/САМОЕ АКТУАЛЬНОЕ/

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XХ Всемирном Русском Народном Соборе

Соборное Слово ХХ Всемирного Русского Народного Собора по теме «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы»

Завершился V Ставропольский Форум Всемирного Русского Народного Собора

Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось пленарное заседание XX Всемирного Русского Народного Собора

Соборное слово XIX Всемирного Русского Народного Собора по теме «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси»

Президент РФ Владимир Путин стал лауреатом первой премии Всемирного Русского Народного Собора за сохранение державной России

Президент РФ Владимир Путин стал лауреатом первой премии Всемирного Русского Народного Собора за сохранение державной России | Всемирный Русский Народный Собор

Слово Главы ВРНС, Святейшего Патриарха Кирилла на XIХ Всемирном Русском Народном Cоборе

Декларация русской идентичности

Декларация русской идентичности | Всемирный Русский Народный Собор

Слово Главы ВРНС, Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла на XVIII Всемирном Русском Народном Соборе

Глава ВРНС, Патриарх Кирилл призывает максимально учитывать интересы русского народа

Обращение Дискуссионного Клуба ВРНС к мыслящим людям России: Верим в себя, свой народ, свою цивилизацию!

Обращение Дискуссионного Клуба ВРНС к мыслящим людям России: Верим в себя, свой народ, свою цивилизацию!

16.09.2016

Латиница против кириллицы: что несет «взлом» цивилизационного кода?

История знает примеры, когда нации, государства и целые цивилизации погибали не на поле боя и без применения по отношению к ним традиционного оружия. Достаточно было утратить свой цивилизационный код или позволить кому-либо — сверху или извне — его изменить.

Код этот содержится в традициях и ценностях народа, его вере, языке и письменности. 

Глобализаторы поставили перед собой задачу — нанести удар по ценностям, вере языку и письменности народов Евразии и весьма в этом преуспевают. Особенно это касается языков и алфавитов, подвергающихся англификации и латинизации.

В частности, в социальных сетях растет количество вбросов на тему «целесообразности» латинизации русского (казахского, белорусского и т. п.) языка, поскольку это якобы позволит эффективнее модернизировать страну.

Не буду останавливаться на том, что модернизация совершенно не обязательно означает вестернизацию, отмечу лишь, что если российское руководство, в принципе, не реагирует на призывы разного рода провокаторов «модернизировать» русский язык, то лидеры некоторых стран СНГ, увы, заглотили наживку, похоже, не понимая, что латинизация традиционного алфавита — первый и серьезный шаг к украинизации (насильственной западнизации) своей страны. То есть к утрате своих цивилизационных евразийских оснований.

На Украине, напомню, в Раду давно внесет законопроект о переводе мовы на латинский алфавит. Решение о переходе к 2025 году на латинский алфавит принято, как утверждают казахские СМИ, и в Казахстане.

Не мое дело — критиковать руководство этой Республики, которое — если оно действительно намерено «европеизировать» или же «отуречить» казахскую письменность — наверняка руководствуется принципиально иными соображениями, чем Киев. И все же, в ситуации, когда руководство Казахстана — вот так, без всенародного обсуждения, без референдума — готово к смене важнейшего культурного основания своей державы, не могу не вспомнить историю Великой Орды, наследницей которой считает свою страну казахстанская элита.

Интересно, задумывался ли кто-то из нынешних сторонников латинизации казахского языка над вопросом о том, почему в 14-м столетии метрополия Орды (Ак-Орда) и северо-западная, вассальная её часть (Русь Московская) поменялись местами? А ведь события тех лет имеют прямое отношение к нашему времени.

Как началось падение Орды?

Захватив власть в Золотой Орде через убийство сына законного претендента на престол, хан Узбек принес кипчакам, исповедовавшим тенгрианство (единобожие по-тюркски), чужую для них веру — арабскую версию ислама (это произошло в 1320 году) и стал насаждать её силой. Лидеры ордынской аристократии заявили Узбеку: «Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры… и каким образом мы покинем закон и устав Чингиз-хана и перейдем в веру арабов?», — сообщает «Симеоновская летопись». Ответом Узбека стала казнь им 120-ти чингизидов. Узбек-хан отменил Яссу Чингис-хана и начал планомерную зачистку Орды от его наследия.

Приход к власти в тюркско-славянско-угорской Золотой Орде апологета арабской версии ислама стало прелюдией к последующей междоусобице и распаду Орды на несколько неравновеликих частей.

