Всемирный Русский Народный Собор

Новые подходы в градостроительстве как необходимая предпосылка создания солидарного общества

Выступление президента группы компаний «Мортон» А. В. Ручьева на XVII Всемирном Русском Народном Соборе.

Ваше Святейшество! Преосвященные архипастыри и пастыри Русской Православной Церкви! Уважаемые представители власти! Дорогие гости и участники собора!

Благодарю организаторов за предоставленную мне возможность выступить перед столь уважаемой аудиторией с докладом, тему которого я обозначу как «Новые подходы в градостроительстве — как необходимая предпосылка создания солидарного общества».

По образованию я — технократ, закончил МФТИ. По роду своей деятельности — предприниматель, а моя специализация — строитель. Точнее — домостроитель. Возглавляю Группу компаний «Мортон» — ведущего застройщика столичного региона с почти двадцатилетним опытом успешной работы. Мы строим крупнейшие микрорайоны и жилые комплексы со всей необходимой инфраструктурой в московском регионе.

Хозяйственное обустройство жизни людей — это, по сути, и есть наша миссия. И ответственность. Будучи людьми православными, свою деятельность мы хотим и стараемся соотносить с определенной культурно-исторической ценностной системой. Существование таких систем, как укрупнённых форм жизни сообществ, в своё время было открыто и подробно описано выдающимся отечественным мыслителем Николаем Данилевским. Итак, любая деятельность, в особенности такая житейски важная, как строительная, должна подчиняться определенным культурно-историческим закономерностям развития, объединяющим не только каждого из нас, но и окружающие нас просторы в единое органическое целое жизни страны и народа.

Еще недавно в мире господствовал технократический подход цивилизационного развития, когда акцент делался на внешней культуре и технике, оставляя без внимания целостность жизни человека, его внутренний мир и мораль. Не принес блага и подход, основанный на теории Маркса. А ныне мы видим всеохватное распространение матрицы финансового глобализма, опирающейся на власть денег. Несомненно, и этот выбор не дает счастья и мира, а лишь умножает и обостряет страдания человечества.

Разумеется, люди деятельные и творческие, ищущие пути улучшения жизни народа, не могут принять предлагаемый, а точнее насаждаемый порядок вещей. Понимая, что так называемое «общество свободного потребления» базируется на зыбких, а то и откровенно нездоровых императивах, становится не по себе. Как строитель, могу с уверенностью сказать: фундамент любого здания надёжен и прочен, когда он воздвигается на естественном основании. И не зря из Святого Евангелия к нам пришло предупреждение: дом, построенный на песке, не выдержит бурь и испытаний.

Поэтому сейчас особенно важно вернуться к своим истокам, осмыслить происходящее и постараться найти свою дорогу. Сегодняшний форум как раз посвящен проблеме цивилизационного выбора, а точнее, обращения к собственным культурно-историческим началам. А меня, как конкретного человека, гражданина, интересует цельность моей деятельности и возможность вписать её в общую, как сейчас говорят, парадигму жизни своего народа и своей страны. Только тогда, в полноте общей картины может возникнуть ясное представление градообразующего и смыслового образа архитектуры, строительства поселений, обустройства среды обитания.

Начало нового тысячелетия для России связано с громадными изменениями, в центре которых находится свободное перемещение людей, капиталов, идей и информации. Люди на континентальных просторах пришли в движение, порой, входя и поселяясь в местах, не принадлежащие им исторически. Они привносят свою систему ценностей, которая вольно или невольно вступает в конфликт с коренной культурой. Такой кочевой образ жизни — это одна из отличительных черт глобализма. Апологет мондиализма Жак Аттали так и пишет, что «ключевым термином для обозначения культуры потребления и определения стиля жизни» в нынешнем веке будет слово «номад», то есть — кочевник. А кочевнику чуждо понятие культуры — как отличительной особенности людей, ведущих именно оседлый образ жизни.

Возвращаясь к теме солидарности, теме собирания общества, меня, как практика, в первую занимают вопросы: где этот процесс лучше всего начать? На какую часть населения лучше всего опереться? Что положить в основу объединения? Пытаясь ответить на эти вопросы, мы видим, что создание солидарного общества невозможно, в том числе, и без разработки новых подходов в градостроительстве. Почему именно градостроительство? И причём здесь солидарность общества? На самом деле, наш опыт в строительстве говорит, что между ними существует, хоть и незримая, но очень прочная связь. В чём же она состоит?

Во-первых, Россия — это, по сути, архипелаг городов. Огромные пространства, суровый климат, малая плотность населения, многолетняя репрессивная политика в отношении деревни и многие другие причины исторически привели к тому, что города вобрали и сконцентрировали в себе большинство ресурсов страны. Причём это ресурсы всех возможных видов: людские, финансовые, культурные, интеллектуальные, нравственные, пассионарные и какие угодно иные.

Во-вторых, процесс урбанизации глобален. Современные города превратились сегодня в некие плавильные котлы. Попадая сюда, в эту агрессивную, кислотную, космополитичную среду человек зачастую не в состоянии противостоять ей. Предоставленная сама себе, эта среда поощряет самые примитивные формы жизни общества. Более того, жители города — «это по сути чужие среди чужих на чужой земле». Что особенно актуально для жителей новых микрорайонов.

