Всемирный Русский Народный Собор

Три четвертых от майских указов президента

Год назад президент России Владимир Путин подписал пакет указов, получивших название «майских». В их основе лежали положения программных статей, которые были опубликованы еще в начале 2012 года и описывали стратегическое видение развития России. И что мы имеем год спустя?

Предложенная Путиным концепция не обошлась без критики, либерально и антипутински настроенные обозреватели чаще всего упрекали её в отсутствии конкретики и недостаточной глубине. 7 мая 2012 года озвученные в программных статьях идеи выразились в указах №№594, 596, 597, 598, 599, 600, 601, 602, 603, 604, 605, 606, которые уже никак нельзя было заподозрить в отсутствии глубины. Указы относились к нескольким группам, охватывающим все сферы государственного функционирования.

Социальный блок документов включает указы о государственной социальной политике, жилье и ЖКХ, здравоохранении, образовании и науке, демографии, межнациональном согласии, оптимизации государственного управления. Экономическая компонента включает указы о долгосрочной государственной экономической политике, в том числе указы о повышении профессиональных навыков, квалификации трудящихся и повышении производительности труда. Военно-политический блок указов предусматривает реализацию целей и задач в области улучшения условий военной службы, оптимизации ВПК, внешней политики, модернизации армии.

Критика опять-таки прозвучала. Правда, на сей раз она была направлена на то, что подобную программу вообще невозможно выполнить, поскольку каждый из двенадцати указов представляет собой не короткий приказ общего свойства, а таит в себе солидный перечень порученных правительству реформ и мероприятий, которых в целом набирается 218. В 2012-2013 годах должно было быть исполнено 151 поручение, а в последующие семь лет — 67.

В свою очередь, каждое из 218 поручений также требует изрядных усилий. Например, в рамках Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы в прошлом году должно было быть обучено 5000 слушателей, 20% которых должны были отправиться на стажировку на территории России, не менее 10% участников программы направлено на стажировку за рубежом. Примерно в таком ключе выдержан каждый элемент — социальные программы предусматривают ежегодное создание в период с 2013 по 2015 год до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов, к 2015 году — в малых городах должно быть создано не менее пяти центров культурного развития, в Национальную электронную библиотеку ежегодно должно включаться не менее 10 процентов издаваемых в Российской Федерации наименований книг.

Другими словами, «майские» указы представляют собой не какую-то проходную череду законопроектов, а стратегический и практически всеохватный концепт, затрагивающий, в том числе, и те проблемы российского бытия, о которых до последнего времени не говорилось вслух. А если и говорилось, то в общих фразах, без намерения создать систему оценки ситуации и контроля качества. Так, в указах мая прошлого года было поручено обеспечить уровень удовлетворённости граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 году — не менее 90 процентов. Такое же большинство граждан должно иметь доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», а время ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти Российской Федерации к 2014 году должно сократиться до 15 минут.

Разумеется, спустя год после постановки задачи, которая выглядит впечатляюще, как с точки зрения стратегии, так и тактики, положено подводить промежуточные итоги. И они, согласно официальному сообщению правительства РФ, таковы: по состоянию на 29 апреля выполнено 73% поручений Президента.

Непосредственно в период 2012-2013 гг. необходимо было реализовать 151 поручение, а в последующие семь лет, соответственно, — 67. Выполнено в установленные сроки 110 поручений, что составляет примерно три четверти. В соответствии с материалами правительства, за 2012-2013 годы в рамках реализации указов было принято 29 федеральных законов, на рассмотрении в Госдуме находится еще 25 законопроектов. При участии кабинета министров издано четыре указа президента. Правительство подготовило более 80 актов, утверждено 60 программ, стратегий, концепций, а также — различных планов и «дорожных карт».

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев обратил внимание на то, что если говорить о не принятых до прошлого года нормативных актах, о решениях Конституционного суда, то нужно честно признать тот факт, что выполнение «майских указов» является серьёзным шагом в решении проблем, которые копились на протяжении 20 лет. Во время недавней «прямой линии» с россиянами Владимир Путин заявил, что в целом удовлетворен тем, как выполняются его первые президентские указы. По словам главы государства, он специально завысил планку поставленных задач перед правительством и региональными властями.

После подведения промежуточных итогов и обнародования их результатов — далеко не самых плохих, которые можно было бы ожидать — имеет смысл подвести итоги и другого рода. Они, как часто бывает в последнее время, таят немало открытий. Оказывается, руководство страны не только способно строить общие концепции, подкрепляя их весьма подробно разработанной конкретикой. Эти многостраничные планы действительно являются руководством к действию, и их в неплохом темпе получается внедрять, вопреки негативным прогнозам.

При этом необходимо подчеркнуть, что эти самые «майские указы» при ближайшем рассмотрении обещают создать к 2020 году качественно улучшенную страну. К 2018-2020 году необходимо создать или модернизировать 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест, увеличить долю продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте в 1,3 раза относительно уровня 2011 года, производительность труда должны вырасти в 1,5 раза, в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса позиция России должна подняться со 120-й позиции в 2011 году до 50-й — в 2015-м и до 20-й — в 2018 году.

Планов экономического и социального рывка такого калибра, постсоветская Россия перед собой ещё не ставила. Причём, судя по темпам выполнения задач на 2012-2013 гг., итоговый результат программы может оказаться весьма похож на то, что было запланировано в прошлом году. Возможно, повторится ситуация со знаменитым «удвоением ВВП», над которым долгие годы было принято иронизировать, подкрепляя иронию многочисленными аргументами в пользу того, что Россия по определению не способна на такие свершения — и как- то так получилось, что российский ВВП действительно удвоился! Причём не намного отклонившись от казавшихся утопическими параметров. Но это по-своему знаменательное событие мало кто отметил.

Другая незаметная вещь, связанная с «майскими указами», состоит в том, что впервые, кажется, в истории современной России создалось нечто вроде содержательного «общественного договора» с участием населения, президента и правительства РФ. В котором критерии эффективной работы власти описаны не теоретически, а с вполне понятными, зафиксированными значениями. И, как уже говорилось, эти значения действительно являются целевыми и вполне достижимыми.

То есть, можно говорить о том, что «майские указы» президента России не только ставят весьма амбициозную задачу прорыва в области экономики, социума, политики и обороноспособности, но и внедряют попутно некие негласные, но важные с точки зрения взаимодействия власти и общества механизмы контроля и отчётности правительства. Которые, надо понимать, станут традицией, как и прямое общение главы государства с населением.

Андрей Полевой