/САМОЕ АКТУАЛЬНОЕ/

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XХ Всемирном Русском Народном Соборе

Соборное Слово ХХ Всемирного Русского Народного Собора по теме «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы»

Завершился V Ставропольский Форум Всемирного Русского Народного Собора

Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось пленарное заседание XX Всемирного Русского Народного Собора

Соборное слово XIX Всемирного Русского Народного Собора по теме «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси»

Президент РФ Владимир Путин стал лауреатом первой премии Всемирного Русского Народного Собора за сохранение державной России

Президент РФ Владимир Путин стал лауреатом первой премии Всемирного Русского Народного Собора за сохранение державной России | Всемирный Русский Народный Собор

Слово Главы ВРНС, Святейшего Патриарха Кирилла на XIХ Всемирном Русском Народном Cоборе

Декларация русской идентичности

Декларация русской идентичности | Всемирный Русский Народный Собор

Слово Главы ВРНС, Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла на XVIII Всемирном Русском Народном Соборе

Глава ВРНС, Патриарх Кирилл призывает максимально учитывать интересы русского народа

Обращение Дискуссионного Клуба ВРНС к мыслящим людям России: Верим в себя, свой народ, свою цивилизацию!

Обращение Дискуссионного Клуба ВРНС к мыслящим людям России: Верим в себя, свой народ, свою цивилизацию!

10.11.2016

Нам нужен «Закон о российской государственности»

В начале ноября с.г. В. В. Путин поддержал инициативу принятия закона о российской нации, который, надо полагать, наконец-то чётко ответит на вопрос: кто мы — единое государство русских и коренных этносов России или же мы «российская нация» с наследственными признаками «советского народа». Вокруг понятия «российская нация» сразу же разгорелись жаркие дискуссии из-за разного понимания этого термина: то ли это, прежде всего и главным образом, граждане, то ли — разные народы с равными правами, но в одном и неделимом государстве. Нет и общепринятого определения «нации». Остаётся надеяться, что правильный ответ на эти судьбоносные для нашего многонационального государства вопросы подскажет богатый практический опыт межнациональных отношений как у нас, так и за рубежом.

Очевидно, что моноэтническая модель — не для нас. Вся история России убедительно доказала, что наша страна не может быть и не стала «плавильным котлом», а русские давно уже самоопределились как государствообразующее ядро российской полиэтнической цивилизации. В царской России считались русскими все владеющие русским языком подданные империи православного вероисповедания, а национальность определялась отнюдь не по «чистоте крови». К «православному народу» к концу ХIХ века официальная статистика того времени относила около 70% населения.

В наши дни нигде в мире не подтвердил свою жизнеспособность «мультикультурный проект» на основе только гражданской самоидентификации и совместной жизнедеятельности автономных культур без интеграции в государственную структуру доминирующего этноса. Советский проект межнациональных отношений основывался на догмах марксизма-ленинизма. В «Манифесте коммунистической партии» говорилось, например, что «вместе с антагонизмом классов внутри наций исчезнут и враждебные отношения между ними». Известные теоретики среди российских социал-демократов (А.Парвус-Гельфанд) на рубеже ХIХ-ХХ вв. вообще называли предрассудком понятие национальной принадлежности. В. И. Ленин, не отрицая само это понятие, придерживался мнения, что национальная программа социал-демократов должна основываться на безусловном отрицании «привилегий ни одной нации, ни одному языку и решении вопроса о политическом самоопределении наций, т. е. государственном отделении их» («Критические заметки по национальному вопросу»). И. В. Сталин со своей стороны полагал, что четырьмя основными признаками нации являются «общность языка, территории, экономической жизни и психического склада». То есть нация, по этому определению, не обязательно должна иметь свою государственность.

Лозунг о «праве наций на самоопределение, вплоть до отделения» привёл, в конечном счёте, к развалу СССР этническими элитами национальных республик. Сделав ставку на «деполитизации межэтнических отношений», правительство РФ в 1997 году убрало из паспортов графу о национальной принадлежности, а Министерство по делам национальностей было упразднёно за ненадобностью. Но властям так и не удалось переформатировать русских в «россиян». Более того, становится всё более очевидной необходимость для сохранения государственной целостности России единой правовой системы на всей её территории, что невозможно без опоры на русских как государствообразующего стержня. Исторический опыт убедительно доказал, что деление нашей страны на этнические уделы и многочисленные «титульные нации» с особыми правами создаёт благоприятную питательную почву для этносепаратизма и национального экстремизма.

