/САМОЕ АКТУАЛЬНОЕ/

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XХ Всемирном Русском Народном Соборе

Соборное Слово ХХ Всемирного Русского Народного Собора по теме «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы»

Завершился V Ставропольский Форум Всемирного Русского Народного Собора

Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось пленарное заседание XX Всемирного Русского Народного Собора

Соборное слово XIX Всемирного Русского Народного Собора по теме «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси»

Президент РФ Владимир Путин стал лауреатом первой премии Всемирного Русского Народного Собора за сохранение державной России

Президент РФ Владимир Путин стал лауреатом первой премии Всемирного Русского Народного Собора за сохранение державной России | Всемирный Русский Народный Собор

Слово Главы ВРНС, Святейшего Патриарха Кирилла на XIХ Всемирном Русском Народном Cоборе

Декларация русской идентичности

Декларация русской идентичности | Всемирный Русский Народный Собор

Слово Главы ВРНС, Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла на XVIII Всемирном Русском Народном Соборе

Глава ВРНС, Патриарх Кирилл призывает максимально учитывать интересы русского народа

Обращение Дискуссионного Клуба ВРНС к мыслящим людям России: Верим в себя, свой народ, свою цивилизацию!

Обращение Дискуссионного Клуба ВРНС к мыслящим людям России: Верим в себя, свой народ, свою цивилизацию!

03.11.2016

Александр Щипков: Начался новый отсчет исторического времени

Выступление на XX Всемирном Русском Народном Соборе.

Москва, ХХС. 1 ноября 2016 год

Ваше Святейшество, уважаемые участники Собора!

Слушая речь Патриарха, я вспоминал места из его только что вышедшей книги «Слово о традиции и современном обществе». Многие из вас уже видели ее в холле Зала церковных соборов. Она издана совместно Всемирным Русским Народным Собором и Институтом социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ).

В прошлом году Святейший Патриарх написал книгу «Семь слов о русском мире». Идеи, высказанные в ней обсуждались в экспертном сообществе в течение года. Результатом этого обсуждения стал выход альманаха «Тетради по консерватизму». Четырнадцать экспертов (историки, философы и политологи) рассуждают о русской цивилизации, отталкиваясь от тезисов Патриарха. Никакой комплиментарности, строгая аналитика, высказанная в основном с двух идеологических точек зрения: социал-консервативной и либерал-консервативной.

Новая книга Патриарха Кирилла затрагивает несколько больших тем — традиция, свобода, права человека. Есть глава и о терроризме — страшной болезни современности. Заканчивается эта глава так: «Что можно и должно противопоставить „войне цивилизаций“, если ставка глобализма в этом вопросе оказалась бита? Только равноправный диалог цивилизаций». Мы видим, что Патриарх предлагает вести разговор о таком страшном явлении как терроризм в философской плоскости. И это не случайно.

В современном и западном и российском медийном пространстве тема терроризма приобрела не просто идеологический, но эсхатологический оттенок. Образ террориста подаётся — и вполне заслуженно — как абсолютно инфернальный, поскольку террорист использует мирных граждан в качестве расходного материала. Мирные люди — это пушечное мясо терроризма, они обеспечивают картинку в СМИ.

Перед этим общим знаменателем террора даже манихейское деление на «открытые» общества и «закрытые» теряет свою сакральную силу. Идеология приносится в жертву человечности. Тема общечеловеческих ценностей получает новый смысл, основанный на крови невинных жертв.

Но это на словах. А на деле?

На деле радикалы и террористы приходят как раз туда, где почва выжжена оранжевыми революциями, которые были инициированы и оплачены самими борцами с терроризмом. Эти борцы призывали к «единому фронту» против Аль-Каиды и ИГИЛ и сами же поддерживали их, свергая умеренных правителей.

А разве этнические чистки недалеко от наших границ — не террор? Разве не является терроризмом взрыв линий электропередач на границе с Крымом — давайте-ка посчитаем, в скольких больницах были остановлены из-за отключения аппаратуры сложные хирургические операции, спасавшие людям жизнь? Чем это отличается от вторжения боевиков в родильный дом?

А когда армия взрывает своих противников в подъезде жилого дома, где живут дети, старики, женщины? Это тоже терроризм.

В своей новой книге Патриарх Кирилл справедливо подчеркивает: «Что хотя иные комментаторы склонны сводить истоки трагических событий к религиозным различиям… в происходящем нельзя винить религию». Да, действительно, ни одна религия в мире не призывает воевать с мирными гражданами. Такие призывы — это уже произвольная идеологическая, политическая надстройка над религией. Кроме того, события последних лет убедили нас в том, что секуляристская идеология способна генерировать военный террор, ничуть не уступающий по разрушительным последствиям террору ИГИЛ*.

Можно потрясти пробирками с непонятным содержимым и вторгнуться в суверенную страну, а затем, погубив огромное количество людей, нехотя признать вину: «Мы ошиблись». Но неизбежен вопрос: а кто выступал в роли террориста в этом случае?

Патриарх Кирилл подчеркивает: «Ни одна традиционная религия не допускает навязывания веры силой, достижения религиозных целей через агрессию. Террористы, какими бы высокими словами они ни прикрывались, обычно преследуют сугубо низменные цели».

