/САМОЕ АКТУАЛЬНОЕ/

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XХ Всемирном Русском Народном Соборе

Соборное Слово ХХ Всемирного Русского Народного Собора по теме «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы»

Завершился V Ставропольский Форум Всемирного Русского Народного Собора

Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось пленарное заседание XX Всемирного Русского Народного Собора

Соборное слово XIX Всемирного Русского Народного Собора по теме «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси»

Президент РФ Владимир Путин стал лауреатом первой премии Всемирного Русского Народного Собора за сохранение державной России

Президент РФ Владимир Путин стал лауреатом первой премии Всемирного Русского Народного Собора за сохранение державной России | Всемирный Русский Народный Собор

Слово Главы ВРНС, Святейшего Патриарха Кирилла на XIХ Всемирном Русском Народном Cоборе

Декларация русской идентичности

Декларация русской идентичности | Всемирный Русский Народный Собор

Слово Главы ВРНС, Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла на XVIII Всемирном Русском Народном Соборе

Глава ВРНС, Патриарх Кирилл призывает максимально учитывать интересы русского народа

Обращение Дискуссионного Клуба ВРНС к мыслящим людям России: Верим в себя, свой народ, свою цивилизацию!

Обращение Дискуссионного Клуба ВРНС к мыслящим людям России: Верим в себя, свой народ, свою цивилизацию!

27.01.2014

Наивные художники: картины-половики Евдокии Пановой | Всемирный Русский Народный Собор

Наивные художники: картины-половики Евдокии Пановой

Наивный художник русского XX века вошел в искусство не через парадные двери, а, скорее, через черный вход. Его долго не пускали в залы выставок. Не принимали в творческий союз. Как-то непривычно все в таком искусстве. Объемно и резко: да-да, нет-нет, зло всегда зло, а добро всегда добро.

Художественный статус их творчество получило недавно: «неучёное искусство», «русский примитив», «наив» стали собирать не только коллекционеры, но и музеи. Евдокия Панова — современная вологодская крестьянка, занимаясь ткачеством половиков, на них же, к удивлению и радости многих, рассказала о своей судьбе. Обыденная вещь под ее руками стала произведением настоящего искусства.

В 70-е годы ХХ века прогремело имя вологодского художника-самоучки Георгия Попова, любимейшего живописца и Василия Белова, и Виктора Астафьева. А уважать художественный вкус этих людей нам необходимо. Но мы по-прежнему знаем французского примитивиста Анри Руссо или грузина Нико Пиросмани, а о своих выдающихся талантах порой даже не наслышаны. К ним можно отнести и землячку Георгия Попова — Евдокию Васильевну Панову. В её творчестве мы видим и начинаем понимать гениальную простоту живой клетки. Она, эта клетка, очень не сложна, но именно с неё и начинается жизнь. И гениальность такой простоты в том, что только символическая картина мира может ей соответствовать. Между тем, именно эту способность потеряли очень многие современные профессионалы.

Родилась Евдокия Васильевна в 1907 году, а, значит, детство ее прошло в традиционной русской деревне и в традиционной крестьянской семье. Успела она зачерпнуть и радость праздников, и спокойный трудовой уклад будней, научилась обращаться с холстинами и со льном. Ко времени слома жизни она уже многое умела, как и положено было десятилетней девочке. Она научилась ткать и вышивать, и делала это искуснее других. Но до художественного творчества было еще далеко.

О ладе и укладе северной народной жизни хорошо сказал Василий Иванович Белов: «Какова жизнь?» — спрашивают при встрече. — «Всё ладно». Ответ один, если действительно всё ладно. Хорошую жизнь пронизывает лад, настрой, ритм, последовательность в разнообразии. Такой жизни присущи органичная взаимосвязь всех явлений, естественное вытекание одного из другого«. Русский лад — это и понимание того, что жажда прекрасного традиционна. Традиционное включает в себя идеальное, всеобъемлющее понимание жизни, а не только ее земное и видимое воплощение. Но идеальный и реальный мир всегда сообщались друг с другом, особенно в северном творчестве, воспринявшем традиции Киевской и Новгородской Руси и дополнивших их высокой бытовой культурой крестьян.

Примеры так и просятся быть названными: каргопольские полканы из глины мастерицы Ульяны Бабкиной — это древнегреческие кентавры; а былины сказительницы с Пинеги Марии Кривополеновой, сохраненные в течение тысячелетия, имеет явственный отзвук гомеровских гекзаметров. Проникая друг в друга и обогащаясь в этом взаимодействии, северяне c XIV-XVI вв., когда расцвели в их краях золотые времена православия и святости, дали жизненную и творческую перспективу развития всего русского искусства. А потому совершенно не удивительно, что наделенная от природы художественной чуткостью и хранившая её всю жизнь, Евдокия Панова только в свои 65 лет взялась за свои тканые картины, посвятив их крестьянской жизни — и в праздниках, и в горе.

