/САМОЕ АКТУАЛЬНОЕ/

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XХ Всемирном Русском Народном Соборе

Соборное Слово ХХ Всемирного Русского Народного Собора по теме «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы»

Завершился V Ставропольский Форум Всемирного Русского Народного Собора

Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось пленарное заседание XX Всемирного Русского Народного Собора

Соборное слово XIX Всемирного Русского Народного Собора по теме «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси»

Президент РФ Владимир Путин стал лауреатом первой премии Всемирного Русского Народного Собора за сохранение державной России

Президент РФ Владимир Путин стал лауреатом первой премии Всемирного Русского Народного Собора за сохранение державной России | Всемирный Русский Народный Собор

Слово Главы ВРНС, Святейшего Патриарха Кирилла на XIХ Всемирном Русском Народном Cоборе

Декларация русской идентичности

Декларация русской идентичности | Всемирный Русский Народный Собор

Слово Главы ВРНС, Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла на XVIII Всемирном Русском Народном Соборе

Глава ВРНС, Патриарх Кирилл призывает максимально учитывать интересы русского народа

Обращение Дискуссионного Клуба ВРНС к мыслящим людям России: Верим в себя, свой народ, свою цивилизацию!

Обращение Дискуссионного Клуба ВРНС к мыслящим людям России: Верим в себя, свой народ, свою цивилизацию!

17.12.2016

Укрепление российской государственности на Северном Кавказе: история и современность

Доклад М. Н. Белогубовой, члена бюро Всемирного русского народного собора, на Ставропольском форуме ВРНС.

Принцип единства системы государственной власти относится к основному в федеративном государственном строительстве. Он выражается в единой политике законотворчества, государственного регулирования и управления, координации деятельности институтов законодательной власти, единого государственного языка.

Проблема единства государственной власти для нашей страны особенно серьёзна. Это обусловлено тем, что эффективное строительство федерации возможно только через преодоление формального федерализма, излишнего централизма, также как и сепаратизма. Особое значение имеет изучение проблем укрепления российской государственности на Северном Кавказе.

Российское освоение Кавказа, которое началось в конце XVIII в., за более чем столетнюю историю сопровождалось поиском моделей управления этим стратегически важным макрорегионом.

До революции сложилась достаточно эффективная по тем временам вертикаль и горизонталь власти. Кавказское наместничество обеспечивало сильную вертикаль государственной власти. Наместник единолично управлял Кавказом и был подотчётен только императору. Горизонтальные структуры власти представляло военно-народное управление, суть которого заключалась в главенстве русского командования при опоре на представителей местной знати и национальные традиции местного самоуправления.

Необходимость учёта этнических, культурных и религиозных особенностей народов в управлении Кавказом стало важной задачей советской власти.

В начале 1920-х годов формировались основы национально-государственного строительства, которое с одной стороны основывалось на «праве наций на самоопределение», с другой, на создании новой системы хозяйственных отношений. В результате была создана наднациональная административно-территориальная единица Северо-Кавказский край, которая просуществовала непродолжительный период, так как не располагала долгосрочной программой по административному обустройству Кавказа, складывалась из конкретных обстоятельств, текущих потребностей и стратегических задач власти, управлявшей краем. При этом, совмещались две управленческие модели: стремление к жёсткой централизации, с одной стороны, и национально-территориальное деление, в целях регионализация административной практики, с другой.

Дальнейший процесс государственного строительства на Северном Кавказе осуществлялся по  национально-территориальному принципу многоуровневой советской федерации. Ослабление и распад Советского Союза высвободили накопившиеся противоречия и актуализировали идеи этнического самоопределения.

В силу особенностей развития постсоветской России процесс разграничения предметов ведения и полномочий между федерацией и её субъектами пошёл двумя путями: договорным и конституционным. В тоже время мировая практика формирования подлинного федерализма показывает, что применяемая в них юридическая форма для решения всех вопросов, касающихся разграничения предметов ведения между федерацией и её субъектами одинакова. Такой формой является Конституция и федеральный закон, а не договор.

Надо признать тот факт, что на протяжении 90-х годов 20-го столетия не было построено подлинно федеративное государство.

В 1990—1991 гг. парад суверенитетов охватил все республики Северного Кавказа. Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г., юридически оформил Российскую Федерацию. Но и он не смог стабилизировать ситуацию. Конституции северокавказских республик представляли собой кальку с федерального основного закона, при этом они перенесли на свой региональный уровень нормы и принципы, уместные для федерации в целом.

Президент Российской Федерации В. В. Путин в своём ежегодном послании Федеральному Собранию 8 июля 2000 года отметил: «Нужно признать — в России федеративные отношения не развиты и недостроенны. Региональная самостоятельность часто трактуется как санкции на дезинтеграцию государства».

Говоря об определенных достижениях в области государственного строительства за последнее десятилетие надо отметить, что удалось сделать главное — остановить процесс распада Российского государства, и по большому счету сохранить страну.

Принцип единства системы государственной власти относится к основному в федеративном государственном строительстве. Он выражается в единой политике законотворчества, государственного регулирования и управления, в наличии механизмов координации деятельности институтов исполнительной и законодательной власти, гражданского общества.

Для нашей страны необходимость укрепления единства государственной власти обусловлена тем, что органы власти, как федерации, так и ее субъектов еще не имеют достаточного исторического опыта совместной деятельности. Излишний централизм, также как и сепаратизм не обеспечивают эффективного управления. Строительство настоящей федерации возможно только через организацию отлаженной совместной деятельности вертикали государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества.