Я задаю себе вопрос: а могу ли я то же самое сказать о секулярном глобализме? Наверное — да. Мы точно также можем выделить в нём здоровую традицию и экстремистские крайности. Ведь некоторое время назад в госдепе США прямо заявили о возможности терактов в российских городах. Когда нашей стране угрожают бывшие пропагандисты антитеррористического фронта, — это тоже террор. Пролог к нему.

Нам необходимо признать, что терроризм бывает не только квазирелигиозный, но и секуляристский. И происходит он сегодня, как это ни парадоксально, под знаменами гуманизма. Вспомните словосочетание, придуманное американцами — «гуманитарные бомбардировки». Вдумайтесь в него…

У темы терроризма по сравнению с 2001-м годом кардинально изменился смысл. Сегодня нет единого «цивилизованного мира», который борется с терроризмом. Как это ни печально, но сегодня в борьбе с терроризмом мы можем надеяться только на себя.

Почему же идея противостояния Злу оказалась вывернута наизнанку? Ответ банален: из-за мирового кризиса. Чтобы выжить, элиты «первого мира» сжигают мировую периферию. Это происходит в Сирии, в Йемене, на Украине, в Афганистане… Террор для них инструмент и условие выживания. Но это игра с огнем.

Произошел сбой в инфраструктуре мировой гегемонии, за понятием «Запад» уже нет единой идеологии. Начался новый отсчет исторического времени. Что это означает?

На этот вопрос Патриарх Кирилл в своей книге «Слово о традиции и современном обществе» дает ясный ответ.

Понимание свободы и права как сакральных сущностей больше не работает. И категория свободы, и категория права могут покоиться только на общих нравственных основаниях. Странам и народам придется заново договариваться. И ничто кроме традиционной нравственности не сможет служить для этого основой. В противном случае общество ждет срыв в архаику, где нет уже ни нравственности, ни права, ни свободы.

Поэтому крайне сомнительна идея о неких «цивилизованных» (в кавычках) странах, у которых Россия якобы должна копировать структуру социальных институтов, а в качестве «платы» за этот «мастер-класс» наступать на собственные интересы. Этот устаревший взгляд использует колониалистскую риторику XIX века о зависимости как плате за окультуривание. Мы вам — Киплинга, а вы нам за это должны дать золото и слоновую кость. Мы вам — «нормы демократии», а вы нам должны везти нефть и лес…

Мы никому ничего не должны кроме как своему народу — который мы обязаны защитить. Остальное от лукавого. Если наши действия в Сирии против террористов снижают напряжение у южных границ — мы на верном пути. Теперь мы боремся с терроризмом сами, и у нас это неплохо получается. А право быть нашим союзником ещё нужно заслужить.
А что касается бывших партнеров, которые пытаются помешать России защищать свой народ, то у них свои представления о сути терроризма. Но их желания уже не совпадают с их возможностями, их идеология конкистадоров перестала отражать мировую реальность.

Поэтому закончить выступление мне хотелось бы цитатой из патриаршей книги, которую я держу в руках: «Без отказа от геополитики с позиции превосходства, от догм о мнимых цивилизационных преимуществах международное сообщество рискует повторить трагедию ХХ века. Без такого отказа диалог культур просто не сможет состояться».

Благодарю за внимание.

*Запрещённая в РФ террористическая организация

 

 

18.03.2017

ООН становится площадкой межцивилизационного диалога

На прошлой неделе в Женеве произошло весьма важное для России событие.

08.03.2017

В Женеве при участии представителей ВРНС прошла конференция ООН по защите христиан

В конференции приняли участие представители делегации Всемирного Русского Народного Собора во главе с заместителем Главы ВРНС О.А.Костиным.

18.02.2017

Александр Щипков: О русско-российском вопросе

Что случится, если модель «российской нации как нации наций» будет все же силой навязана обществу.

19.12.2016

Русский мир: ценностные основания и византийские истоки

Русский мир вбирает в себя Россию, Русское Зарубежье, диаспоры, страны и народы.

06.12.2016

В Москве прошёл грандиозный спортивный фестиваль

Многочисленные зрители праздника смогли наблюдать показательные турниры по хоккею с мячом, самбо, городкам, историческому фехтованию, перетягиванию каната, гиревому спорту и воркауту.

16.11.2016

Василий Щипков: Храм или «Музей ГУЛАГа»?

Память о репрессиях в культурном ландшафте России: политическое и духовное измерения.

10.11.2016

Александр Щипков: Победа консервативной демократии над идеями либерального авторитаризма

Провинциальное американское большинство, составляющее электорат Трампа — это протестантские и отчасти католические традиционалисты.

04.11.2016

Правозащитный центр ВРНС: будем противостоять неоязычеству и фашизму

Тенденции, которые могут привести к разжиганию межнациональной розни, вызывают беспокойство, и ВРНС хотел бы взять на себя «объединяющую роль всех здоровых сил русского народа».

15.08.2016

Александр Посадский: Неолиберализм и экологизм

Развернутые тезисы доклада на Соборных слушаниях ВРНС по теме «Экономика в условиях глобализации. Национальный взгляд».