После смерти Узбека власть в Орде захватил его сын Джанибек, убивший при этом всех своих братьев, включая Тенибека — законного претендента на престол. А в 1357 году он сам был убит собственным сыном Бердибеком, который уже через два года тоже был убит и тоже собственным сыном Яндарбеком. Насилие, перманентные отце- и братоубийства и навязываемые коренным жителям Дешт-и-Кипчак арабско-хрезмские порядки предопределили разделение территории Великой Орды на все более паразитическую Белую Орду (Ак-Орду) с центром в Сарай-аль-Джедиде, чингизидовскую Синюю Орду с центром в Самарканде и ряд других ханств. В самой же Ак-Орде после убийства Бердибека начались внутренние междоусобицы, названные в русских летописях эпохой «Великой замятни».

За 20 лет междоусобицы от Бердибека до Тохтамыша в Ак-Орде сменилось 25 ханов. И каждый новый правитель, убивая конкурентов, пытался набрать ресурсы для собственного усиления на производящих территориях, усиливая давление на Русь и Киевское княжество, на Волжскую Булгарию, Северный Кавказ и государства Средней Азии. Разумеется, рост этого давления вызвал обратную реакцию — желание окраинных территорий вырваться из-под влияния все более жадных и жестоких правителей Орды.

Между тем, в тот самый год, когда в Ак-Орде началась «замятня», великим князем Московским стал сын Ивана Калиты Дмитрий (будущий Дмитрий Донской). Это, напомним, случилось в 1359 году (в зеркальности событий в Ак-Орде и на Руси есть своя логика), а уже в 1361 году Орда начала, образно говоря, сыпаться. Сначала от Орды откололся Хорезм, а Астрахань захватили черкесы. В 1362 году ак-ордынских ханов разбил в битве при Синих водах литовский князь Ольгерд, и он же в 1364 взял контролируемый Ордой Киев. Затем от метрополии попытался отделиться и Волжский Булгар.

Как поднялась Русь?

На Руси, тем временем, происходили прямо противоположные процессы. Со второй половины 14 века русские княжества, несмотря на внутренние конфликты, вошли в стадию подъема производительных сил — и сельского хозяйства, и городских ремесел, и торговых промыслов. Русь становилась все более сильной экономически, развиваясь за счет собственного производства и торговли с соседями, не грабя другие народы и не паразитируя на чужих ресурсах.

Причина этого восхождения — в росте национального самосознания, связанного с деятельностью митрополита Алексея, преподобного отца Сергия Радонежского и многих других духовных подвидников.

В 1374 году Сергий Радонежский стал духовником Дмитрия Донского, оплодотворив духовной силой растущую военно-политическую мощь Московского князя. В 1375 году Москва заключила союз на выгодных для себя условиях со своим извечным врагом Тверью. А в 1380-ом, как известно, объединенные силы русских разбили в сражении на Куликовом поле войска хана Мамая.

Но почему при потомках Узбек-хана начался упадок Орды, а на её северо-западной окраине (на Руси) в это же время стартовала новая держава? Что явилось толчком для запуска прямо противоположных процессов? И что помешало ак-ордынцам «перестроиться» для нового геополитического рывка?

Полагаю, что важнейшим фактором смены расстановки сил на севере Евразии стали русский язык и кириллическая письменность.

Напомню, что к моменту взлета Северо-восточной Руси Евангелие, после того как в 11 веке оно было написано на русском языке и КИРИЛЛИЦЕЙ, уже три века активно распространялось на всем пространстве Руси от Волыни до Новгорода и Ярославля. Евангелие с его кириллическим (упрощенным и более понятным, в сравнении с руницей и глаголицей) написанием было понятно и доступно почти всем, кто говорил на восточных диалектах славянского мегаязыка и был способен учиться грамоте.

К 14 веку православные тексты легко читались, тиражировались и пересказывались по всей Руси. Таким образом, Библия — в силу её доступности для простых смертных и аутентичности многим уже существовавшим на территории Руси культам, была для восточно-славянских, а затем и угорских крестьян не просто Священным писанием, но главной настольной книгой и сводом правил, определяющих не только духовную, но и бытовую, повседневную сторону жизни крестьянских общин.

По евангельским предписаниям строили свою жизнь и основатели многочисленных православных монастырей, возникающих и развивающихся как естественные общежитийные духовные центры и хозяйственные единицы в земледельческой и лесной части северо-западной Евразии. Кириллическое же написание священных текстов было важнейшим фактором русской идентичности — тщательно охраняемым и развиваемым в качестве важнейшего духовного феномена крепнущей нации.