В статье «Россия: национальный вопрос» В. В. Путин изложил своё видение подхода к решению межэтнических отношений. Прежде всего, он подчёркивает, что гражданское и межнациональное согласие является «одним из главных условий самого существования нашей страны» и признаёт факт провала «мультикультурного проекта», а также модели «национального государства» на основе этнической идентичности. «Парад суверенитетов» и закулисные игры «союзного центра» с российскими автономиями привели, по его словам, к развалу СССР и к гражданской войне на этнической почве. День народного единства 4 ноября В. В. Путин называет «днём рождения нашей гражданской нации». При этом он называет русский народ и русскую культуру «стержнем, скрепляющим ткань» нашей уникальной цивилизации, и считает необходимым разработать стратегию национальной политики, основанной на гражданском патриотизме. Обращает на себя внимание и тот факт, что Президент РФ ссылается в статье на В.Ключевского и И.Ильина как авторитетных экспертов по проблеме межэтнических отношений в России.

Эти идеи, надо полагать, будут так или иначе отражены в законе о российской нации при его разработке. Безусловно, все они заслуживают общественной поддержки. В нём необходимо законодательно закрепить, прежде всего, государствообразующую роль в России русского народа, сделать акцент на единстве и равноправии её народов, неделимости и территориальной целостности нашего государства, на приоритете национального права над международным. Разумеется, что в таком государстве государственными служащими могут быть только его граждане. Полезно было бы при подготовке законопроекта внимательно изучить и положительный опыт других государств. Не только в Израиле, но, например, в Нидерландах и Новой Зеландии, нет частной собственности на землю, которая национализирована государством.

Почему бы в новом законе не предусмотреть право собственности не только на землю, но и природные богатства, средства массовой информации и другие жизненно важные для стабильности государственных устоев права только для граждан России. Такой закон подразумевает, само собой, и адекватные нашему историческому опыту трактовки термина «нации», основ национальной политики, отличные при необходимости от привычных понятий как догм марксизма-ленинизма, так и новомодных концепций «мультикультурализма». В нём, таким образом, речь пойдёт не столько о «российской нации», сколько о закреплении законодательных основ российской государственности. И он, безусловно, остро востребован как накалом международных отношений, так и внутриполитической обстановкой в нашей стране.

Н. Б. Жукова
член Бюро Президиума ВРНС, 
сопредседатель Правления 
МОО «Союз православных женщин»
Председатель РОО «Клуб «Реалисты»
кандидат исторических наук

 

 

27.02.2017

В Экспертном центре ВРНС возмущены травлей Романа Силантьева

Сегодня Роман Силантьев пользуется заслуженным уважением не только среди коллег, но и в исламской среде, среди представителей абсолютного большинства объединений российских мусульман, духовенства и верующих.

06.02.2017

Резолюция конференции «История и перспективы развития национальной системы образования в России»

Россия обязана осуществить свой собственный образовательный проект, заняв при этом лидирующее место в мировом образовании.

12.01.2017

Александр Щипков: Возвращение Исаакиевского собора — это символ перехода в будущее

Дождались, когда предстоятель Русской Церкви войдет в Исаакий и отслужит молебен о здравии России. Недалек уже этот момент.

17.12.2016

Рекомендации круглого стола XX Всемирного Русского Народного Собора по теме «Безопасное будущее и рождаемость. Вызовы для молодёжи и мира»

Молодёжный центр ВРНС выработал рекомендации ответственным федеральным и региональным органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, общественным и правозащитным организациям.

04.12.2016

В Москве прошёл фестиваль национальных видов спорта, приуроченный к 70-летнему юбилею Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Организаторами фестиваля выступили Всемирный русский народный собор, Правительство Москвы, Москомспорт, Федерация хоккея с мячом России.

01.12.2016

Выступление Е. В. Еремина на Пятом Ставропольском форуме ВРНС

Еремин Евгений Владимирович — начальник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике.

26.11.2016

Византийский вектор евразийской интеграции

В Санкт-Петербурге состоялась творческая встреча эксперта ВРНС Александра Посадского с представителями культурной элиты Казахстана.

03.11.2016

Резолюция Секции «Образование в России. Ответы на глобальные вызовы и угрозы» ХХ Всемирного Русского Народного Собора

«О развитии кадетского образования в России».

03.11.2016

Роман Силантьев: ваххабизм необходимо запретить на законодательном уровне

Такой запрет значительно улучшит борьбу с террористами, так как сегодня большинство из них — ваххабиты.