/САМОЕ АКТУАЛЬНОЕ/

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XХ Всемирном Русском Народном Соборе

Соборное Слово ХХ Всемирного Русского Народного Собора по теме «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы»

Завершился V Ставропольский Форум Всемирного Русского Народного Собора

Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось пленарное заседание XX Всемирного Русского Народного Собора

Соборное слово XIX Всемирного Русского Народного Собора по теме «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси»

Президент РФ Владимир Путин стал лауреатом первой премии Всемирного Русского Народного Собора за сохранение державной России

Президент РФ Владимир Путин стал лауреатом первой премии Всемирного Русского Народного Собора за сохранение державной России | Всемирный Русский Народный Собор

Слово Главы ВРНС, Святейшего Патриарха Кирилла на XIХ Всемирном Русском Народном Cоборе

Декларация русской идентичности

Декларация русской идентичности | Всемирный Русский Народный Собор

Слово Главы ВРНС, Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла на XVIII Всемирном Русском Народном Соборе

Глава ВРНС, Патриарх Кирилл призывает максимально учитывать интересы русского народа

Обращение Дискуссионного Клуба ВРНС к мыслящим людям России: Верим в себя, свой народ, свою цивилизацию!

Обращение Дискуссионного Клуба ВРНС к мыслящим людям России: Верим в себя, свой народ, свою цивилизацию!

02.11.2016

Петр Акопов: важно, что Патриарх и Президент говорят практически об одном и том же

России не нужны ни догоняющая, ни конфронтационная модель отношений с Западом, заявил Святейший патриарх Кирилл. Выступая на открывшемся в Москве 20-м Всемирном Русском Народном Соборе, предстоятель РПЦ говорил о параллельном западному самобытном пути развития России. Эту, казалось бы, естественную мысль еще предстоит сделать аксиомой для политического класса России.

Ежегодный Всемирный Русский Народный собор давно уже стал главным мероприятием, в рамках которого патриархия и священноначалие обсуждают с обществом и властью важные политические и нравственные темы. В этом году тема собора была сформулирована как «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы». Об этом же говорил в своем докладе и патриарх Кирилл.

Главной мыслью патриаршего выступления было то, что нужно отказаться от двух схематичных представлений о наших отношениях с Западом — догоняющего и конфронтационного.

«Когда речь заходит о взаимоотношениях России и Запада, даже о самом словосочетании „Россия и Запад“, то обычно возникают два типа ассоциаций. Первая связана с представлением о том, что западное общество неизменно является носителем передовых идей и достижений, с ним ассоциируются комфорт, материальное благополучие и научно-технический прогресс; российское же отстает в своем развитии. При этом, для того чтобы встать на „правильные“ рельсы, России стоит только перенять социальное, политическое, экономическое направления развития, которые характеризуют жизнь Запада, то есть копировать существующие модели и внимательно изучать тенденции развития западного общества. Как показала история, такой подход „догоняющего развития“ едва ли можно назвать отвечающим национальным интересам; кроме того, сам принцип „догонять“ априори предполагает отсталость. Если мы догоняем, то мы всегда отстаем, поэтому в самом этом подходе, который представляет западную модель как идеал и как пример для развития, есть нечто опасное для развития России.

Второе представление выражает идею якобы непримиримого, врожденного антагонизма, существующего между двумя мирами — цивилизацией Запада и цивилизацией русского мира.

Сторонники обеих моделей в подтверждение своей правоты могут привести и приводят достаточное количество исторических примеров. Правда, примеры эти будут носить довольно противоречивый характер».

В качестве положительного примера усвоения достижений западной цивилизации патриарх назвал пушкинский век русской культуры и впечатляющие успехи развития России в XVIII — начале XX века. Тут же, впрочем, оговорившись, что «слепое перенесение на русскую почву чуждых мировоззренческих моделей и политических образцов без учета национальной специфики и духовно-культурного контекста нередко, а лучше сказать, почти всегда приводило к масштабным потрясениям и трагедиям, как это случилось в нашей стране в начале и в конце минувшего столетия».