Язык — главный фактор смены лидера в Евразии

В отличие от русских князей, Узбек-хан совершил серьезную ошибку: он навязал кипчакам (предкам современных казахов) ЧУЖДЫЕ им язык и веру. Продвигаемые им в Орде завезенные из Центральной Азии коранические тексты были написаны на арабском языке и АРАБСКОЙ ВЯЗЬЮ, чуждыми и не понятными преимущественно тюркскому населению Великой Степи. Полагаю, что именно по этой причине Коран и ислам не получили первоначально столь быстрого и широкого распространения у кочевых племен Евразии подобно тому, как Евангелие и православие укрепились и ширились в крестьянско-земледельческой и лесной части Византийской империи и Орды.

Соответственно, в то время как русские и православные люди, приобщаясь к библейским текстам, подвергались мощному и позитивному духовно-нравственному воздействию со стороны Священного писания, а клирики стремились устроить жизнь монастырских и крестьянских общин согласно установлениям Господа, в Ак-Орде, формально взявшей курс на арабские ислам и Коран, духовники не могли иметь такого влияния, какое они имели на Руси среди не понимающих язык новых священных текстов простых кипчаков.

Понятно, что Коран — не менее великая книга, чем Библия. Однако арабский ислам объективно не мог удержать единство племен Великой степи, а тем более — способствовать укреплению Золотой Орды, так как не соответствовал тысячелетнему укладу жизни кочевых народов Евразии, в течение многих веков исповедовавших культ Тенгри.

К концу 15 века русские княжества окончательно объединились в самое крупное и сильное государство Восточной Европы. Такова была мощь новой национальной идентичности, начавшейся с языка и конкретно — с кириллицы.

Золотая же Орда, напротив окончательно раскололась на десяток самостоятельных государств. Таковы результаты попытки её правителей изменить цивилизационный код кочевников через вторжение ханским указом в их язык и веру.

Проводя параллели с нашим временем, рискну утверждать, что кириллический алфавит — одно из важнейших оснований евразийской цивилизации, и его эрозия может стать началом конца Евразии. Что хорошо понимают недруги евразийской интеграции, подсовывающие народам России и бывшего СССР тезис о «преимуществах» латинизации их национальных языков.

По материалам RusNext.ru

 

 

17.12.2016

Укрепление российской государственности на Северном Кавказе: история и современность

Доклад М. Н. Белогубовой, члена бюро Всемирного русского народного собора, на Ставропольском форуме ВРНС.

07.11.2016

Пресс-релиз по результатам круглого стола «Россия и Запад: архитектура пространства развития»

Участники круглого стола отметили общность истории и современных вызовов православной России и христианской Европы, как важнейшей для России части Запада.

04.11.2016

Сергей Перевезенцев: эксперты ВРНС готовят предложения по развитию современного образования

ВРНС подготовил «Доктрину развития современного образования».

01.11.2016

Сергей Гаврилов: ВРНС является уникальным институтом гражданского общества

Депутаты Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций приняли участие в работе XX Всемирного Русского Народного Собора.

17.10.2016

300 лет русского православия на британских островах

15–18 октября 2016 года проходит исторический визит Святейшего Патриарха Московского Кирилла в Великобританию, приуроченный к 300-летию служения Русской Православной Церкви на Британских островах.

27.09.2016

Воздвижение Креста Господня: исторический смысл православного праздника

Основанный Константином Великим «Новый Рим» — Константинополь стал центром нового общества.Это общество вошло в историю, как намного более гуманное и культурно развитое, чем окружавшие его деспотии.

12.08.2016

Как остановить преследования христиан на Ближнем Востоке?

В работе круглого стола приняли участие Чрезвычайный и полномочный посол Республики Ирак в Российской Федерации г-н Исмаил Шафик Мухсин и Первый Секретарь Посольства Сирийской Арабской Республики в Российской Федерации г-н Виссам Ажиб.

31.05.2016

Сакральная география России: от Херсонеса до Соловков

Один из литературных памятников Древней Руси называется «Слово о погибели Русской земли». Почему понятие «земля» занимает такое важное место в языке в нашу совсем даже не аграрную эпоху?

09.05.2016

Два миллиона, созданные из десяти тысяч: что стоит за попытками поставить под сомнение нравственный облик советского воина-освободителя?

Обвинения в массовом насилии советских солдат над немецкими женщинами — рецидив гитлеровского расового мышления.