Всемирный Русский Народный Собор

Укрепление российской государственности на Северном Кавказе: история и современность

Доклад М. Н. Белогубовой, члена бюро Всемирного русского народного собора, на Ставропольском форуме ВРНС.

Принцип единства системы государственной власти относится к основному в федеративном государственном строительстве. Он выражается в единой политике законотворчества, государственного регулирования и управления, координации деятельности институтов законодательной власти, единого государственного языка.

Проблема единства государственной власти для нашей страны особенно серьёзна. Это обусловлено тем, что эффективное строительство федерации возможно только через преодоление формального федерализма, излишнего централизма, также как и сепаратизма. Особое значение имеет изучение проблем укрепления российской государственности на Северном Кавказе.

Российское освоение Кавказа, которое началось в конце XVIII в., за более чем столетнюю историю сопровождалось поиском моделей управления этим стратегически важным макрорегионом.

До революции сложилась достаточно эффективная по тем временам вертикаль и горизонталь власти. Кавказское наместничество обеспечивало сильную вертикаль государственной власти. Наместник единолично управлял Кавказом и был подотчётен только императору. Горизонтальные структуры власти представляло военно-народное управление, суть которого заключалась в главенстве русского командования при опоре на представителей местной знати и национальные традиции местного самоуправления.

Необходимость учёта этнических, культурных и религиозных особенностей народов в управлении Кавказом стало важной задачей советской власти.

В начале 1920-х годов формировались основы национально-государственного строительства, которое с одной стороны основывалось на «праве наций на самоопределение», с другой, на создании новой системы хозяйственных отношений. В результате была создана наднациональная административно-территориальная единица Северо-Кавказский край, которая просуществовала непродолжительный период, так как не располагала долгосрочной программой по административному обустройству Кавказа, складывалась из конкретных обстоятельств, текущих потребностей и стратегических задач власти, управлявшей краем. При этом, совмещались две управленческие модели: стремление к жёсткой централизации, с одной стороны, и национально-территориальное деление, в целях регионализация административной практики, с другой.

Дальнейший процесс государственного строительства на Северном Кавказе осуществлялся по  национально-территориальному принципу многоуровневой советской федерации. Ослабление и распад Советского Союза высвободили накопившиеся противоречия и актуализировали идеи этнического самоопределения.

В силу особенностей развития постсоветской России процесс разграничения предметов ведения и полномочий между федерацией и её субъектами пошёл двумя путями: договорным и конституционным. В тоже время мировая практика формирования подлинного федерализма показывает, что применяемая в них юридическая форма для решения всех вопросов, касающихся разграничения предметов ведения между федерацией и её субъектами одинакова. Такой формой является Конституция и федеральный закон, а не договор.

Надо признать тот факт, что на протяжении 90-х годов 20-го столетия не было построено подлинно федеративное государство.

В 1990—1991 гг. парад суверенитетов охватил все республики Северного Кавказа. Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г., юридически оформил Российскую Федерацию. Но и он не смог стабилизировать ситуацию. Конституции северокавказских республик представляли собой кальку с федерального основного закона, при этом они перенесли на свой региональный уровень нормы и принципы, уместные для федерации в целом.

Президент Российской Федерации В. В. Путин в своём ежегодном послании Федеральному Собранию 8 июля 2000 года отметил: «Нужно признать — в России федеративные отношения не развиты и недостроенны. Региональная самостоятельность часто трактуется как санкции на дезинтеграцию государства».

Говоря об определенных достижениях в области государственного строительства за последнее десятилетие надо отметить, что удалось сделать главное — остановить процесс распада Российского государства, и по большому счету сохранить страну.

Принцип единства системы государственной власти относится к основному в федеративном государственном строительстве. Он выражается в единой политике законотворчества, государственного регулирования и управления, в наличии механизмов координации деятельности институтов исполнительной и законодательной власти, гражданского общества.

Для нашей страны необходимость укрепления единства государственной власти обусловлена тем, что органы власти, как федерации, так и ее субъектов еще не имеют достаточного исторического опыта совместной деятельности. Излишний централизм, также как и сепаратизм не обеспечивают эффективного управления. Строительство настоящей федерации возможно только через организацию отлаженной совместной деятельности вертикали государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества.

В настоящее время в обществе и государстве активно обсуждается вопрос об устойчивом развитии, в рамках которого может быть сохранена целостность государства, прекращены негативные системные изменения, обеспечена стабилизация общественной жизни. Оказались востребованными в большой мере, чем в прежние десятилетия развития страны, понятия: «качество жизни», ценности и мотивы развития, жизненные интересы.

Поэтому одной из основных целей государственной политики было определено сбалансированное и устойчивое региональное развитие, гарантирующее равное качество и условия жизни для населения различных регионов. Это чрезвычайно важно для Северного Кавказа в связи с тем, что в региональной среде жизнебытия конкретизируются проблемы безопасности населения, выравнивания межрегиональных различий в его доходах, уровне занятости, социальной инфраструктуре, транспортной сети, коммуникациях, природоохранных мероприятиях, в особенностях духовной среды и нравственных ценностей.

Кроме того, столь важный объект государственной политики, как общество, наполняется реальным содержанием, как правило, на нижележащих уровнях: региональной и локальной общности. Именно поэтому качество жизни в общественном сознании нередко определяется, прежде всего, как мера защищенности среды жизнедеятельности, чести и достоинства, ценностей личности, социальных групп и только затем — государства, общества, цивилизации в целом.

Традиционно регион в нашей стране рассматривается как категория экономическая. При этом мы все привыкли к тому, что экономика имеет ярко выраженный приоритет над всеми другими сферами общественной жизни.

Вместе с тем, на практике регион существует и развивается как значительно более широкая и сложная система всего спектра общественных отношений. Он имеет свой особый социальный облик, который отражает не только территориальную организацию природной и материальной среды, но и демографические особенности, и этнические отличия, и духовно-нравственные традиции, и самосознание.

При этом, нисколько не менее значимыми, по отношению к экономическому развитию, выступают: развитие духовной культуры населения и нравственные мотивы их жизнедеятельности.

Новый шаг в укреплении федерализма стал связан с образованием федеральных округов, в рамках которых организована работа по исполнению на региональном уровне основных направлений государственной политики, а также осуществляется контроль соблюдения законодательства Российской Федерации и выполнения решений высших федеральных органов власти.

Вне всякого сомнения, федеральные органы власти должны использовать максимум имеющихся в их распоряжении средств, борьбы с сепаратизмом регионов. Вместе с тем следует заметить, что подлинный федерализм предполагает взаимное согласование интересов центра и субъектов федерации.

Именно в связи с этим возникла государственная потребность создания Северо-Кавказского федерального округа, в который были включены проблемные регионы с низким уровнем социально-экономического развития и высоким уровнем социально-политической напряжённости. Образование нового округа — это признание остроты проблем и недостаточной эффективности предыдущей модели управления, необходимости обеспечить баланс «регион-центр-регион», мир и стабильность на южных рубежах страны.

Не менее важной задачей укрепления российской государственности на Северном Кавказе является сохранение и развитие русского языка, как языка межнационального общения. Недопустимо сокращение подготовки преподавателей русского языка и культуры в вузах Северного Кавказа. Требует решения проблема дисбаланса в объёмах преподавания русского и национальных языков в учебных заведениях региона. Русский язык для Кавказа во все времена был не только основой межнационального общения, но и проводником в многонациональную культуру нашей страны, сохранения своей идентичности в глобальном мире.