитии порта Уругвая, который государство хотело бы превратить в морской порт международного уровня. Также президент Уругвая сообщил о значительных месторождениях железной руды и предполагаемых залежах нефти. Также, по его словам, Уругвай нуждается в военной технике для обеспечения безопасности при добыче полезных ископаемых. Президент Путин предложил также включить в перечень совместных проектов железнодорожную и портовую инфраструктуру и гидроэнергетику.

Президент Венесуэлы Николас Мадуро констатировал хорошие темпы развития двусторонних отношений, и призвал интенсифицировать работу группы БРИКС. Сам саммит БРИКС не только подтвердил высказанные национальными правительствами Южной Америки намерения, но и дал старт новым наднациональным структурам. Странами-участниками БРИКС было принято решение о создании банка БРИКС и пула валютных резервов, что станет альтернативой таким институтам, как МВФ и Всемирный банк. Также участники решили рассмотреть возможность создания Энергетической ассоциации, призванной уравновесить ОПЕК.

Цель новой ассоциации, во-первых, обеспечение комплексной энергобезопасности стран БРИКС, во-вторых — проведение комплексных исследований мировых рынков углеводородов. В рамках этой ассоциации планируется создать резервный банк топлива и Институт энергополитики БРИКС. Стоит отметить, что Институт энергополитики БРИКС по своим задачам идентичен «Международному энергетическому агентству», которое действует при Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — евроатлантической структуре, созданной в в рамках плана Маршалла, и в которую страны БРИКС не входят.

Финансовая база БРИКС приобрела уверенные очертания — стартовый капитал Банка развития составляет 50 млрд долларов, резервный валютный пул оперирует объемом в 100 млрд долларов. Штаб-квартирой нового мирового финансового центра, как предполагается, станет Шанхай. В отличие от Всемирного банка и МВФ, в которых решающий голос имеют западные страны, банк БРИКС будет действовать, прежде всего, в интересах своих создателей. Как сообщали некоторые СМИ, в дополнение к Банку развития может быть создан еще и инфраструктурный фонд стран БРИКС, который будет инвестировать в проекты на территории стран «пятерки».

Таким образом, латиноамериканское турне Владимира Путина привело к значительным результатам, как в развитии двусторонних отношений между национальными правительствами южноамериканских государств, так и в планетарном масштабе. Прежде всего, стоит ожидать значительной интенсификации различных двусторонних проектов, которые позволят государствам Латинской Америки решить ряд внутренних проблем — от продовольственной безопасности до энергетической независимости и повышения обороноспособности, причём сохранность их собственных интересов будет гарантирована. Помимо чисто финансовой отдачи и загрузки различных российских компаний, занятых в реальном и высокотехнологичном секторе, их присутствие в регионе приведёт к дополнительному сближению российской и латиноамериканских экономик и формированию доверительных отношений, особенно ценных в ближайшей исторической перспективе.

Кроме того, резкое усиление роли БРИКС, члены которого фактически договорились о взаимной экономической, энергетической, как следствие, политической и вполне вероятно военной поддержке, становится сильным стабилизирующим фактором мировой политики. Объединение центров крупнейших цивилизаций, не относящихся к евроатлантическим, просто нельзя не учитывать. Тем более, если это объединение очевидным образом станет тем фундаментом, на котором будет выстраиваться новый мировой порядок, избавленный от гегемонии одного государства.

Андрей Полевой