Полностью защититься или уклониться от процессов глобализации наша страна не может, да и не должна. Разумно, если бы мы использовали динамику глобализации, не разрушая при этом культурно-историческую среду России. Ведь глобализация как таит в себе колоссальную опасность, о которой было сказано выше, так и предоставляет уникальные возможности. И наша задача ими воспользоваться.

В-третьих, именно в городе возникают, создаются, проходят проверку все новые формы общественной жизни. Это и всевозможные клубы по интересам, родительские сообщества, «третье место», коворкинг, общественные движения и многое другое. Идёт очень активная, насыщенная и напряжённая интеллектуальная жизнь на местном уровне, где небольшие группы людей объединяется по какому-либо признаку. Именно город с его информационной прозрачностью, географической сплочённостью и единообразием жизнеустройства служит катализатором большинства новаторских и творческих идей солидарности.

И, наконец, в-четвертых, города — это узлы, в которых стянуты наиболее важные события в истории страны. Именно в городах каждый метр земли пропитан жизнью предыдущих поколений, традицией, материальными следами, преданиями. В качестве примера хочу привести наши подмосковные микрорайоны «Бутово-парк», «Дрожжино», «Боброво», которые со всех сторон окружают Бутовский полигон — место в своём роде уникальное не только для России, но и для всего православного мира. Здесь, на небольшом участке земли, покоятся останки более 200 новомученников и исповедников российских. Жизнь, мученическая кончина и последующее прославление узников Бутовского полигона разве не может и не должна стать тем стержнем, вокруг которого выстроится общественная, духовная, интеллектуальная жизнь этих микрорайонов? И точно также любой город, любой пригород даёт нам неиссякаемую пищу для возрастания культурной жизни, для объединения людей. Кстати, сейчас мы для всех жителей наших новых районов готовим совместно с областными краеведами своего рода путеводители — введение в историю места будущего проживания.

Итак, приведённые выше доводы (Россия — это страна городов; глобальность процесса урбанизации; города — как катализаторы новых форм общественного жизнеустройства; города — как сосредоточение исторических процессов) на наш взгляд, достаточно обоснованно подтверждают, что создание солидарного общества невозможно без разработки новых подходов в градостроительстве. Оно должно выйти за свои привычные рамки, приобретя черты градоустроительства. Это задача масштабная и долгосрочная.

Мы же, строители-предприниматели, осознавая ответственность за судьбу страны, со своей стороны, по мере наших сил и возможностей уже сейчас предпринимаем ряд шагов в данном направлении, а именно: совместно с православным братством «Радонеж» мы ежегодно проводим межрегиональную научно-практическую конференцию «Русский человек в современном мегаполисе». Так в рамках предстоящей конференции мы организовали международный архитектурный конкурс «Современный русский стиль в архитектуре». Также в каждом нашем микрорайоне мы предусматриваем размещение православного храма и русского культурно-просветительского центра. Мы полагаем, что такая связка: храм — как сосредоточение духовной жизни, и центр — как сосредоточение культурной жизни, помогут сформировать принципиально новый тип общественной жизни в микрорайоне.

В результате долгих поисков нами был разработан специальный формат таких культурно-просветительских центров:
— Общая площадь здания до 3000 кв. м. (что в два раза меньше типового д/с).
— Земельный участок менее 30 соток.
— Многоформатность (многофункциональный концертный зал; коммуникационная зона; спортивное ядро; учебная зона).

Деятельность центров будет охватывать все направления воспитательно-образовательной, досуговой и просветительской работы. В здании каждого центра располагаются не менее 70 секций: художественные и творческие студии, кружки краеведов, ботаников, биологов, туристический клуб, фото- и кинокружок, киноклуб, спортивные секции и многое другое. Первые центры расположатся в наших микрорайонах «Бутово» и «Путилково». Также нами разработана большая программа превращения прилегающих к жилью лесных массивов в благоустроенные парки, которые станут своеобразным продолжением на открытом воздухе культурно-просветительских центров.

Уже сейчас работают несколько небольших прототипов таких культурных центров, в которых мы опробируем новые методики и формы работы. Наш первый опыт говорит о нескольких принципиальных форматах, которые должны быть представлены в каждом центре.

Первое — это курсы для детей и взрослых по изучению старо-славянского языка. Ведь язык наших предков — это матрица, которая до сих пор задаёт весь строй наших мыслей, структуру нашей речи, образ нашего мышления. А с другой стороны, это язык богослужения, язык нашего общения с Богом. Ежедневно мы сталкиваемся с надписями на этом языке — на иконах, на фресках, на надгробных камнях и плитах. И можем ли мы говорить о полноценном приобщении к нашей традиции и культуре, если нам остаётся непонятен тот язык, на котором они обращаются к нам из глубины веков?

Второе — наши центры могли бы стать своеобразной дискуссионной площадкой, клубом, объединяющим инициативных людей из интеллектуальных, предпринимательских и творческих кругов, которые ощущают сопричастность судьбе нашей страны и народа. Причем нас вдохновляет не только идея свободного обмена мнениями, но и подвигает многолетний опыт созидательного труда в своей стране, и самое главное — видение того, как можно оттолкнуться от своего прошлого, чтобы проложить надежную дорогу в будущее. Я надеюсь, что все эти наши инициативы и начинания внесут свой посильный вклад в становление русской цивилизации и в создание солидарного российского общества.