То есть достижения петровского периода закончились в итоге смутой 1917-го именно из-за того, что сформировавшаяся в результате вестернизации России элита, что управленческая, что культурная, слишком часто стала воспринимать страну через чужие мировоззренческие модели, стала англофильской или франкофонской. А уж о безумном насаждении и копировании «рыночно-гедонистической модели» в начале 1990-х и напоминать не нужно — последствия этого «эксперимента» до сих пор ощущаются всеми нами.

Конфронтация с Западом объективна — экспансия германцев на восток в XIII веке, попытки поставить нас в подчиненное положение в XVI–XVII веках. Не говоря уже о походах 1812 и 1941 годов, когда мы действительно имели дело с «объединенной Европой», стремившейся лишить нас политического, а при Гитлере и цивилизационного будущего. Нынешняя конфронтация вызвана в первую очередь нежеланием Запада считаться с русскими интересами — поверженная в 1991 году Россия, по мнению нынешних англосаксонских элит, не имеет права ни на восстановление в своих исторических границах, ни на отстаивание своих интересов в мире. Но — и на это обратил внимание патриарх — Запад сейчас не представляет собой единого целого, поэтому неправильно говорить о нашей конфронтации с Западом как таковым:

«То, что мы называем обобщительно „западный мир“, представляет собой далеко не однородную субстанцию. Есть глобалисты-транснационалисты, есть христианские традиционалисты, есть националисты-евроскептики, есть левые. И сегодня всякий раз необходимо уточнять: о какой Европе идет речь? „Европ“ сегодня много. У одной религиозные ценности, у другой узконациональные, у третьей — глобалистские. Нам надо понять, как относиться к каждой из них».

Поэтому патриарх считает, что «обе модели, описывающие отношения России с США и странами Европы, — как догоняющая, так и конфронтационная — уже не соответствуют реальной духовно-культурной ситуации в мире». Предстоятель РПЦ предлагает определять наши будущие отношения с Западом, исходя из параллельного пути развития наших обществ и цивилизаций.

Само определение принадлежит великому русскому историку и философу Николаю Данилевскому, и патриарх уточнил, что «параллельное в данном случае не означает изолированное. Параллельное не предполагает взаимного исключения. Параллельное настаивает на самобытности и на праве на существование обоих путей развития».

Действительно, сложно спорить с тем, что «Бог сотворил человека свободным. И каждый отдельный человек, и целые народы, и группы народов свободны выбирать свой путь — путь культурного творчества, путь развития и, говоря религиозным языком, путь соработничества с Богом. Свобода, дарованная нам Творцом, исключает наличие единственного, безальтернативного пути развития, на котором одни народы преуспевают, а другие отстают».

И с тем, что «в основе отношений — как между отдельными человеческими личностями, так и между человеческими сообществами — должно лежать сотрудничество и взаимодействие, но только не в ущерб своим интересам и без проведения новых разделительных линий и наклеивания ярлыков «мир цивилизованный», «мир варварский», «ось добра» или «ось зла».

Но эти простые и совершенно естественные для русской мысли принципы не принимаются как правящими западными элитами, так и немалой частью нашей национальной элиты. Часть упорно считает Запад «передовым» — а Россию досадным искривлением европейской истории. Другая (впрочем, гораздо меньшая) часть видит в Западе лишь традиционно враждебную нам силу, не желая различать противоречия геополитические и ценностные, фундаментально-бытийные.