В настоящее время в обществе и государстве активно обсуждается вопрос об устойчивом развитии, в рамках которого может быть сохранена целостность государства, прекращены негативные системные изменения, обеспечена стабилизация общественной жизни. Оказались востребованными в большой мере, чем в прежние десятилетия развития страны, понятия: «качество жизни», ценности и мотивы развития, жизненные интересы.

Поэтому одной из основных целей государственной политики было определено сбалансированное и устойчивое региональное развитие, гарантирующее равное качество и условия жизни для населения различных регионов. Это чрезвычайно важно для Северного Кавказа в связи с тем, что в региональной среде жизнебытия конкретизируются проблемы безопасности населения, выравнивания межрегиональных различий в его доходах, уровне занятости, социальной инфраструктуре, транспортной сети, коммуникациях, природоохранных мероприятиях, в особенностях духовной среды и нравственных ценностей.

Кроме того, столь важный объект государственной политики, как общество, наполняется реальным содержанием, как правило, на нижележащих уровнях: региональной и локальной общности. Именно поэтому качество жизни в общественном сознании нередко определяется, прежде всего, как мера защищенности среды жизнедеятельности, чести и достоинства, ценностей личности, социальных групп и только затем — государства, общества, цивилизации в целом.

Традиционно регион в нашей стране рассматривается как категория экономическая. При этом мы все привыкли к тому, что экономика имеет ярко выраженный приоритет над всеми другими сферами общественной жизни.

Вместе с тем, на практике регион существует и развивается как значительно более широкая и сложная система всего спектра общественных отношений. Он имеет свой особый социальный облик, который отражает не только территориальную организацию природной и материальной среды, но и демографические особенности, и этнические отличия, и духовно-нравственные традиции, и самосознание.

При этом, нисколько не менее значимыми, по отношению к экономическому развитию, выступают: развитие духовной культуры населения и нравственные мотивы их жизнедеятельности.

Новый шаг в укреплении федерализма стал связан с образованием федеральных округов, в рамках которых организована работа по исполнению на региональном уровне основных направлений государственной политики, а также осуществляется контроль соблюдения законодательства Российской Федерации и выполнения решений высших федеральных органов власти.

Вне всякого сомнения, федеральные органы власти должны использовать максимум имеющихся в их распоряжении средств, борьбы с сепаратизмом регионов. Вместе с тем следует заметить, что подлинный федерализм предполагает взаимное согласование интересов центра и субъектов федерации.

Именно в связи с этим возникла государственная потребность создания Северо-Кавказского федерального округа, в который были включены проблемные регионы с низким уровнем социально-экономического развития и высоким уровнем социально-политической напряжённости. Образование нового округа — это признание остроты проблем и недостаточной эффективности предыдущей модели управления, необходимости обеспечить баланс «регион-центр-регион», мир и стабильность на южных рубежах страны.

Не менее важной задачей укрепления российской государственности на Северном Кавказе является сохранение и развитие русского языка, как языка межнационального общения. Недопустимо сокращение подготовки преподавателей русского языка и культуры в вузах Северного Кавказа. Требует решения проблема дисбаланса в объёмах преподавания русского и национальных языков в учебных заведениях региона. Русский язык для Кавказа во все времена был не только основой межнационального общения, но и проводником в многонациональную культуру нашей страны, сохранения своей идентичности в глобальном мире.

 

 

07.11.2016

Пресс-релиз по результатам круглого стола «Россия и Запад: архитектура пространства развития»

Участники круглого стола отметили общность истории и современных вызовов православной России и христианской Европы, как важнейшей для России части Запада.

04.11.2016

Сергей Перевезенцев: эксперты ВРНС готовят предложения по развитию современного образования

ВРНС подготовил «Доктрину развития современного образования».

01.11.2016

Сергей Гаврилов: ВРНС является уникальным институтом гражданского общества

Депутаты Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций приняли участие в работе XX Всемирного Русского Народного Собора.

17.10.2016

300 лет русского православия на британских островах

15–18 октября 2016 года проходит исторический визит Святейшего Патриарха Московского Кирилла в Великобританию, приуроченный к 300-летию служения Русской Православной Церкви на Британских островах.

27.09.2016

Воздвижение Креста Господня: исторический смысл православного праздника

Основанный Константином Великим «Новый Рим» — Константинополь стал центром нового общества.Это общество вошло в историю, как намного более гуманное и культурно развитое, чем окружавшие его деспотии.

16.09.2016

Латиница против кириллицы: что несет «взлом» цивилизационного кода?

История знает примеры, когда нации, государства и целые цивилизации погибали не на поле боя и без применения по отношению к ним традиционного оружия. Достаточно было утратить свой цивилизационный код.

12.08.2016

Как остановить преследования христиан на Ближнем Востоке?

В работе круглого стола приняли участие Чрезвычайный и полномочный посол Республики Ирак в Российской Федерации г-н Исмаил Шафик Мухсин и Первый Секретарь Посольства Сирийской Арабской Республики в Российской Федерации г-н Виссам Ажиб.

31.05.2016

Сакральная география России: от Херсонеса до Соловков

Один из литературных памятников Древней Руси называется «Слово о погибели Русской земли». Почему понятие «земля» занимает такое важное место в языке в нашу совсем даже не аграрную эпоху?

09.05.2016

Два миллиона, созданные из десяти тысяч: что стоит за попытками поставить под сомнение нравственный облик советского воина-освободителя?

Обвинения в массовом насилии советских солдат над немецкими женщинами — рецидив гитлеровского расового мышления.