Всемирный Русский Народный Собор

Ценности России и Запада: диалог христианских цивилизаций

29 марта состоялось совместное Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) и Центра Социально-Консервативной Политики по теме «Ценности России и Запада: диалог христианских цивилизаций». В дискуссии приняли участие эксперты ВРНС Маринэ Восканян, Владимир Тимаков, Сергей Волобуев, президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов, политолог Каринэ Геворгян, ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин, а также известные зарубежные эксперты — Иван Бло, французский политолог, доктор экономики, профессор политических и экономических наук, бывший депутат Французского и Европейского парламентов, член Французской католической Академии, советник бывшего президента Франции Николя Саркози; Срджа Трифкович, редактор внешнеполитического отдела палеоконсервативного журнала Chronicles, профессор политологии и международных отношений и Хауке Ритц, немецкий философ и публицист. Ведущим заседания выступил руководитель Экспертного центра ВРНС Александр Рудаков.

Собравшиеся российские и европейские эксперты пытались ответить на вопросы о том, какую роль сегодня играют христианские ценности в культуре и цивилизационном коде России и Европы, в какой степени можно считать сегодняшнюю Европу пространством пост-христианского постмодерна и какие культурные трансформации ждут европейскую культуру. Какими оказались судьба и роль традиционных ценностей в Европе и России? Что сегодня означает «ценностный разрыв» между Россией и Европой в геополитическом, общественном и политическом измерении, причины и пути выхода?

По мнению Ивана Бло, христианские ценности в Европе разделяются обычными людьми, тогда как элиты во многом пытаются заменить их индивидуалистическим утилитаризмом. Место Бога в общественном сознании в этой системе занимает концепция прав человека, где «права» — это зачастую лишь красивое слово для любых прихотей, а место традиционной этики — жажда денег. Человеческая личность становится просто материалом для экономики. Понятия о родине и семье заменяются культом технологий. Нейтральный, на первый взгляд, секуляризм, в Европе приобретает антихристианские формы — это например, попытки убрать из итальянских школ изображения христианских символов в Италии или запретить изображения библейских сцен на стенах французских муниципальных госучреждений.

Срджа Трифкович сказал о том, что мы являемся свидетелями новой классовой войны, но в отличие от классического марксизма с противоречием труда и капитала, культурный марксизм поставил в центр этой борьбы мантру «раса, пол, сексуальность». Ученый обратил также внимание на то, что западные элиты пытаются использовать радикальный ислам для разрушения традиционных обществ, ошибочно полагая, что смогут удержать его под контролем. Причины русофобии, царящей на Западе, он видит не только в геополитических интересах, но и в сфере идеологии: «Западные элиты не могут простить России ее отказ принять постмодернистские ценности».

Хауке Ритц обратил внимание на то, что как традиционный христианский взгляд на исторический процесс, так и секуляризированная, но оставшаяся на христианском базисе культура европейского модерна, видели в человеке в первую очередь существо, у которого на первом месте стоит душа (в секулярной версии — разум), а не тело. Также этот субъект видит себя частью истории, у него есть прошлое и настоящее, время для него направлено к определенной цели, будь то Судный день или светские утопии. Для человека постмодерна ничего этого больше нет. Он занят лишь реализацией своих насущных потребностей, во многом только физических, а время превратилось в бесконечное бесцельное настоящее.

Руководитель Экспертного центра ВРНС Александр Рудаков отметил, что мы являемся свидетелями формирования в Европе «контридентичности», когда все, с чем себя идентифицировали европейцы на протяжении веков, приобрело отрицательный заряд, оценивается в негативном контексте. По его мнению, вместо христианских ценностей мы видим дехристианизацию. Но, по мнению эксперта, судьба Европы еще не решена и именно 21 век станет для нее решающим в этом выборе.

Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов подчеркнул, что сегодня как проект светского модерна, так и традиционная христианская парадигма одинаково находятся под атакой ценностей дегуманизации и постмодерна, а новым вызовом для них станет трансгуманизм, когда, например, будут сняты этические барьеры на применение биотехнологий и генетические эксперименты.

Член экспертного центра ВРНС Сергей Волобуев обратил внимание, что в противоположность постмодернистскому проекту, консервативный взгляд на личность должен предложить в 21 веке концепт человека, который не отказывается, а сохраняет в себе и национальную, и религиозную, и культурную идентичность.

Владимир Тимаков, заместитель руководителя Экспертного центра ВРНС, отметил, что предлагаемые в противовес традиционному взгляду идеи генетической предрасположенности человека к тем или иным формам нестандартной гендерной и половой идентичности не подтверждаются демографической статистикой, тогда как влияние культурных и социальных факторов, напротив, как видно на примере обществ с разными культурными и ценностными доминантами, в этой сфере крайне велико.

Дискуссия показала, что постмодерн и тенденции к дехристианизации оказывают разрушительное воздействие на традиционную культуру Европы, и в 21 веке необходимо вырабатывать новый взгляд на человека и общество, в котором вновь существовало бы понимание личности не как потребителя без какой-либо идентичности, а напротив -субъекта, считающего себя частью истории и традиции, обладающего ответственностью за будущее.