То, что у России и, например, Германии всегда будут споры и борьба интересов как у двух крупнейших держав на территории Европы, — это данность. Но то, что наши ценностные установки могут совпадать с ценностями немалой части германского общества, — тоже факт. И власть в Германии не всегда будет в руках проатлантических, проглобалистских элит — борьба внутри самого немецкого общества, так и геополитические изменения, могут привести к тому, что немцы станут союзниками России. В этом нет ничего невозможного — противоречия между глобальными и национальными элитами обостряются, не говоря уже о противоречиях между самой атлантической глобализацией и интересами европейских народов. Об этом тоже говорил патриарх:

«На мой взгляд, самым острым конфликтом современности является не заявленное американским философом Самюэлем Хантингтоном „столкновение цивилизаций“, не борьба религиозных и национальных культур между собой, как нередко хотят представить сильные мира сего, и даже не противостояние Востока и Запада, Севера и Юга, а столкновение транснационального, радикального, секулярного глобалистского проекта со всеми традиционными культурами и со всеми локальными цивилизациями. И эта борьба проходит не только по границам, разделяющим государства и регионы, но и внутри стран и народов — не исключаю, что и внутри нашей страны. И здесь происходит столкновение двух миров, двух взглядов на человека и на будущее человеческой цивилизации».

Борьба двух концепций будущего — глобалистской и традиционалистской — это и есть главная на сегодня идеологическая битва как человечества в целом, так и Запада. И в России есть тот же спор, притом что подавляющая часть нашего общества однозначно выступает за сохранение национальной идентичности и цивилизационного своеобразия.

Более того, то, о чем говорит патриарх, фактически стало основой новой геополитической концепции Путина — Россия противопоставляет глобальному обезличиванию и подчинению право наций на самобытный путь. Не только свое право — но и право всех вообще мировых цивилизаций жить своим умом, идти своей дорогой. Именно эта позиция и делает Россию столь привлекательной в глазах самых разных сил в мире — от европейских традиционалистов до индийских националистов.

И очень важно, что патриарх и президент говорят практически об одном и том же, одинаково понимают происходящие в мире процессы — такая симфония делает Россию сильнее, потому что показывает как светским, так и религиозным противникам глобализации, что геополитика нашей страны основана на ее самоидентификации как самодостаточной и уникальной цивилизации. Предлагающей и всем остальным сражаться за свою идентичность и «держаться корней» — чтобы не быть унесенными уходящим ветром глобализации.

По материалам ВЗГЛЯД.ру

 

 

27.02.2017

В Экспертном центре ВРНС возмущены травлей Романа Силантьева

Сегодня Роман Силантьев пользуется заслуженным уважением не только среди коллег, но и в исламской среде, среди представителей абсолютного большинства объединений российских мусульман, духовенства и верующих.

06.02.2017

Резолюция конференции «История и перспективы развития национальной системы образования в России»

Россия обязана осуществить свой собственный образовательный проект, заняв при этом лидирующее место в мировом образовании.

12.01.2017

Александр Щипков: Возвращение Исаакиевского собора — это символ перехода в будущее

Дождались, когда предстоятель Русской Церкви войдет в Исаакий и отслужит молебен о здравии России. Недалек уже этот момент.

17.12.2016

Рекомендации круглого стола XX Всемирного Русского Народного Собора по теме «Безопасное будущее и рождаемость. Вызовы для молодёжи и мира»

Молодёжный центр ВРНС выработал рекомендации ответственным федеральным и региональным органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, общественным и правозащитным организациям.

04.12.2016

В Москве прошёл фестиваль национальных видов спорта, приуроченный к 70-летнему юбилею Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Организаторами фестиваля выступили Всемирный русский народный собор, Правительство Москвы, Москомспорт, Федерация хоккея с мячом России.

01.12.2016

Выступление Е. В. Еремина на Пятом Ставропольском форуме ВРНС

Еремин Евгений Владимирович — начальник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике.

26.11.2016

Византийский вектор евразийской интеграции

В Санкт-Петербурге состоялась творческая встреча эксперта ВРНС Александра Посадского с представителями культурной элиты Казахстана.

10.11.2016

Нам нужен «Закон о российской государственности»

Почему бы в новом законе не предусмотреть право собственности не только на землю, но и природные богатства, средства массовой информации и другие жизненно важные для стабильности государственных устоев права только для граждан России.

03.11.2016

Резолюция Секции «Образование в России. Ответы на глобальные вызовы и угрозы» ХХ Всемирного Русского Народного Собора

«О развитии кадетского образования в России».