Это был 1972 год. Техника изготовления простых домотканых половиков, которая издавна была всем известна, неожиданно оказалась чем-то большим... Искусством. А горе пришло в деревню в тридцатые годы: её родную деревню Нокшино тоже раскулачили. Было четырнадцать хозяйств. Тринадцать из них разорили. Неужели все были тут сплошь «кулаками»? Писатель и телевизионный ведущий Анатолий Ехалов, не раз с кинокамерой навещавший крестьянку-художницу, говорит: «Я много раз бывал в тех краях. Это от Чёбсарских Крестов по старому череповецкому тракту километров семь до отворотки на Любомирово. Не доезжая его, надо свернуть на Думино — и к самым лесам, из которых вытекает светлая речка Угла. В прежние времена звали это место «золотым дном» и еще Украиной. Потому что урожаи здесь были всегда богатые. А в наши дни почти не осталось следов от прежних крестьянских поколений. По зарастающей лесом дороге попадешь в такие грибные места, где белые в хорошие годы растут стеной. Благодатна здешняя земля. А судьба крестьян, растивших на ней хлеб, трагична».

«Евдокия Васильевна Панова рассказывала, — продолжает Ехалов, — что она после того, как изгнали ее семью из Нокшина, как разорили родное гнездовье, сорок лет не пела. А была прежде знатной певуньей. Сорок лет молчала в душе ее музыка. И только в восьмидесятых вновь запела. А еще открылся у нее великий талант художницы, и с кросен ее стали выходить невиданные половики-картины прежней жизни: и темный лес, и санная дорога, и свадебный поезд, и деревенька Нокшино — все четырнадцать домов. А одна изба распахнута, и веселое гулянье идет в избе».

Да, вот так и выткала она свою судьбу в половиках. Скопленное в душе и в памяти за сорок лет выплеснула в мир. Её тканые картины-половики расскажут многое и о деревне, и о ней самой: «Детство», «Посиделки» (1994), «Купание» (1993), «Деревня» (1991), «Сенокос» (1990), «Свадебный поезд» (1989), «Жду свидания» (1990), «Раскулачивание» (1995-2001). Последний тканый цикл, пожалуй, самый горький: фигуры ее деревенских героев — это позы плача и отчаяния. А сами работы исключительно документальны. Она всё видела своими глазами.

Впрочем, она жила и в то время, когда Гоголя и Пушкина не просто с «базара понесли», но и поняли, и полюбили. Евдокия Панова делает тканые портреты Пушкина и Натальи Гончаровой, а также удивляет народ жанровыми композициями «Дуэль» и «Святогорский монастырь». Привлекла ее и старушка-мать вологодского писателя Александра Яшина, которая изображена сидящей на лавочке у своего дома. И конечно, соткала из ярких лоскутов портрет мужа Петра и дочери, свой автопортрет и «портрет» дома в Чёбсаре.

Народный лад — это упорядоченная и устойчивая жизнь. В основании русской жизни в крестьянском её понимании лежит цикличность. Ритм — одно из условий жизни. Жизнь русских в основе своей и в частностях была ритмичной. «Любое нарушение этого ритма — писал Василий Белов, — война, мор, неурожай — лихорадило весь народ, всё государство. Перебои в ритме семейной жизни (болезнь или преждевременная смерть, пожар, супружеская измена, развод, кража, арест члена семьи, гибель коня, рекрутство) не только разрушали семью, но сказывались на жизни и всей деревни. Ритм проявлялся во всём. Можно говорить о дневном цикле и о недельном, для отдельного человека и для целой семьи, о летнем или о весеннем цикле, о годовом, наконец, о всей жизни: от зачатия до могильной травы... Всё было взаимосвязано, и ничто не могло жить отдельно или друг без друга, всему предназначалось своё место и время. Ничто не могло существовать вне целого или появиться вне очереди. При этом единство и цельность вовсе не противоречили красоте и многообразию. Красоту нельзя было отделить от пользы, пользу — от красоты».

Но и ничто не существует отдельно, само по себе, и в жизни человека на земле. Сюжетные гобелены Евдокии Пановой «Посиделки», «Жду свидания», «Семейный портрет» — это, в сущности, рассказ о быте старой деревни, её упорядоченной, устойчивой жизни. Действительно, красота и польза неотделимы в картинах-воспоминаниях. В них живет детская, молодая радость.

Народный лад — это постоянное пребывание в труде и понимание не только тяжести, но и его радости. Крестьянский труд не знал перерыва. Может быть, отсюда и появилось выражение, что год — круглый. «И все же весной приходят к людям свои особые радости. В поле, в лесу, на гумне, в доме, в хлеву — везде ежедневно появляется что-нибудь новое, присущее одной лишь весне и забытое за год. А как приятно встречать старых добрых знакомцев! Вот к самым баням подошла светлая талая вода — вытаскивай лодку, разогревай пахучую густую смолу. Заодно просмолишь сапоги и заменишь ими тяжелые, надоевшие за зиму валенки. Вот прилетел первый грач, со дня на день жди и скворцов. Никуда не денешься, надо ставить скворечники — ребячью радость».

И Евдокия Панова выткала песнь радостному труду: ее женские фигуры на сенокосе яркие, праздничные, крупные, будто и самим копнам сена под стать. Трудятся не только люди, но и лошади, их много на тканых картинах Евдокии Васильевны. На ее первой выставке в начале 1980-х годов не было еще христианских по теме работ, но вот в 90-е годы появились уже «Спас» (1988), «Богоматерь» (1994), «Троица» (1993), «Распятие» (1994), «Георгий Победоносец» (1991), «Архангел Михаил» (1994). Образы святых содержат в себе элементы фольклорного мироощущения, народное и христианское в них естественно живет и сочетается. Большую серию своих тканых работ она посвятила прекрасным и величавым храмам и соборам Сергиева Посада, Вологды, Череповца, Шексны, Владимира.

Очень интересно и то, что художница-крестьянка никогда не делала предварительные эскизы, но создавала картину сразу, целиком. Видела «внутри себя». Ткать свои чудо-половики на домашних кроснах она могла или снизу вверх, или «боком». Но при этом, все ее работы отличаются точной композицией, нарядностью цветовой гаммы и гармонией. Работая, увлекалась так, что и о сне, и о еде забывала, как свидетельствует ее дочь.

Половики народной художницы не собраны в одну коллекцию: продавала она их за копейки, многие дарила. Но всё же в фондах Вологодского музея-заповедника хранятся тридцать три её работы — целая энциклопедия народной жизни, наполненная добротой, трудом, высоким переживанием жизни, долгой и непростой: Евдокия Васильевна прожила 91 год. Кто-то из посетителей выставки, посвященной 100-летию художницы, назвал ее тканые половики «дорожками в небо». Очень точно и зримо.

Вадим Дементьев


 

 

04.02.2017

На каком языке заговорит мир XXI века?

Эпоха постмодерна заканчивается.

29.12.2016

Византийская перспектива диалога России и Турции как стран-цивилизаций

28.12.2016 в Санкт-Петербурге состоялся Круглый стол «Абхазы и абазины в российско- турецких отношениях (начало ХХ века)».

07.12.2016

Всемирные русские игры, или зачем нужен Фестиваль национальных видов спорта?

Фестиваль стал результатом общественной инициативы (у его истоков стоят Всемирный Русский Народный Собор и Федерация хоккея с мячом России), которая была поддержана правительством Москвы и Москомспортом.

05.12.2016

Миссия русского языка на Северном Кавказе: итоги столетия, реалии и перспективы

Выступление ректора Северо-Кавказского Федерального Университета, сопредседателя Ставропольского отделения ВРНС Алины Левитской на V Ставропольском форуме ВРНС.

16.11.2016

Резолюция секции «Великая культура России и современный мир» XX ВРНС

В последнее время в сфере культуры произошел целый ряд тревожных событий, свидетельствующих о нарастании разрушительных процессов в отечественной культуре.

03.11.2016

Владимир Путин и патриарх Кирилл 4 ноября у стен Кремля откроют памятник князю Владимиру

Около 60% москвичей одобряют установку памятника князю Владимиру на Боровицкой площади, он является символом традиционных ценностей, единения народов и великой истории Российского государства.

03.11.2016

МИД и Всемирный Русский Народный Собор усилят работу по поддержке соотечественников

Очень часто русские и русскоязычные граждане за рубежом и их дети нуждаются в той или иной поддержке.

02.11.2016

Резолюция научно-практической конференции: «Россия и Запад. Традиционные ценности: общие проблемы — разные подходы»

Сила России — внутри нас, в наших традициях и культуре, в нашей экономике, в нашей огромной территории и природных богатствах, в обороноспособности. Но самое главное — наша сила в единстве нашего народа.

01.09.2016

Значение Центра русского фольклора невозможно переоценить

Заявление Экспертного центра ВРНС.